Вторник, 19 Ноября 2019
بِسْمِ  اللّهِ  الرَّحْمـَنِ  الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar

В одном из хадисов кудси Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) передал слова Аллаха: «Все деяния сына Адама — ради него самого, и только пост — ради Аллаха, и Он будет вознаграждать за него» [«Сахих» Муслима].  

Действительно — соблюдение практически каждого обряда находится на виду у других, и только о посте не знает никто, кроме Самого Аллаха. В соблюдении поста не должно быть показухи и хвастовства. Если другие виды поклонения производятся посредством движений, которые видят разные люди, то соблюдение поста фактически скрыто от людей, для того чтобы богобоязненность и искренность были известны только Всевышнему.

Мы часто подчиняемся требованиям нашего тела. Как только мы проголодаемся, сразу мчимся схватить какой-нибудь еды; если нас обуяет жажда, мы немедленно находим воду, чтобы утолить жажду. В противоположность такой зависимости от чувств во время поста усиливается наша воля; мы напоминаем себе, что можем преодолеть наш нафс с его требованиями чувственного удовлетворения.

Кульминацией Рамадана является Ночь предопределения (Ляйлят аль-Кадр). В Коране сказано: «Ночь предопределения — лучше, чем тысяча месяцев». Это значит, что одна-единственная ночь — лучше, чем целая человеческая жизнь, поскольку тысяча месяцев приблизительно равна 83 годам. Согласно сложившейся традиции, эта ночь приходится на 27?е Рамадана, однако, исходя из хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), мусульмане должны не ждать наступления этой ночи, а искать ее. «Ищите ее, — предписывает нам Посланник Аллаха, — в течение последних десяти нечетных ночей Рамадана» [сборник хадисов ат-Тирмизи]. Таким образом, мусульманам необходимо провести последние десять ночей этого месяца с наибольшим рвением и искренностью, стремясь застать эту ночь в совершении благих и богоугодных дел, таких как чтение Корана, совершение намазов и обращения к Всевышнему.

Всему есть начало — всему есть и конец. И месяц Рамадан также оканчивается... Но можем ли мы забыть о наших религиозных обязанностях? Совсем нет. И праздник Ураза-байрам (Ид аль-Фитр) доказывает нам это, поскольку он является не только днем окончания поста. Это — праздник, который символизирует собой возрождение и обновление духовности, наших лучших качеств, силы и воли, наших усердий в борьбе с собственными недостатками. Ураза-байрам дает нам возможность задуматься о том, что впереди нас ожидают повседневные обязанности, работа на пути Аллаха и связанные с этим новые испытания, которые необходимо преодолевать стойко и с достоинством.

Ураза-байрам открывает для нас месяц Шавваль: он ценен для мусульман и тем, что это месяц распределения закята. Именно в этот месяц происходит распределение собранных средств, пожертвованных состоятельными мусульманами. Закят пробуждает в нас милосердие и сострадание, проявляющееся через бескорыстную передачу части нашего имущества менее счастливым, чем мы, людям.

Поэтому, отмечая праздник Ураза-байрам, нельзя забывать о тех, кто нуждается в нашей с вами помощи. Сколько рядом с нами тех, кто не может позволить себе накрыть полные вкусных блюд столы?! Сколько приютов для маленьких сирот и пожилых людей ждут нашей с вами поддержки, оказывать которую является нашей прямой обязанностью?! Будет ли иметь какую-нибудь ценность наш пост, если на соседней улице дети-сироты или пожилые инвалиды будут нуждаться в еде или каких-либо вещах?! «Может случиться так, что уделом человека, который простаивает ночь в молитве, станет только бессонница, и может случиться так, что уделом постящегося станет только голод и жажда» [«Сахих» аль-Бухари].

В этой связи следует обратить внимание и на такой хадис, обращенный ко всем верующим: «О, члены общины Мухаммада, клянусь Тем, Кто послал меня с истиной, Аллах не примет садака у человека, имеющего родственников, которые нуждаются в поддержании с ним родственных связей, если он отдаст ее посторонним!» [сборник хадисов ат-Табарани]. К сожалению, иногда некоторые мусульмане готовы отдавать свои сбережения всем, кроме своих родственников. Но если среди них есть нуждающиеся, то можно ли обходить их своим вниманием, игнорировать их проблемы и нужды?

В Коране часто акцентируется внимание на необходимости быть щедрым в отношении бедных. Несмотря на это, часть верующих порой не осознает суть милостыни: что, кому и как следует отдавать? Жертвовать нужно действительно что-то полезное и ценное, благодатное, способное помочь нуждающимся, поддержать их. Это может быть пища, деньги или нужные вещи; рука помощи в трудную минуту; добрый совет. Все, что мы ни сделаем доброго, будет проявлением благотворительности и милосердия. Но помощь должна оказываться бескорыстно и тем, кто нуждается в ней прежде всего.

В дни праздников существует и общемусульманская традиция посещения кладбищ с целью прочтения молитв из Корана и посвящения их душам усопших. Причем в силу высокого статуса родителей в Исламе, многократно оговоренного в Коране и Сунне, особое значение придается мольбам за них и их предков. В праздничные дни мы приходим в дома своих родственников, стараемся укреплять семейные и родственные узы. Не забываем и ушедших в мир иной своих покойных, посещая их могилы. Очевидно, что это не просто так — в Исламе, как и во всех великих религиях, напоминание о смерти способствует сохранить гармонию в жизни. В ходе постепенного признания и понимания человеком реальности и неминуемости смерти происходит его переоценка преходящих вещей этого мира. Считается, что молитва в ходе зиярата более значительна, чем совершенная в ином месте, что исходит из соответствующего разрешения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего): «Раньше я запрещал вам посещение могил, но отныне кто желает — пусть посещает их..., и кто желает — пусть совершает дуа...» [«Муснад» Ахмада; похожие хадисы содержатся в «Сахихе» Муслима и др. сборниках]. А что такое дуа? Это — обращение с мольбой к Всевышнему, которое сопровождает верующих в течение всего периода жизни человека. И это соответствует указаниям Ислама постоянно поминать Аллаха, благодарить Его в благе и обращаться к Нему с мольбами о защите от вреда и оказании помощи и покровительства в любых ситуациях.

Необходимо отметить, что арабское слово дуа происходит от того же корня, что и слово даават — призыв, проповедь Ислама. В основе даавата лежит принцип грамотности и благожелательности проповедников, согласно хадису: «Облегчайте, а не создавайте трудностей» [«Сахих» аль-Бухари]. Истинное исламское вероучение, основанное на примере Пророка Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва-с?саллям) и его сподвижников (радияллаху анхум), призывает к распространению мира и согласия, развитию уважительных отношений между людьми и их сотрудничеству, а вовсе не к вражде и войне с «неверными», захвату чужих территорий. Это основано на призыве Всевышнего Аллаха: «Входите в Ислам всей душой» [Коран, 2:208] и «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» [Коран, 5:2]. Благородные идеи Ислама воспринимались разными народами при помощи проповеди, и предки российских мусульман являют собой один из таких примеров. В даавате нуждаются как отдельные личности, так и все общество в целом, и мы обязаны использовать любые возможности для осуществления нашей миссии: довести слова Аллаха до всех.

Одним из видов даавата является и традиция укреплять в праздничные дни связи с родственниками, соседями и друзьями, оказывать помощь, дарить подарки. Дааватом будет служить каждое наше доброе слово, добрый поступок, щедрость души и нашего состояния, наш добрый нрав и моральное духовное поведение. Отдельной похвалы в эти праздничные дни заслуживает организация специальных торжественных мероприятий, особенно для детей и молодежи: благодаря им в обществе распространяется благостная и праздничная атмосфера. Это дает возможность почувствовать себя единой общиной, помогающей друг другу в горе и радости. Дай Аллах, чтобы именно так и проходили все наши праздники, чтобы память о них оставалась на весь год — вплоть до их наступления в будущем.

Да примет Всевышний Аллах наш пост, и да дарует Он нам благодать священного месяца, и да ниспошлет Он нам жажду — жажду прихода следующего Рамадана. Ид мубарак! Гаетыбыз м?б?р?к булсын! Да будет благословенен праздник окончания месяца Рамадан — месяца святости, искренности и чистосердечия в делах и обрядах поклонения Аллаху!

Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин

Председатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управлениямусульман Европейской части России

 


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку