Милостыня аль-фитр - необходимое (ваджиб) ежегодное воздаяние состоятельных мусульман в конце месяца Рамадан в пользу бедных и нуждающихся. Эта традиция берет начало со второго года хиджры - переселения Пророка Мухаммада в Медину , когда фитр-садака была вменена в обязанность правоверным наряду с постом и до вменения закята в обязанность мусульманам. «Фитр» - по-арабски употребляется в значении исход поста. Отсюда и понятие - милостыня аль-фитр. Фитр-садака - знак благодарения Творцу, сотворившему нас высшими существами во вселенной и давшему возможность пользоваться Его дарами. Это – милостыня прекращения поста. В отличие от закята, который должен выделять состоятельный мусульманин за свое имущество, фитр-садака является обязательной милостыней за каждого верующего, встретившего часть месяца Рамадан: выплата милостыни аль-фитр налагается на каждого совершеннолетнего мусульманина, который должен выделить милостыню за себя и за мусульман, находящихся на его иждивении (даже если это новорожденный ребенок, появившийся на свет в последний день месяца Рамадан). Ибн Умар сообщил общине: «Наш Пророк вменил в обязанность раздавать милостыню аль-фитр каждому мусульманину - вольному и рабу, мужчине и женщине, мерой 1 са‘ ячменя или хурмы». Исходя из этого хадиса и следуя содержащимся в других хадисах указаниям, ученые объявили, что милостыня аль-фитр считается необходимой (ваджиб) . Милостыня аль-фитр - ритуал, который подводит пост к совершенству. Недаром ученые уподобили фитр-садаку существующему в распорядке намаза «саджда-сахв» (т.е. «исправительному поклону»). Подобно тому, как поклон устраняет ошибки, допущенные в намазе, так и фитр-садака восполняет недостатки и недочеты поста. Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха вменил в обязанность милостыню аль-фитр как очищение постящихся от праздных слов и занятий, скверных и несдержанных речей, и помощи в питании бедных...» (Абу Дауд, Ибн Маджа). Как мы уже отмечали, пост не состоит только в ограничении еды, питья и воздержании от супружеских отношений. Все эти действия относятся к физиологическим инстинктам человека, тогда как в нем сочетаются и физические и духовные начала. Человек призван дисциплинировать себя всеми органами, зрением, слухом до тончайших деталей. Что касается общественной стороны милостыни аль-фитр, то эта традиция, сопряженная с праздничными днями, дарит радость бедным, красит их скудный стол, помогает хоть в какой-то мере облегчить бремя нужды. В хадисе, переданном от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), сказано: « В этот день (день праздника) не заставляйте просить бедных милостыню» (хадис передал Даракутни от Ибн Адый и Ибн Умара) . Фитр-садака создает теплую ноту участия в отношениях богатых и бедных, помогает в какой-то мере устранить разницу в материальных достатках, существующую между этими сословиями. И таким образом нравственный смысл религиозной традиции будет пробуждать доброе участие и сочувствие у богатых к бедным, а неимущие проникнуться признательностью и, чувством уважения к богатым. Размер выделяемой милостыни Милостыня аль-фитр выделяется в виде предусмотренного Шариатом определенного количества продуктов: с фиников, изюма, ячменя – 1 са‘, с пшеницы – половина са‘ ; либо выплачивается его денежный эквивалент (его размер следует узнавать в официальных религиозных органах данной местности, где рассчитывается сумма закята этого года с учетом финансовой ситуации в данной стране). Установление о милостыне аль-фитр, на первых порах казавшееся незначительным и несущественным, при общем и широком рассмотрении обретает все больший размах, как в материальном отношении, так и по числу включающихся в ее осуществлении людей. Для кого обязательна фитр-садака ученые считают, что для исполнения фитр-садака не обязательно располагать тем нормативным количеством состояния, которое предусмотрено для воздаяний «закят». Поэтому каждый правоверный, имеющий достаточные средства, необходимые для проживания, должен раздавать фитр-садаку от своего имени и от имени своих иждивенцев. Выплачивать фитр-садаку за супругу, совершеннолетних детей, своих родителей, родных братьев и сестер не входит в обязанность. Однако можно выплатить фитр-садаку и за них. Можно с уверенностью сказать, что столь низкий уровень доли вносимого воздаяния в милостыне аль-фитр, содействует той цели, чтобы каждый мусульманин, начиная от располагающего скромным довольствием на день до самых высших слоев по уровню жизни, вкусил благо дарения, испытал удовлетворение и радость доброго участия в помощи ближнему. Эта практика, служащая развитию чувства социальной справедливости в обществе, является очень значимой животворной традицией. Кому выплачивается фитр-садака Богословы единогласно утверждают, что фитр-садака выплачивается тем категориям людей, кому должен выплачиваться закят . Смысловой перевод коранического аята гласит: «Поистине, милостыня [закят] принадлежит [выплачивается]: • бедным [не относящимся к тем, кто выплачивает закят]; • нищим [неимущим и обездоленным]; • тем, кто занимается сбором и распространением закята; • тем, кто близок к вере или еще слаб в религиозности своей; • для выкупа и освобождения рабов; • на выплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними; • на пути Аллаха (фи сабилил-лях); •путникам. Это обязательно для вас, и Господь Всезнающ, Мудр ». Милостыню аль-фитр не полагается давать людям, имеющим достаток, при котором человек сам должен выплачивать милостыню. Целью милостыни является оказание помощи нуждающимся мусульманам. Неприемлемо выплачивать фитр-садака родителям, деду, бабушке, супруге, детям, внукам и только тем родственникам, которые находятся на его иждивении или попечении, - в этом случае благо воздаяния обращается к нему самому. Хотя милостыня аль-фитр может быть адресована всем категориям социальных слоев, входящих в сферу благотворительной заботы (закята), исламские ученые единодушны во мнении, что при фитр-садака предпочтение должно отдаваться неимущим и бедным мусульманам, ибо назначение фитр-садака - удовлетворение их нужд. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что закят «изыскивается у богатых и воздается бедным» (аль-Бухари), то есть неимущие и необеспеченные в этом вопросе имеют преимущественное право. Мусульманин раздает фитр-садака нуждающимся, начиная от родственников и соседей. Если в округе нет нуждающихся, то фитр-садака нужно адресовать бедным и праведным людям, проживающим в других местах. Предостережением от ошибочного шага при выделении милостыни аль-фитр служат для нас слова Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Воистину, есть люди, употребляющие деньги закята без прав. Им – огонь в Судный День» (аль-Бухари). Когда необходимо выплачивать фитр-садака Выплата милостыни производится в течение месяца Рамадан, но лучшее время – с наступлением дня праздника разговения (сразу после захода солнца последнего дня месяца поста) до прочтения праздничной молитвы. Однако если же была уважительная причина невыплаты, то это следует сделать после прочтения молитвы до захода солнца. Кто не выплатит фитр-садака, тот останется перед Всевышним должником. Поэтому наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), как передает Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), сказал: «Приемлема милостыня аль-фитр тех, кто выплатил ее до праздничной молитвы» (Абу Дауд, Ибн Маджа).