8 мая уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин направил обращение в Коптевский районный суд г. Москвы, где идет вызывающее все больший резонанс у нас в стране и за рубежом «дело Нурси». В нем он просит федерального судью С.В. Митюшева со всей ответственностью и серьезностью подойти к процессу о запрете трудов выдающегося мусульманского богослова, чтобы не допустить «массовых нарушений прав и свобод» верующих и не поставить Россию в ряд «недемократических, тоталитарных государств».
Приводим обращение В. Лукина.
Уважаемый Сергей Викторович!
Ко мне поступило обращение Председателя Совета муфтиев
России муфтия шейха Равиля Гайнутдина в связи с рассмотрением в Коптевском
районном суде г. Москвы заявлений Прокуратуры Республики Татарстан (от
24.04.2006г. и 24.04.2007г.) о признании 14 книг и брошюр С. Нурси в качестве
экстремистской литературы.Я внимательно ознакомился с представленными мне
книгами С. Нурси, изданными в Москве на русском языке Культурно-образовательным
фондом «Нуру бади» и другими материалами. Среди которых: многочисленные отзывы и
заключения государственных органов ряда зарубежных стран, Организации Исламская
конференция, известных мусульманских и светских образовательных учреждений,
богословов, судебных экспертов, политических и общественных деятелей. Кроме
того, имеются отзывы и обращения руководителей Центрального духовного управления
мусульман России, Духовного управления мусульман Дагестана, российских
мусульманских учебных заведений, правозащитных организаций, а также
социально-психологические, исторические и религиоведческие экспертизы,
выполненные сотрудниками учреждений Российской академии наук и известными
учеными России, чьи авторитет, знания и научная добросовестность не могут быть
поставлены под сомнение.Во всех них отдается дань уважения личности и
религиозно-просветительской деятельности Саида Нурси (1876-1966), который по
праву входит в число виднейших знатоков и толкователей Священной книги мусульман
Корана и чьи труды печатаются массовыми тиражами во всех мусульманских
странах;подчеркивается высокое духовное значение творчества Нурси для
современного исламского мира, включая и многомиллионных последователей Ислама в
России; и отвергаются как безосновательные, надуманные и провокационные
намерения отнести его книги к «экстремистской литературе», а автора обвинить в
разжигании межрелигиозной вражды и в пропаганде религиозного превосходства
мусульман.По моему поручению специалисты (религиоведы и юристы) Отдела по защите
свободы совести моего рабочего аппарата изучили и проанализировали содержание
всех выше упомянутых материалов и пришли к однозначному заключению, что
представленные в суд 14 книг и брошюр Саида Нурси являются
религиозно-назидательной литературой. В их основе - разъяснение и толкование
смысла и содержания сакральных обязанностей мусульманина перед Аллахом,
изложенных в Коране, призыв воспитать в себе внутреннюю религиозную убежденность
и веру в спасительные истины и принципы Ислама. В книгах и брошюрах нет
какого-либо противопоставления граждан по признаку их мировоззренческого выбора
(религиозного или нерелигиозного) и уж тем более - призывов к религиозной вражде
и нетерпимости. Речь идет исключительно о религиозно-мировоззренческих ценностях
и убеждениях и о необходимости для верующего человека понимать их, сохранять и
отстаивать.Мне известно, что, к сожалению, попытки объявить творчество Саида
Нурси «экстремистским», а его читателей, распространителей и последователей
зачислить в число «экстремистов», были и ранее. В частности, в Омском областном
суде в мае