Вторник, 07 мая 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Документы и заявления СМР и ДУМРФ > Ответ на многие вопросы

В последнее время у многих возник повышенный интерес к тому, что представляет собой шариат, особенно после скандального интервью о необходимости легализации шариатского суда в России. Стали чаще спрашивать о реальности существования шариатского суда в условиях современной российской действительности. К сожалению, большинство вопросов продиктованы теми ложными стереотипами, которые сформировались из-за отсутствия полноценной и достоверной информации в СМИ по данной теме (часто пугают картинками сцен жестоких форм наказания или, наоборот, якобы слишком снисходительного подхода к виновным за серьезные преступления). "Так ли все на самом деле? Неужели шариат — это лишь формы наказания?" - спрашивают меня. Безусловно, нет. 

Шариат - это комплекс предписаний, закрепленных, прежде всего, Священным Писанием, а также действиями, поступками и словами посланника Божьего, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности верующих, выступая источниками конкретных норм, регулирующих их поведение. Шариат - это совокупность правовых норм, нравственных принципов и правил поведения мусульманина. Практической стороной шариата занимается фикх. "Фикх" переводится как "понимание", "понимание сути вещей", а в религии это - научное направление, занимающееся разработкой канонов и практических положений на основе Священного Писания и Сунны, более точно - мусульманское право. Мусульманское право включает два подраздела: нормы поклонения, как например, молитва, пост, обязательная милостыня, хадж и подобные действия, где регулируется связь человека со своим Господом, и нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми. Мусульманское право уточняет каждую норму до мельчайших подробностей. Так, например, существует канон относительно употребляемой еды - запрещено есть мясо определенных видов животных, мясо животного, при заклании которого не было упомянуто имя Бога. Установлены и являются обязательными правила ритуального омовения, правила совершения намаза, соблюдения поста и т. д. В шариате также действуют детально разработанные системы уголовного и гражданского права. Когда каждый гражданин хорошо осведомлен о неминуемом возмездии со стороны судебных органов в случае совершения им преступления против другого лица, в обществе будет преобладать спокойствие и безопасность. Вердикт о высшей мере наказания выносится только при наличии неоспоримых, явных улик и показаний свидетелей. Любое сомнение - в пользу обвиняемого. И, безусловно, в исламском судебном законодательстве "презумпция невиновности" является основополагающим понятием. Здесь также важно подчеркнуть, что, по мнению всех мусульманских ученых, решение о наказании, а тем более о смертной казни может быть вынесено только официальными судебными органами. Все возможные деяния, поступки мусульманина подразделяются на пять категорий: 

"фард" - строго обязательные, предписанные деяния; 

"мандуб" - одобряемые, но необязательные деяния; 

 "харам" - категорически запрещенные; 

"макрух" - порицаемые;

"мубах" - разрешенные деяния, относительного которых нет ни запретов, ни установлений.

Шариат во многих аспектах учитывает жизненные обстоятельства индивида, и поэтому нормативность не носит абсолютного характера, допускаются послабления. Так, например, беременные женщины освобождаются от обязательного поста в месяц Рамадан и могут соблюсти пропущенный пост в иное время. Непреднамеренное нарушение поста также не является отступлением. Голод и другие вынужденные крайние обстоятельства разрешают мусульманину питаться запрещенной пищей. То есть шариат - это целая система правил и законов, охватывающих все сферы жизнедеятельности, которая - во благо самому же человеку: за соблюдение нравственности и взаимоуважения, за сохранение общечеловеческих ценностей и веры во Всевышнего, за поддержание здоровья и развитие будущего потомства. Но самое главное, что законы шариата имеют святую Божественную основу, и каждый верующий, соблюдая их, испытывает особый трепет и серьезную ответственность пред Богом. Но в то же время необходимо честно отметить, что российские мусульмане в большинстве своем не знакомы с шариатскими нормами и правилами. У многих мусульманских народов до сих пор присутствуют элементы местных древних доисламских традиций и обычаев. И к нашему общему сожалению, люди порой не могут разграничить народные обычаи и нормы шариата, по причине чего у некоторых формируется искаженное понимание правил и принципов, предусмотренных канонами Ислама. В настоящий момент важно не то, какие существуют отличия между нормами российского и мусульманского права, важно найти пути их гармонизации. Но для этого, прежде всего, необходимо понимать, в чем же сходства и различия этих двух правовых систем. Очевидно, что различие прежде всего в том, что российская правовая система - это светская система права, являющаяся частью континентальной, или романо-германской системы, исходит из наивысшего авторитета закона. Все остальные нормативные акты должны исходить из него и соответствовать ему.  Конституция - основной закон, обладающий высшей юридической силой. Законы, регулирующие общественные отношения, охватываемые определенной отраслью права, объединяются в единый кодекс, который базируется на общих принципах. Система же мусульманского права основана на религиозных постулатах. Ввиду отсутствия структурированности права, деление его на отрасли законодательства не свойственно мусульманскому праву. Ее основу составляют юридически значимые положения Корана и Сунны, а также нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе источников, прежде всего единогласного мнения (иджмы) наиболее авторитетных правоведов, и умозаключений по аналогии (кияс). Что интересно, подобные источники применяются также и в российском законодательстве. Существенное значение имеют также четыре мусульманско-правовые школы, которыми порой по-разному трактуются положения Корана и Сунны. Труды основателей правовых школ и являются основным источником права. Еще одной особенностью является большая гибкость мусульманских законов, которая исходит из допустимости различных точек зрения внутри правовых школ, и во многих случаях допустимы несколько способов решения вопроса. Если вернуться к истории, то мы столкнемся с интересным фактом, что до 1917 года российские мусульмане руководствовались тремя системами права: шариатом, адатами (местными традициями) и российскими законами. Царская администрация допускала, за исключением уголовно-правовой сферы, применение шариатских норм. Правоотношения, возникающие в связи с совершением преступлений, регулировались законодательством. В области гражданского, семейного и других отраслей права законодательство применялось только по желанию одной или обеих спорящих сторон. Таким образом, учитывался как местный менталитет, так и государственные нормы порядка. Однако после 1917 года власти начали постепенно искоренять местные традиции. Уголовный кодекс РСФСР ввел уголовную ответственность за соблюдение мусульманских и национальных традиций: уплата и принятие брачного выкупа, заключение соглашения о браке с лицом, не достигшим брачного возраста и т. д. Эти нормы УК РСФСР носили дискриминационный характер по национальному и конфессиональному признаку. В результате этих мер прежние обычаи стали исчезать, иные видоизменились. С началом демократических реформ в 1991 году гонения на религию прекратились, дискриминационные нормы из Уголовного кодекса с 1997 года были исключены. И по сей день, особенно в тех регионах, где преобладает мусульманское население, влияние шариата на регулирование бытовых вопросов действует и, ввиду возрождения мусульманских традиций, даже возрастает. Отсюда возникает потребность в детальном исследовании соотношения и в гармонизации российского и мусульманского права. Тем более что в России, как в многонациональном и многоконфессиональном государстве, наряду с официальным действием российского законодательства при регулировании возникающих вопросов мусульмане всегда прибегали как к соблюдению шариатских норм, так и к соблюдению местных адатов (традиций). Введение третейских судов, которые бы рассматривали поступающие вопросы со стороны представителей мусульманской уммы (общины) в соответствии с действующим российским законодательством, с учетом норм мусульманского права, применимыми на территории РФ, возможно, позволило бы найти пути гармонизации этих двух систем. В качестве такого примера можно было бы привести придание законной силы распределению имущества по мусульманским канонам с применением наследования по завещанию, предусмотренного Гражданским кодексом РФ, оформление договоров займа, брачных договоров и многое другое. В целом процесс гармонизации начат, но нам необходимо его проводить в рамках действующего правого поля.

Учитывая категоричность и сеяние страха в обществе авторами некоторых публикаций о шариате в СМИ, необходимо глубоко и основательно подойти к тому, чтобы разъяснять, показывать и рассказывать позитивное, исключать ошибки и невежество ради стабильности и дальнейшего процветания многонациональной России.

Подготовил Ильдар-хазрат Аляутдинов

старший имам-хатыб Московской Соборной мечети

апрель 2012


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку