Суббота, 27 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Конференции, поездки и встречи > Межкультурный диалог как базовый императив обеспечения межцивилизационного согласия

Межкультурный диалог как базовый императив обеспечения межцивилизационного согласия Заместитель Председателя Совета муфтиев России Рушан хазрат Аббясов выступил с докладом на тему "Межкультурный диалог как базовый императив обеспечения межцивилизационного согласия" в рамках Международной конференции высокого уровня АСЕМ (Форум "Азия - Европа") по межкультурному и межрелигиозному диалогу "Межцивилизационное согласие как необходимое условие устойчивого развития", которая проходит в Санкт-Петербурге.

"Уважаемые участники нашего Форума!

Убежден, что его инициаторы заслуживают нашей большой благодарности и признательности, поскольку предложенная нам генеральная тема «Межцивилизационное согласие как необходимое условие устойчивого развития», безусловно, не перестает оставаться одной из центральных среди самых актуальных проблем современности, причем не только и, возможно, даже не столько потому, что далеко еще не преодолены представления, рожденные нашумевшей теорией покойного Сэмуэ́ля Хантингтона о столкновении цивилизаций, первоначально сформулированной им в 1993 году , сколько, как представляется, потому, что сегодня представления о сути и практических путях взаимодействий цивилизаций оказываются весьма и весьма размытыми и неопределенными, равнó как и границы между самими цивилизациями, благодаря непрерывно ускоряющемуся росту их взаимосвязанности на мировом и региональных уровнях.

При этом такой рост, как справедливо отмечается в Концепции, подготовленной организаторами нашего Форума, всё явственнее сопровождается парадоксальной, на первый взгляд, тенденцией к расширению в мире конфликтов различной этиолóгии и масштабов. И одной из серьезных причин тому служит, несомненно, дефицит взаимного доверия – дефицит, во многом порождаемый именно чрезвычайно высокими темпами расширения и углубления взаимосвязанности между представителями различных социокультурных парадигм: они, как со всей очевидностью показывает практика, часто просто не успевают за такими темпами, оказываются не готовыми к рациональному восприятию лавинообразного потока новых мировоззренческих идей и поведенческих моделей… и на такой основе – к их объективной, свободной от эмоционального давления оценке.

Задача по преодолению дефицита взаимного доверия, всегда особенно сложная для последователей разных мировоззренческих систем, базирующихся на религиозном сознании, крайне усугубляется в наши дни их, мягко говоря, малой осведомленностью не только о базовых, установочных ценностях друг друга, но и, скажем откровенно… – о своих собственных, в силу общей, доминирующей (!) в сегодняшнем мире массовой религиозной непросвещенности.

Например, понятие другой, в отличие от своих повсеместно всё заметнее проявляющихся современных негативных интерпретаций, отнюдь не связывается в исламе прежде всего с такими понятиями как чужой, чуждый, недруг, враждебный и тому подобными представлениями, которые a priori несут в себе конфронтационный заряд. (Из Его [Всевышнего] знамений, – читаем в Священном Коране, – творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Поистине, в том - знамения для знающих) .

Суть этих знамений в том, что один человек, и даже целый, отдельно взятый народ не в состоянии в полной мере выполнять возложенную на них Всевышним Создателем Миссию – быть Его наместниками на нашей благословлённой Им Земле, ответственными перед Ним (!) за все сущее на ней. И только объединившись, только познавая друг друга и взаимно обмениваясь приобретёнными знаниями и опытом, люди могут и должны сообщá (!) достойно нести свою великую Миссию, возложенную на них Всевышним: (О люди, – обращается Он ко всему (!) человечеству, – Мы создали Вас от мужского и женского начал и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга!) .

При этом уместно обратить внимание на то, что речь идет о задаче непосредственного познания народами друг друга, которое может осуществляться не иначе как только через прямой межкультурный диалог. Отсюда вытекает, что этот диалог, который, по справедливому мнению авторов общей концепции нашего Форума, "выступает в качестве одной из несущих конструкций глобальной безопасности и стабильности", попадает для мусульман – по существу! – в категорию уровня фарáид, то есть – обязательных предписаний ислама, нацеленных, согласно процитированным выше аятам Священного Корана, на ▪ мирное, ▪ взаимно полезное, ▪ креативное взаимодействие народов, независимо от их расовой или этнической принадлежности.

И именно из таких заповеданных Самим Всевышним (!) предписаний и установок исходит в своей практической деятельности Совет муфтиев России: любое общественно значимое исламское мероприятие, организуемое им, проводится так, чтобы быть максимально открытым не только для широкого участия в нем мусульман, но и немусульман, всех позитивно настроенных граждан.

Достаточно вспомнить, например, уже уверенно ставшую традиционной ежегодную международную выставку Moscow Halal Expo, в церемонии открытия которой неизменно принимают участие представители других религий и самой широкой российской общественности.

Добрую известность приобрел и ежегодный, также ставший уже традиционным, всероссийский Мусульманский форум с участием представителей из стран СНГ и Исламского мира. Без преувеличения, этот Форум, на который регулярно приглашаются также представители всех традиционных конфессий нашей страны и опять-таки – широкой российской общественности, вносит заметный вклад в поддержание стабильности и гражданского согласия на базе оживлённого межкультурного диалога между всеми его участниками.

Особого упоминания заслуживает Шатёр Рамадана – ежегодно устраиваемая в дни Священного мусульманского месяца Великого Поста трáпеза разговлéния, которую могут разделять (и с удовольствием разделяют…) с мусульманами и немусульмане. Более того, в день торжественного открытия Шатра в нем участвуют и выступают с приветственными словами представители традиционных конфессий России и видные общественные деятели.

Российские мусульмане не только радушно принимают соотечественников-немусульман, но и сами заинтересованно участвуют в общественно-значимых мероприятиях, организуемых другими конфессиями. Так, «Союз мусульманок России», образованный в 2012 году, принял активное участие в Проекте, организованном женской еврейской организацией «Скатерть мира», которую подписали представительницы всех традиционных конфессий России.

Примеры социальной активности российских мусульман через самые разнообразные формы межкультурного диалога можно было бы продолжать и продолжать: и продолжать, но и приведённых

ª здесь и активное сотрудничество с детскими домами, домами для престарелых и ветеранов Великой отечественной войны;

ª здесь и организация спортивных турниры между командами, представляющими различные конфессии;

ª здесь и донорские акции, проводимые совместно с самыми различными общественными и религиозными организациями и многое, многое другое.

Этих примеров и тех, что были приведены подробнее, вполне достаточно для того, чтобы убедиться в том, что именно такой диалог, как ничто другое, отличается особой эффективностью в деле продвижения и укрепления ▪ межцивилизационного взаимопонимания, ▪ социальной сплоченности и ▪ толерантности в условиях непрерывно возрастающей общественной взаимосвязанности, религиозного и культурного разнообразия в России, как, впрочем, и в любом современном динамично развивающемся обществе.

Да поможет всем нам Всевышний на этом благословенном пути!

والسلام عليكم ورحمة الله وبركاته

Заместитель Председателя Совета муфтиев России,
Рушан хазрат Аббясов"

(Санкт-Петербург, Июль 2014 г.)


4 июля 2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку