Пятница, 03 мая 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > "НГ-РЕЛИГИИ": "Дорогая моя столица, золотая моя Орда. В книге Фарида Асадуллина исследуется мусульманское прошлое российского мегаполиса"



Асадуллин Ф. Многонациональный мир Москвы.
- М.: Диалог цивилизаций, 2014.


Исследование помощника Председателя Совета муфтиев России Фарида Асадуллина дает читателям возможность посмотреть на историю исламской общины столицы ее собственными глазами. Перспектива, не лишенная интереса, потому что разночтений в трактовке прошлого у христиан и мусульман накопилось немало. А к взглядам некоторых наших соотечественников на события минувших дней общественное мнение может оказаться не готово.

Концепцию Асадуллина стоит охарактеризовать как евразийство, интерпретированное с позиций ислама. Одна из глав книги называется "Татарская Московия", другая - "Караван-сарай Москва", третья "Москва: дочь Азии, весьма удивленная тем, что находится в Европе". Уже в самом начале книги Асадуллин выдвигает гипотезу о мусульманских корнях первого хозяина города Стефана Кучко, якобы "Кучука" (тюрк. "маленького"). По утверждению автора, многонациональной Москва была еще до того, как пришли монголы.

Предложенный Асадуллиным подход к проблеме вполне можно критиковать. В главах об отношениях Москвы с татарами и монголами автор не упоминает осаду города бекляри-беком Едигеем, разграбление его ордынским полководцем Дюденем, резню, устроенную в нем ханом Тохтамышем и полное уничтожение Москвы Батыем, утверждая при этом, что "вхождение в Золотую Орду обуздало деградацию нравов и массовое безумие, царившие в домонгольской Руси". Но более важным, пожалуй, представляется иной аспект.

В своем сочинении Асадуллин стремится показать, что исламский фактор не представляет опасности для России, опираясь на прецеденты, почерпнутые из прошлого. Все они относятся ко временам, когда число мусульман в нашей стране было стабильным (а в некоторые периоды и сокращалось). В нашу эпоху демографических перемен аргументы, отсылающие к другому раскладу сил, не столь убеждают. Исторические параллели повисают в воздухе.

С другой стороны, и в этом отношении подход Асадуллина совершенно верен, исламский контекст столицы недооценен, а зачастую просто упускается из виду. Мусульманское прошлое проступает в облике города как прекрасный экзотический налет через архитектуру собора Василия Блаженного, названия улиц и язык. Эту совокупность исламских аллюзий и стремится проследить Асадуллин, создавая своего рода энциклопедию московского ислама, одновременно живого и почившего: Ростопчины (татарский по происхождению род), собор Василия Блаженного (созданный под влиянием восточных мотивов), улица Ордынка...

Эта совокупность аллюзий, дает ли она основание считать, что Москва в значительной мере была исламской, как считает автор? Отталкиваясь от фактов, собранных автором, можно прийти к выводу, что мусульманская жизнь в столице развивалась скачками, и именно это, что немаловажно, сделало невозможным появление исламского квартала в городе. Исламские общины отступали из центральных частей города и обосновывались на его периферии, а их этнический состав менялся с течением времени. Об этом повествуется в последних по порядку наиболее насыщенных фактами частях книги.


Александр АПТЕКАРЕВ
17 июня 2015 г.


17 июня 2015 года


22 июня 2015

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку