Асадуллин Ф. Многонациональный мир Москвы.
- М.: Диалог цивилизаций, 2014.
Исследование помощника Председателя Совета муфтиев России Фарида Асадуллина дает читателям возможность посмотреть на историю исламской общины столицы ее собственными глазами. Перспектива, не лишенная интереса, потому что разночтений в трактовке прошлого у христиан и мусульман накопилось немало. А к взглядам некоторых наших соотечественников на события минувших дней общественное мнение может оказаться не готово.
Концепцию Асадуллина стоит охарактеризовать как евразийство, интерпретированное с позиций ислама. Одна из глав книги называется "Татарская Московия", другая - "Караван-сарай Москва", третья "Москва: дочь Азии, весьма удивленная тем, что находится в Европе". Уже в самом начале книги Асадуллин выдвигает гипотезу о мусульманских корнях первого хозяина города Стефана Кучко, якобы "Кучука" (тюрк. "маленького"). По утверждению автора, многонациональной Москва была еще до того, как пришли монголы.
Предложенный Асадуллиным подход к проблеме вполне можно критиковать. В главах об отношениях Москвы с татарами и монголами автор не упоминает осаду города бекляри-беком Едигеем, разграбление его ордынским полководцем Дюденем, резню, устроенную в нем ханом Тохтамышем и полное уничтожение Москвы Батыем, утверждая при этом, что "вхождение в Золотую Орду обуздало деградацию нравов и массовое безумие, царившие в домонгольской Руси". Но более важным, пожалуй, представляется иной аспект.
В своем сочинении Асадуллин стремится показать, что исламский фактор не представляет опасности для России, опираясь на прецеденты, почерпнутые из прошлого. Все они относятся ко временам, когда число мусульман в нашей стране было стабильным (а в некоторые периоды и сокращалось). В нашу эпоху демографических перемен аргументы, отсылающие к другому раскладу сил, не столь убеждают. Исторические параллели повисают в воздухе.
С другой стороны, и в этом отношении подход Асадуллина совершенно верен, исламский контекст столицы недооценен, а зачастую просто упускается из виду. Мусульманское прошлое проступает в облике города как прекрасный экзотический налет через архитектуру собора Василия Блаженного, названия улиц и язык. Эту совокупность исламских аллюзий и стремится проследить Асадуллин, создавая своего рода энциклопедию московского ислама, одновременно живого и почившего: Ростопчины (татарский по происхождению род), собор Василия Блаженного (созданный под влиянием восточных мотивов), улица Ордынка...
Эта совокупность аллюзий, дает ли она основание считать, что Москва в значительной мере была исламской, как считает автор? Отталкиваясь от фактов, собранных автором, можно прийти к выводу, что мусульманская жизнь в столице развивалась скачками, и именно это, что немаловажно, сделало невозможным появление исламского квартала в городе. Исламские общины отступали из центральных частей города и обосновывались на его периферии, а их этнический состав менялся с течением времени. Об этом повествуется в последних по порядку наиболее насыщенных фактами частях книги.
Александр АПТЕКАРЕВ
17 июня 2015 г.
17 июня 2015 года