Развернувшаяся вокруг проблемы «русских мусульман» дискуссия лишний раз подтверждает ее актуальность и одновременно возросшую роль деятельности новообращенных в общемусульманском религиозном пространстве.
Это явление оценивается в традиционной умме неоднозначно. Есть религиозные деятели, которые считают, что влияние неофитов на жизнь традиционной мусульманской общины вносит в ее ряды смуту и разрушает мир с православным сообществом.
Такой позиции, например, придерживался бывший муфтий Татарстана Гусман-хазрат Исхаков, резко критикуя переход из одной веры в другую. Немало и тех, кто относится к этому вопросу как исключительно проблеме личного мировоззренческого выбора.
Вопросы богоискательства всегда занимали и продолжают занимать умы не только активистов НОРМ или «Прямого пути», но и многих представителей русской интеллигенции. Суть проблемы заключается не только в НОРМ или организации «Прямой путь», ее мнимых и настоящих идеологов. Большинство обращающихся в мечети русских парней и девушек об этих организациях часто не слышали, но они приходят с идеями, почерпнутыми из книг Полосина «Прямой путь к Богу» или «Манифест новой России: третий путь – прямой». Идеи, возможно, умозрительно правильные, но на практике, как показывает жизнь, все бывает куда сложнее и даже наоборот.
Возникает вопрос, кто должен заниматься социализацией и адаптацией этих молодых людей в новой для них обстановке и религиозной среде? Ведь их численный состав имеет динамику постоянного роста. Сегодня у мусульманских религиозных общин и организаций дел пруд пруди – мигранты, исламское образование, защита прав верующих, регистрация новых общин, строительство и реконструкция мечетей, подготовка пятничных проповедей, межрелигиозное сотрудничество, налаживание связей с местными органами власти и т.д. и т.п.
Поэтому резонно предложить тому, кто нашел дело своей жизни, вернувшись к единобожию, непосредственно вместе с его единомышленниками заняться проблемой просвещения «русских мусульман». Это огромный и востребованный обществом фронт работы, за который мы, мусульмане традиционной уммы, скажем только спасибо! Если Всевышний дал талант убеждать людей и наставлять их на путь Истины, этот дар надо, прежде всего использовать не только ради карьеры, а во благо тех, кого по их неведению или, прививая ложные ценности, преступно используют враги нашей религии и нашего государства, разрушая тем самым гражданский мир в обществе.
Например, не секрет, такое явление, как «истишхадия» - самоуничтожение, самоподрыв постоянно на юге России пополняется из рядов новообращенных людей.
Понятно, что у него есть глубоко запрятанные социальные корни, которые требуют безотлагательного решения, но объяснять, что истинный Ислам учит во имя Всевышнего жить, а не умирать должен, прежде всего, тот, кто ментально и этнически близок к новообращенным, кто пользуется их доверием, указав своим примером на прямой путь к Богу.
Заместитель Председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин
14.04.14 г.