Среда, 01 мая 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Регионы > О катастрофической нехватке мечетей в России

О катастрофической нехватке мечетей в России О катастрофической нехватке мечетей в России

Согласно официальной переписи, в России проживает 20 млн мусульман. Эти данные неоднократно официально озвучивались руководителями страны. Однако в неофициальных источниках нередко фигурирует цифра в 30-35 млн. Согласно данным на 2023 год количество религиозных сооружений мусульман превысило 7 тысяч. Наибольшее количество мечетей насчитывается в республиках и областях исторически компактного проживания мусульман, это такие регионы как Башкирия, Татарстан, Крым, республики Северного Кавказа -Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Чеченская республика, Дагестан, Кабардино-Балкария, восточные районы Ставропольского края, Адыгея.

А как же дела обстоят с мечетями в крупных российских городах вне перечисленных регионов?

Согласно данным Росстата, основанным на переписи населения 2021 года, в России 16 городов-миллионников. А именно: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Красноярск, Челябинск, Самара, Уфа, Ростов-на-Дону, Краснодар, Омск, Воронеж, Пермь, Волгоград.

Ниже приведена информация из открытых источников о количестве религиозных сооружений для мусульман в некоторых из крупнейших городов России.

МОСКВА

Мечети Москвы — это не только религиозные сооружения для тех, кто исповедует Ислам, но и красивые объекты архитектуры, культурные и исторические достопримечательности. По количеству верующих ислам занимает второе место в России — только в столице проживает почти 2 млн человек. На территории мегаполиса действуют четыре мечети и около сотни молитвенных домов.

Историческая мечеть - самое старинное религиозное сооружение. Новое её здание было возведено в 1823 году. Однако мечеть располагалась здесь и раньше (предполагаемый год постройки 1744), но была уничтожена в результате пожара 1812-го.

Поначалу новое здание выглядело, как обычное сооружение. Отсутствие религиозных элементов было обязательным условием её постройки. Купол и минарет добавили лишь в 1880-м.

В 30-е годы прошлого века религиозное сооружение было закрыто. Здесь был и военкомат, и мастерская. Мечеть вновь обрела статус действующей в 1993-м.

Соборная мечеть Москвы считается главным религиозным сооружением для мусульманских верующих, архитектура этого здания величественна и красива.

Возведённое в 1904-м здание, было снесено в 2011-м по причине ветхости. После реконструкции оно стало намного больше по площади — сегодня мечеть вмещает более 10 тыс. человек.

Это самое высокое мусульманское сооружение в России. Шестиэтажное здание украшено минаретами, башнями и башенками разных размеров. Их оттенки — голубовато-зелёный и золотой.

Мечети Инам и Ярдям - это целый комплекс религиозных сооружений. Его особенность — рядом друг с другом расположены мечети двух основных исламских течений. «Ярдям», что означает «помощь», представляет суннитское течение. Она была открыта в 1997-м. А вторая мечеть шиитская. Её название переводится, как «вера». Год её открытия — 1999-й.

Вместимость двух сооружений составляет 3 тыс. человек. На территории комплекса находятся также учебный корпус, магазин халяльной продукции, фонд для сбора благотворительности.

Мемориальная мечеть возведена в 1997-м в память о погибших в ВОВ. Это значимое сооружение привлекает своей необычной архитектурой. Внешний вид здания представляет собой образец гармоничного сочетания нескольких стилей — кавказской, татарской и узбекской школ.

Мечеть облицована красным кирпичом. С юго-восточной стороны располагается минарет высотой 60 м.  Стены внутри украшены резьбой по камню. Огромная люстра диаметром четыре метра выполнена в форме полумесяца. При религиозном сооружении действует мусульманская община и медресе.

Нижний Новгород

В Нижнем Новгороде функционируют 3 мечети: Нижегородская соборная мечеть, мечеть «Тауба», Соборная мечеть им. муфтия Абдулвахида Сулеймани. Также в 2023 году был заложен камень в основание мечети, которая возродит историческую Ярмарочную мечеть.

Ярмарочная мечеть Нижнего Новгорода

yarmarka mosque f4056В 1820 году оренбургский муфтий Мухаметзян Хусаинов просил нижегородского губернатора А. С. Крюкова рассмотреть вопрос о деятельности мечети на территории ярмарки. Он обратился к первому лицу губернии со следующими словами: «Уважая настоянии торгующих при Макарьевской ярмарке магометан пребывающих в разных Губерниях и так же и выехавших из заграницы Азиатцов, командировал для произведения в нынешних лете при той ярмарке как пятивременного, так и Соборного богослужения называемого Джума-намаз с прочими по духовенству требами Казанской губернии Спаской округи деревни Мамачалей старых Ургагар Соборного имама и мудариса Абдул Сатара Шаффеева».
Получив информацию муфтия о том, что вскоре прибудет человек на должность имама ярмарочной мечети, губернатор распорядился отвести место для мечети на территории ярмарки. Однако руководители Ярмарочного комитета поспешили уведомить губернатора, что не только отведено место для строительства, но и мечеть уже построена. По-видимому, речь шла о временном молельном здании. Торговля на ярмарке происходила с 1817 года — и просто невозможно представить себе, что не было никакого места для молитвы у значительного количества мусульман, торгующих на ярмарке в течение ряда торговых сезонов, когда начало действовать известное нам здание ярмарочной мечети.
Подтверждением тому служит описание ярмарки, сделанное П. П. Свиньиным, литератором и художником, в 1820 году, то есть тогда, когда муфтий направил на ярмарку имама Шаффеева. Называя ряды, по ходу их осмотра, он упоминал «Китайскую, Татарскую, Бухарскую линии, а еще далее — мечеть, татарские харчевни и бани». Осмотр он производил довольно тщательно, утверждая, что «не осталось места, которое бы я не видал».
Таким образом следует отметить, что практически в первый же торговый сезон на Нижегородской ярмарке торговцы-мусульмане построили деревянную мечеть, рядом с которой находилась «татарская харчевня». Это подтверждается свидетельствами современников. По имеющимся описаниям, мечеть находилась в районе возведенной позднее за казенный счет каменной ярмарочной мечети. Видимо, зодчие, зная предварительную планировку ярмарочной площади, указали место под исламскую молельню в районе будущей мусульманской каменной мечети.
Ш. Марджани сообщает о возведении Ярмарочной мечети в том же, 1822-м, году. Но, видимо, он имел в виду деревянную мечеть или начало строительства каменной. Как мы уже отметили, некоторое время действовало временное деревянное здание мечети или молельный дом. И только через определенный промежуток времени каменная мечеть стала неотъемлемой и необходимой частью культового комплекса ярмарки, включавшего в себя с самого начала строительства ярмарки Спасский собор и православные колокольни. Мечеть была возведена по проекту архитектора А. Л. Леера в 1827 году. Оба здания прекрасно вписались в живописный силуэт ярмарки.
С приходом к власти большевиков здание пытались приспособить под современные нужды, искажая первоначальный вид многочисленными перестройками.
Проект капитального ремонта здания мечети так и не был реализован, а с роспуском мусульманской общины в 1930 году здание ярмарочной мечети перестало существовать.

Краснодар

В Краснодаре в настоящее время нет ни одной мечети, а всего по краю их меньше 10. Это несмотря на то, что Кубань граничит с Адыгеей и находится близко к другим республикам, где исповедуют ислам. Верующие давно просят построить хоть одну мечеть, потому что в краевой столице живет более 10 тыс. мусульман, которые сегодня вынуждены ехать в соседнюю Адыгею, чтобы справить свои религиозные нужды и обязанности.



УРАЛ

ЕКАТЕРИНБУРГ

В Екатеринбурге 4 мечети: Соборная мечеть «Мавлид», мечеть «Рамазан», мечеть им. Абу-Ханифы, мечеть «Четырнадцать святых» и несколько молельных комнат. В пригороде: мечеть в микрорайоне Старая Сортировка, мечеть им. имама Исмагила аль-Бухари в Верхней Пышме, мечеть «Нур», мечеть «Ас-Салям» и др.

Мечеть «Рамазан» была открыта в Екатеринбурге в микрорайоне «Химмаш» 27 сентября 2013 года. В 2001 году состоялась закладка первого камня Дома Аллаха.

Консолидация мусульманской общины в п. Химмаш началась в 1994 году. Решением главы администрации Чкаловского района, мусульманам был выделен земельный участок по адресу ул. Димитрова, 15, представлявший собой пустырь со стихийной свалкой мусора. Мусульмане района, при содействии властей вывезли с участка 104 самосвала мусора и сняли верхний слой земли.

Под строительство временной мечети был приобретен новый деревянный сруб. Также был куплен старый купеческий дом, который вместе со срубом поставили на фундамент. Во временной мечети на тот период пятничную молитву посещали до 60 человек.

Храм строился в течение 15 лет на народные деньги: многие предприниматели и сотни простых людей внесли свой посильный вклад в возведение Дома Аллаха.

Мечеть «Рамазан» представляет собой двухэтажное здание, оснащенное кабинетами для персонала и учебными классами. Храм вмещает до 300 человек.

Другие мечети города были переоборудованы из помещений светского назначения.

Мечеть «Четырнадцати святых» находится недалеко от заброшенной железной дороги, здание напоминает складское здание, только наличие купола выдает, что это мечеть. Мечеть является единственной шиитской мечетью на Урале и принадлежит азербайджанской диаспоре.

Как часто отмечают сами екатеринбуржцы, практически все мечети находятся на окраинах города, в труднодоступных местах.

Челябинск

В Челябинске 5 мечетей: мечеть «Исмагила» (Махалля №900), мечеть «Ак мечеть» (Махалля №129), Соборная мечеть «Махалля №905», мечеть «Махалля №879», мечеть №90.



В период с 1863 по 1894 год количество мусульман в Челябинске выросло примерно в 5 раз. Произошло это за счёт увеличения числа татар и башкир, которые компактно проживали на Азиатской улице (ныне улица Елькина). Возникла необходимость назначения муллы и строительства мечети в городе. 30 марта 1883 года мусульмане избрали имамом М. М. Салимова, а 30 апреля 1884 года верующие подали ходатайство о разрешении строительства Соборной мечети. Челябинское полицейское управление объявило, что строительство не будет разрешено, пока губернскому правлению не будет предоставлен на рассмотрение план и пока мусульмане не добьются отведения земельного участка под строительство.

Челябинский предприниматель Закир Галеев пожертвовал свой собственный участок на Азиатской улице под строительство мечети, которое началось в 1890 году, после получения разрешения от специальной комиссии, созданной Городской думой. В 1894-1896 годах верующие совершали молитвы во временно выстроенной деревянной мечети.

Строительство окончилось в 1899 году. Поблизости к мечети были постороены три здания для мактаба, в которых позднее расположилось медресе. В 1906 году при мечети была создана библиотека (ныне Библиотека башкирской и татарской литературы).

После Октябрьской революции мечеть была объявлена собственностью государства. Её передали во временное пользование зарегистрированной общине мусульман. Верующие пытались выстроить отношения с советской властью. В 1922 году была образована Челябинская губернская мусульманская комиссия помощи голодающим. 25 марта того же года ей был проведён благотворительный спектакль «Голод заставил». Имам-ахун Салимзян Урманов призвал собирать деньги на помощь голодающим. Была собрана значительная сумма денег. Однако в 1924 году Урманов был осужден на 4 года, так как он не уплатил налоги с полученных в виде закята денег. Ак-мечеть стала одним из центров антирелигиозной пропаганды в Челябинске. В 1928 году сложил свои обязанности мулла Исмаилов. Вопрос о закрытии мечети вставал всё чаще.

21 февраля 1930 года закрытие мечети было утверждено. Мусульманская община приняла решение о самороспуске. Здание было передано «клубу нацменов». Во времена Великой Отечественной войны в мечети располагались фонды Областного краеведческого музея и Библиотеки башкирской и татарской литературы. До середины 1980-х годов здание мечети использовалось под хозяйственные нужды. Оно не получало должного ухода, в результате этого были утеряны купол и некоторые части минарета. Однако затем здание передали Областному краеведческому музею, первозданный облик мечети был восстановлен. В нём планировалось разместить здание музея народов Южного Урала.

16 августа 1988 года горисполком ходатайствовал о регистрации мусульманской общины. Весной 1989 года здание мечети было возвращено мусульманам.



СИБИРЬ

ОМСК

В Омске числится 8 мечетей: Центральная соборная мечеть, мечеть «Иман», мечеть на Парковой, мечеть имени Кожа-Ахмета, мечеть «Сейтхазы», Первая городская соборная мечеть, мечеть «Хаир-Ихсан», мечеть «Ихлас».

Мечеть имени Кожахмет Хазрета в городе Омске располагается на известной улице Маршала Жукова, 97. Здание мечети представляет собой деревянное строение, которое на сегодняшний день является не только храмом для мусульман, но и архитектурным памятником. В народе это культовое сооружение еще называют как мечеть имени Кожа Ахмета.

По внешнему виду оно являет собой здание, выполненное в традициях мусульманских сооружений, в которых обычно пристраиваются башни-минареты. Считается, что количество минаретов обязательно не должно превышать их число в мечети аль-Харам. В Молитвенном зале отсутствуют какие-либо изображения, но на стенах имеются строки из Корана, начертанные на арабском языке. А та стена, которая обращена в сторону Мекки, содержит пустую нишу под названием Михраб. С правой стороны от этой ниши расположена кафедра-минбар: здесь имам читает проповеди для верующих, которые приходят на пятничные молитвы.

История первой соборной мечети в Омске

omsk mpsque 61708Непосредственная близость Омска к татарскому и казахскому населению предполагала тесное взаимодействие народов. Первый официальный шаг в отношении мусульманскому населения был сделан Екатериной Великой: 8 июля 1772 года появился указ об отпуске средств на строительство мечетей на Оренбургской и Сибирской линиях.

Однако начало строительства первой мечети в Омске, которое состоялось значительно позже указа, было связано с деятельностью П. М. Капцевича, который увидел в возведении мусульманского храма явную политическую необходимость. Это решение могло расположить народов-кочевников к сотрудничеству с Россией. На более обыденном уровне мечеть служила гарантом для родителей-мусульман, что, обучаясь в Омске, их дети не откажутся от веры.

После этого ходатайства в начале 1824 года Сибирский комитет разрешает постройку мечети и обещает финансировать возведение с одним условием, что необходимая сумма будет изыскана в течении трех лет.

Проект для мечети – монументального здания в классицистическом стиле с элементами мусульманской культуры – разработал архитектор А. М. Скородумов, строили мечеть военнослужащие. Для мечети внесли пожертвования мусульмане города и значительную сумму в 3384 рубля – лично П. М. Капцевич.

Спустя пять лет мечеть открыли, пригласив для этого священнослужителя – ахуна Мухаммеда Шарифа Абдрахманова, человека безусловно авторитетного для казахского и татарского населения. Дополнительно рядом с мечетью возвели просторный деревянный дом для гостей из степи – родителей обучающихся в Омске детей и послов. В мечети работала мектеб – мусульманская начальная школа, в которой детей обучали основам веры, письму и чтению.

К исламу на Сибирской линии отнеслись со всей серьезностью и уважением, обеспечив полноценное функционирование первой соборной мечети Омска.

После Революции, несмотря на более чем две сотни прихожан мусульманского храма, она была закрыта, а в 30-е здание использовалось как складское помещение. Полуразрушенная соборная мечеть была снесена в 1764 году, с началом благоустройства проспекта Карла Маркса. Сейчас на месте храма стоит знакомый всем омичам торговый центр «Топаз».

Строительство новой соборной мечети началось в 1990 году, и торжественно ее открыли через семь лет. Примечательно, что в 1994 году в Омске была проведена Международная конференция под символическим названием «600 лет Ислама Сибири». На данный момент в Омской области уже существуют два религиозных мусульманских объединения, которые действуют централизовано.

Основание мечети «Хаир-Ихсан» в городе Омске датируется 1998-м годом. Ныне она расположена по улице имени Богдана Хмельницкого, 140. Здание мечети выполнено в традиционной стилистике мусульманских культовых сооружений. Действует мечеть круглые сутки, поэтому мусульмане-омичи и гости города могут молиться здесь в любое время недели и суток. История появления мусульманских храмов на территории Сибири, в частности города Омска, достаточно сложная.

Вопрос о строительстве здесь мечетей был поднял еще в начале 19-го столетия, поскольку эта проблема имела помимо религиозного еще и политический характер. В те годы в Омской области уже проживало большое количество исповедующих ислам. Так, в 1829 году появилась первая мечеть, которую торжественно открывал приглашенный Имам. Сооружение стало местом для поклонения местных мусульман, а также для многих родителей мечеть стала гарантом того, что их дети, уехавшие на обучение в Омск, не предадут свое вероисповедание и не поменяют веру.

Позже увидели свет и другие омские мечети. Но, подобно другим религиозным общинам, мусульманские претерпевали гонения со стороны руководства страны в советское время. Сегодня в мечети Хаир-Ихсан проводятся ифтар (разговение), таравих (молитва в ночное время суток в Рамадан), итикаф (возможность неотлучно пребывать в здании мечети), пятничные проповеди, а также специальные уроки и лекции. Что касается уроков, то по традиции при мечетях существуют школы-медресе. Новопостроенное здание мусульманского храма, как и абсолютно все мечети, ориентировано на Мекку, а конкретнее на Каабу – место, куда верующие посылают свои молитвы. Данная мечеть содержит женский зал, что позволяет посещать храм и женщинам, исповедующим ислам. Кроме этого, в сооружении имеется комната для омовения.

КРАСНОЯРСК

В Красноярске – в городе-миллионнике, в котором только по официальным данным проживает около 300 тысяч мусульман на данный момент всего 1 мечеть – Красноярская Соборная мечеть на проспекте Металлургов.

kr mosque2 c60aaВ 1990 году родилась идея проекта Соборной мечети Красноярска, в связи с острой необходимостью настоящей мечети для мусульман города, так как функцию мечети с конца 80-х гг. выполнял частный дом на ул. Туруханская, купленный на средства мусульманской общины города.

Камень в основании Красноярской соборной мечети был торжественно заложен в мае 1995 года. Мраморный камень доставили с почестями на пр-т Металлургов в сопровождении сотрудников милиции, на мероприятии присутствовали мусульманские религиозные деятели из разных городов России, представители администрации города Красноярска и края. Здесь же, на строительной площадке, красноярские мусульмане из рук администрации получили разрешение на строительство.

20 ноября 2000 года состоялось торжественное открытие Соборной мечети Красноярска, в котором приняли участие представители администрации города Красноярска и края, в том числе губернатор Красноярского края А.И. Лебедь, а также российские мусульманские деятели Москвы, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийска, Омска, Кавказа, Башкирии и других регионов страны.

29 сентября 2002 года по итогам собрания представителей религиозных организаций, состоявшегося в городе Лесосибирске Красноярского края, образовалось Единое духовное управление мусульман Красноярского края (ЕДУМКК). Муфтием был избран Гаяз Талгатович Фаткуллин.

Разрозненные местные организации края начинают вливаться в единую централизованную систему взаимоотношений, как между собой, так и с органами власти. На данный момент ЕДУМКК включает в себя 19 официально зарегистрированных религиозных организаций, 21 религиозную группу и 16 мечетей по краю.

НОВОСИБИРСК

На сегодняшний день в Новосибирске 4 действующие мечети – Соборная мечеть, Историческая мечеть «Ихлас», Соборная мечеть имени Кунта-Хаджи Кишиева, Историческая мечеть Новосибирска на ул. Фрунзе.

Историческая мечеть Ихлас была построена в 1916 году. В советские годы, как и многие другие мечети, не функционировала в своем настоящем предназначении, а служила пристанищем различных организаций, в том числе и госпиталя.

В середине 90-х годов здание вернули верующим, а в 2010 году началась его реконструкция.

Соборную мечеть построили гораздо позже, в 1998 году. Она выглядит достаточно просто (конечно, это не главное в религиозном здании, но невольно сравниваю с другими соборными мечетями), однако является очень посещаемой.

И на другом берегу Оби стоит самая молодая мечеть города - Соборная мечеть имени Кунта-Хаджи Кишиева. Её построили в 2014 году, и она стала крупнейшим духовным центром мусульман в Сибири.

Для чистоты статистики приведем также крупные города-соседи, которые не относятся к миллионникам, к примеру: Томск и Иркутск, с населением 550 и 600 тысяч соответственно.

ТОМСК

В самом Томске в настоящее время 2 действующие мечети и несколько мечетей в пригороде.

Три каменных мечети Томска

tomsk mosque 17f0dТомск - город с уникальной архитектурой. Не исключение и каменные мечети, построенные в Томске до революции и в настоящее время.

Первой и самой высокой и величественной является Красная мечеть в Татарской слободе Томска.

Исторически, с 1810 года на месте современной Красной мечети стояла деревянная мечеть. За время своего существования она дважды горела. После второго пожара в 1900 году было принято решение не восстанавливать деревянную, а построить каменную.

Жертвователем выступил купец Карим Хамитов. Мечеть была построена в 1904 году.

Как и большинство религиозных зданий мечеть была закрыта в 1931 году и использовалась по различным назначениям. Возвращена верующим она была только в 2002 году, без куполов и минарета. Реставрационные работы проходили до 2014 года, после чего мечеть снова предстала взорам в своем историческом виде.

Второй в Томске, но не менее красивой, является Белая соборная мечеть. Находиться она так же в Татарской слободе.

Построена она была в 1913 году по проекту известного томского архитектора Андрея (Генриха) Лангера и является одной из последних его работ. Средства на ее постройку собирали в виде пожертвований в Красной мечети несколько лет. Архитектурный стиль - модерн.

Белая, как и Красная, мечети получили свои названия по наружному цвету стен. Как и красная, белая мечеть была изъята у верующих в 1939 году. Минарет был снесен. Здание так же использовалось для различных нужд. В 1990 году была возвращена верующим, за чем последовала длительная реставрация. Через 9 лет, в 1999 году она была полностью восстановлена. Является памятником архитектуры местного значения.

Третьей на сегодня и третьей каменной мечетью Томска является мечеть в деревне Черная речка, на въезде в Томск.

Черная речка - одна из старейших деревень Томской области. Она была основана наравне с Томском, в начале 1600-х годов. Исторически здесь была деревянная мечеть. Как и две предыдущих, деревянная мечеть в Черной речке, в Советское время была использована под "нужды рабочего класса". Вероятно, сейчас она полностью утрачена.

Новая каменная мечеть, которую сейчас можно увидеть в Черной речке, была заложена в 2002 году и строилась на протяжении 10 лет. В 2012 году она была торжественно открыта для верующих.

ИРКУТСК

В Иркутске в настоящее время действует 1 мечеть и выделен участок под строительство второй мечети в городе.

Соборная мечеть Иркутска

Появление первых вольных переселенцев-мусульман в Иркутской губернии зафиксировано официальными источниками в начале XIX века. По переписи 1835 года только в городе Иркутске их уже проживало до 350 человек. В конце XIX и начале XX веков в общем потоке переселенцев, связанном с политикой развития Сибири и проведением крестьянских реформ, сюда из европейской части России устремились и многие мусульмане. В основном это были татары и башкиры Поволжья и Приуралья — Казанской, Оренбургской, Уфимской и Пермской губерний.

Своим трудолюбием и активностью они внесли свой вклад в освоение сурового края. Крестьянским трудом, порой в труднейших условиях выживания, выкорчеван под пашню не один гектар таежной земли. Рабочие, ремесленники и купцы участвовали в строительстве городов, поселков и железные дорог, в развитии производства и торговли. Крепкие духом и решимостью, многие обретали здесь свою новую Родину, неся с собой свою национальную культуру и религию — Ислам.

Количество жителей Иркутска и пригородов, исповедующих Ислам, постоянно возрастало. Появилась острая необходимость в создании мечети — места, где по уставу веры верующие могли бы проводить свои совместные обряды — общие молитвы и религиозные праздники, заниматься обучением и благотворительностью.

Для этой цели братьями Заидуиллой и Шайхуллой Шафигуллиными из своего имущества была пожертвована городская усадьба и постройки на Саломатовской улице (К.Либкнехта). Зимой 1897 после получения соответствующих разрешений и утверждения проекта начались строительные работы по приспособлению одного из домов в усадьбе для размещения в нем мечети и возведению минарета. Уже к лету мечеть была открыта и с минарета, впервые в городе Иркутске, муэдзин прочитал азан, призывая мусульман к молитве. Первым уездным имамом был утвержден мулла Гарых Баймуратов. Но небольшое деревянное здание не могло удовлетворить нуждам мусульман Иркутска. Поэтому сразу же начался добровольный сбор пожертвований и средств на строительство большого и каменного здания.

К 1905 году строительство нового здания мечети было окончено и Иркутск украсился выразительной архитектурной постройкой с высоко возвышающимся минаретом. По оценкам восхищенных путешественников и к гордости иркутских мусульман Иркутская мечеть признавалась одной из лучших в России.



Во всех крупных городах России ощущается острая нехватка мечетей, где бы мусульмане могли спокойно молиться, обучаться исламу, помогать тем, кто нуждается и социализировать приезжих мигрантов, большинство из которых – мусульмане. Обычно в городах-миллионниках функционирует не меньше двух-трех мечетей, которые не способны вместить в себя всех желающих.

Но что говорить о городах, где мечетей и того меньше – ни одной или всего одна?! К таким городам относятся: Калининград, Воронеж, Сочи, Ростов-на-Дону, Красноярск.

kr mosque3 42daaТак, в Красноярске до сих пор стоит всего одна мечеть. Мусульмане в сибирских условиях вынуждены молиться на улице, читать свои намазы на грязных тротуарах, между машинами и на льду. Вот уже более десяти лет вопрос о выделении земельного участка под строительство хотя бы второй мечети в городе, не решается по непонятным причинам. Неужели в городе нет ни одного свободного участка для нужд верующих? Или же администрация города считает данный вопрос несущественным!
Можно сказать только одно, что проблемы таких крупных городов, как Красноярск, не решатся, пока администрация города и люди, принимающие решение, не осознают, что отсутствие мечетей в крупных городах, тем более городах-миллионниках, провоцирует напряженность и вызывает недовольство населения: одних тем, что они вынуждены молиться на улице, а других - тем, что тротуары и дороги оккупированы и используются не по назначению.

«Ислам в Сибири» с использованием материалов из открытых источников


16 апреля 2024

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку