Четверг, 28 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Ислам Минбаре > Опубликовано в "Ислам минбаре"

 

Археологические факты присутствия Ислама

на территории Воронежского края

В последние годы в Воронежской области в результате археологических разведок вскрыты несколько древних могильников, в которых обнаружены предметы, исламская атрибуция которых у специалистов не вызывает сомнения. Эти экспонаты частично выставлены в Музее археологии Воронежского государственного университета.

По территории Воронежской области уже в XIV веке шел оживленный торговый путь, на Хопре, Вороне, Битюге обнаружены следы русских поселений, а рядом - стоянки кочевников - хазар и половцев. Где-то в этих местах проходили северные границы Золотой Орды. Многие археологические раскопки подтверждают одновременное присутствие русского человека и кочевников. Так, экспедиция под руководством Михаила Владимировича Цыбина (доцента Воронежского Государственного Университета) раскрывает еще одну, малоизвестную страницу в истории Воронежского края средних веков - почти месяц в селе Красном Бобровского района Воронежской области велись раскопки на месте мечети. В Битюг примерно в 30 км выше его устья впадает речка Мечеть, названная так русскими крестьянами потому, что на ней близ селения Мечетка находятся недалеко друг от друга остатки двух кирпичных построек, которые считались мечетями. Одна из них исследована археологами и оказалась мусульманским надгробным мавзолеем XIV в., какие обычно строились в большом количестве на кочевьях золотоордынских татар. Археологи оперирует лишь фактами и воздерживается от умозаключений. Однако, очевидно, что археологические раскопки свидетельствуют о присутствии на воронежских землях в XIV-XV веках мусульманского духовенства, руководившего территорией улуса.

         Первое упоминание о «мечетях татарских» сделал Иван Иванович Жолобов в 1865 году, посланный во главе военно-географической экспедиции для обследования населенных местностей южно-русской степи – по берегам рек Битюг, Осереди и Дона. Вот как исследователь описывает увиденное: «Повыше того броду с левой стороны с Нагайской степи пришла и впала в Битюк реку речка Мечеть. А лесов по ней нет. А в верху той речки на левой стороне стоит татарская мечеть каменная. А от того броду до мечети по скаске того ж Воронежца Ивана Дрозжигина с товарыщи версты с четыре. А по досмотру та мечеть стоит на степь в вышину сажени [1] с четыре, а около той мечети – сажен з десять. А своды вверху у той мечети развалялись».

Позже в 1902 году исследователя тех мест, члена воронежской ученой архивной комиссии Михаила Трунова привлекли внимание два холма, представлявшие собой развалины кирпичных зданий. Только в 1948 году научный сотрудник Государственного Исторического Музея Варвара Павловна Левашова провела раскопки на большем из холмов. У нее была причина торопиться, так как местные жители к тому времени заняли холм под кладбище. В результате раскопок стало ясно, что в этом месте располагался мусульманский мавзолей-мечеть. Кирпичные стены здания были облицованы цветными изразцами. Под кирпичным полом оказалось несколько могил в кирпичных склепах. Левашова справедливо считала, что конструкция склепов, положение и ориентировка погребенных, отсутствие погребального инвентаря характерны для мусульман. Об этом свидетельствует и находка сердоликового амулета с изречением из Корана. Полустертая арабской надпись изречения из Корана гласила: "Во имя Аллаха справедливого милостивого. Победа от Аллаха и одоление близ (кое), и... правоверных" (Прим. - надпись местами нечеткая).

Однако представить истинные масштабы этих построек довелось в 2002 году археологам под руководством доцента кафедры археологии ВГУ Михаила Владимировича Цыбина. Для раскопок был выбран свободный от кладбища холм, который уже был слабо виден на местности. Надежды на выявление хотя бы плана здания были невелики: местные жители к тому времени почти сравняли развалины здания с землей, выбирая кирпич для хозяйственных нужд. Лишь по частично сохранившемуся фундаменту удалось установить, что этот мавзолей-мечеть имел размеры 21,5Х10,5 метров. На месте же поисков Левашовой было сельское кладбище, причем христианское и мусульманское, разделенное рвом. В то же время на протекающем невдалеке Битюге археологи обнаружили остатки русских поселений примерно того же времени. Это своеобразный символ тюрко-славянского и одновременно мусульманско-христианского духовного сотрудничества. История того времени знает другие примеры мирного сосуществования религий. Так, например, знаменитая икона Дионисия «Житие митрополита Алексия» с двадцатью клеймами по периметру, на которых изображены наиболее важные события биографии митрополита Алексия от рождения до смерти. Шесть клейм из двадцати посвящены взаимоотношениям митрополита с ордынцами-мусульманами, и при том, что икона была создана после 1480 г., когда Русь уже формально не подчинялась Орде.

Мусульманские культовые здания на реке Мечеть уникальны для того времени своими архитектурными технологиями и размерами. Площадью более 200 квадратных метров каждая, мечети имели толщину стен до 1,8 метра, а высоту, судя записям Жолобова – от 6 до 15 метров. Удивительна была архитектура зданий, выполненная из жженного глиняного кирпича четырех разных видов. Кирпич для фундамента и стен изготавливался непосредственно на месте строительства, о чем свидетельствует найденный горн для обжига кирпича. Некоторые виды кирпича могли применяться в арочных кладках, так как имеют клиновидную форму и, по всей видимости, выполняли роль «замков» в сводах арок. Высокое качество кирпича позволило сохраниться фундаменту зданий до момента раскопок. Интересны и фрагменты плиток-изразцов, покрытых разноцветной глазурью, а некоторые и золотом, имеющие формы арабских букв и ярко-выраженный мусульманский орнамент. Для архитектуры того времени, технология изготовления и самих изразцов и монтажа их на стены в виде панно была настолько сложна, что позволяет сделать вывод, что сами изразцы доставлялись из высоко развитого мусульманского центра.

Мусульманские здания в Воронежском крае подтверждают теорию многих историков о традиционных путях движения ордынских войск на Русь из Заволжских столиц Золотой Орды [2]. Эти тропы назывались «сакмами Батыя». Термин существовал и применялся до конца XVII в. Он соответствовал термину «шлях», которым обозначались пути продвижения и торговые пути из Польши, Литвы и Украины на Русь. Сакма буквально означает «след колеса», т.е. колеи. Позднее сакма означала всякую проторенную, испытанную и проверенную дорогу. В русской летописной терминологии сакмы – пути передвижения татарских войск, а также главные дороги из Орды на Русь, из степей на Русь.

Одна сакма золотоордынцев начиналась переправой в районе Царицына через Волгу, пересекала переволоку и направлялась прямо к месту сближения Дона с Волгой, где находилась переправа на правый берег Дона. Затем путь шел вдоль правого берега Дона на север до брода у станицы Казанской (выше по течению, чем станица Вешенская) и надо было вновь перейти на левый берег, т.к. правый берег становился неудобным для продвижения. Вдоль левого берега Дона в направлении к его верховьям дорога шла до городища Казарского, т.е. до того места, где ныне находится город Воронеж. Далее, после переправы через р. Воронеж, дорога шла в северном направлении в Рязань, а из Рязани – в Коломну, к границам Московского княжества.

Сложная архитектура и богатая отделка мусульманских зданий свидетельствует об их особом назначении – ее посещали мусульмане-ордынцы, имевшие в то время большую власть, высокий статус и положение в обществе, а именно Чингизиды (потомки-последователи Чингизхана). Продвигаясь по своим изведанным дорогам (сакмам), они останавливались в этих культовых мусульманских зданиях, вели встречи, решали политические вопросы, связанные с делами всего улуса, а,  также, поклонялись Всевышнему.

Вообще с точки зрения мусульманского вероучения отсутствие мечети не является для верующего непреодолимым препятствием для выполнения обряда поклонения, поскольку молитвенным местом для мусульманина может быть любое ритуально-чистое место и даже место под открытым небом. Следовательно, обряды поклонения мусульман были и в других местах Воронежского края. О чем свидетельствуют находки Новохоперского могильника все той же экспедиции археологов Воронежского Государственного Университета рядом с г. Новохоперск Воронежской области.

 

Марат Газиев

Председатель местной религиозной организации

 



[1] САЖЕНЬ - древнерусская мера длины, приравнена сегодня к 2 метрам и применявшееся в основном для измерения земельных участков. Но в Древней Руси применялась не одна, а несколько саженей. Историки и архитекторы признают, что саженей было не менее 8 и они имели свои названия, были несоизмеримы, не кратны одна другой и не целочислены. А.А.Пилецкий приводит 12 типоразмеров саженей: городовая 284,8 см , без названия 258,4 см , великая 244,0 см , греческая 230,4 см , казенная 217,6 см , царская 197,4 см , церковная 186,4 см , народная 176,0 см , кладочная 159,7 см , простая 150,8 см , малая 142,4 см и еще одна без названия 134,5 см . (названия двух саженей еще не найдены, а длины их усреднены с предполагаемым допуском + 2 см .)

 

[2] Татары и Русь. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в XIII-XVI вв, 1238-1598 гг. (От битвы на р. Сить до покорения Сибири). Справочник. – М.: Междунар. Отношения, 2001. – 192 с. С. – 34-35.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку