Археологические факты присутствия Ислама
на территории Воронежского края
В последние годы в Воронежской области в результате археологических разведок вскрыты несколько древних могильников, в которых обнаружены предметы, исламская атрибуция которых у специалистов не вызывает сомнения. Эти экспонаты частично выставлены в Музее археологии Воронежского государственного университета.
По
территории Воронежской области уже в XIV веке шел оживленный торговый путь, на
Хопре, Вороне, Битюге обнаружены следы русских поселений, а рядом - стоянки
кочевников - хазар и половцев. Где-то в этих местах проходили северные границы
Золотой Орды. Многие археологические раскопки подтверждают одновременное
присутствие русского человека и кочевников. Так, экспедиция под руководством
Михаила Владимировича Цыбина (доцента Воронежского Государственного
Университета) раскрывает еще одну, малоизвестную страницу в истории Воронежского
края средних веков - почти месяц в селе Красном Бобровского района Воронежской
области велись раскопки на месте мечети. В Битюг примерно в
Первое упоминание о «мечетях татарских» сделал
Позже в 1902 году исследователя тех мест, члена воронежской ученой архивной комиссии Михаила Трунова привлекли внимание два холма, представлявшие собой развалины кирпичных зданий. Только в 1948 году научный сотрудник Государственного Исторического Музея Варвара Павловна Левашова провела раскопки на большем из холмов. У нее была причина торопиться, так как местные жители к тому времени заняли холм под кладбище. В результате раскопок стало ясно, что в этом месте располагался мусульманский мавзолей-мечеть. Кирпичные стены здания были облицованы цветными изразцами. Под кирпичным полом оказалось несколько могил в кирпичных склепах. Левашова справедливо считала, что конструкция склепов, положение и ориентировка погребенных, отсутствие погребального инвентаря характерны для мусульман. Об этом свидетельствует и находка сердоликового амулета с изречением из Корана. Полустертая арабской надпись изречения из Корана гласила: "Во имя Аллаха справедливого милостивого. Победа от Аллаха и одоление близ (кое), и... правоверных" (Прим. - надпись местами нечеткая).
Однако представить истинные масштабы этих построек
довелось в 2002 году археологам под руководством доцента кафедры археологии ВГУ
Михаила Владимировича Цыбина. Для раскопок был выбран свободный от кладбища
холм, который уже был слабо виден на местности. Надежды на выявление хотя бы
плана здания были невелики: местные жители к тому времени почти сравняли
развалины здания с землей, выбирая кирпич для хозяйственных нужд. Лишь по
частично сохранившемуся фундаменту удалось установить, что этот мавзолей-мечеть
имел размеры 21,5Х10,5 метров. На месте же поисков Левашовой было сельское
кладбище, причем христианское и мусульманское, разделенное рвом. В то же время на
протекающем невдалеке Битюге археологи обнаружили остатки русских поселений
примерно того же времени. Это своеобразный символ тюрко-славянского и
одновременно мусульманско-христианского духовного сотрудничества. История того времени знает другие примеры мирного
сосуществования религий. Так, например, знаменитая икона Дионисия «Житие
митрополита Алексия» с двадцатью клеймами по периметру, на которых изображены
наиболее важные события биографии митрополита Алексия от рождения до смерти.
Шесть клейм из двадцати посвящены взаимоотношениям митрополита с ордынцами-мусульманами, и
при том, что икона была создана после
Мусульманские культовые здания на реке Мечеть уникальны
для того времени своими архитектурными технологиями и размерами. Площадью более
200 квадратных метров каждая, мечети имели толщину стен до
Мусульманские здания в Воронежском крае подтверждают теорию многих историков о традиционных путях движения ордынских войск на Русь из Заволжских столиц Золотой Орды [2]. Эти тропы назывались «сакмами Батыя». Термин существовал и применялся до конца XVII в. Он соответствовал термину «шлях», которым обозначались пути продвижения и торговые пути из Польши, Литвы и Украины на Русь. Сакма буквально означает «след колеса», т.е. колеи. Позднее сакма означала всякую проторенную, испытанную и проверенную дорогу. В русской летописной терминологии сакмы – пути передвижения татарских войск, а также главные дороги из Орды на Русь, из степей на Русь.
Одна сакма золотоордынцев начиналась переправой в районе Царицына через Волгу, пересекала переволоку и направлялась прямо к месту сближения Дона с Волгой, где находилась переправа на правый берег Дона. Затем путь шел вдоль правого берега Дона на север до брода у станицы Казанской (выше по течению, чем станица Вешенская) и надо было вновь перейти на левый берег, т.к. правый берег становился неудобным для продвижения. Вдоль левого берега Дона в направлении к его верховьям дорога шла до городища Казарского, т.е. до того места, где ныне находится город Воронеж. Далее, после переправы через р. Воронеж, дорога шла в северном направлении в Рязань, а из Рязани – в Коломну, к границам Московского княжества.
Сложная архитектура и богатая отделка мусульманских зданий свидетельствует об их особом назначении – ее посещали мусульмане-ордынцы, имевшие в то время большую власть, высокий статус и положение в обществе, а именно Чингизиды (потомки-последователи Чингизхана). Продвигаясь по своим изведанным дорогам (сакмам), они останавливались в этих культовых мусульманских зданиях, вели встречи, решали политические вопросы, связанные с делами всего улуса, а, также, поклонялись Всевышнему.
Вообще с точки зрения мусульманского вероучения отсутствие мечети не является для верующего непреодолимым препятствием для выполнения обряда поклонения, поскольку молитвенным местом для мусульманина может быть любое ритуально-чистое место и даже место под открытым небом. Следовательно, обряды поклонения мусульман были и в других местах Воронежского края. О чем свидетельствуют находки Новохоперского могильника все той же экспедиции археологов Воронежского Государственного Университета рядом с г. Новохоперск Воронежской области.
Марат Газиев
Председатель местной религиозной организации
[1]
САЖЕНЬ - древнерусская мера длины, приравнена
сегодня к
[2] Татары и Русь. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в XIII-XVI вв, 1238-1598 гг. (От битвы на р. Сить до покорения Сибири). Справочник. – М.: Междунар. Отношения, 2001. – 192 с. С. – 34-35.