Суббота, 20 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Ислам Минбаре > Опубликовано в газете "Ислам Минбаре"

В Институте стран Азии и Африки МГУ состоялась защита кандидатской диссертации старшего преподавателя кафедры арабской филологии Адели Равильевны Гайнутдиновой «Профетология Корана: истории пророков как элемент построения коранического текста». Она посвящена весьма слабо освещенной в мировой арабистике и исламоведении теме – изучению роли и места коранических историй о мусульманских пророках в Священном Коране. Высокую оценку работе  А.Р. Гайнутдиновой дали  официальные оппоненты – доктор исторических наук Д.В. Микульский и кандидат филологических наук Н.Т. Ковыршина, а также коллеги А.Р. Гайнутдиновой – доцент кафедры арабской филологии В.В. Лебедев, профессор кафедры иранской филологии М.Л.Рейснер и другие.

 

- Аделя, я поздравляю Вас с успешной защитой диссертации. Ей, как я знаю, предшествовала другая работа «Образы пророков в Коране». Она была издана шесть лет назад, в 2002-м году. Диссертация стала ее продолжением?

- Моя первая работа «Образы пророков в Коране» – это магистерская диссертация, и она отличается от той работы, которую я проделала сейчас. Тогда моей целью было проанализировать, как излагаются рассказы о пророках в Коране, в преданиях, в тафсирах, в исторических сочинениях. Основное внимание в той работе я уделила пророкам великих катастроф, первым пророкам и пророкам Писания. Первоначально я думала просто продолжить эту тему, дополнить ее анализом рассказов о других пророках. Но по ходу работы я поняла, что этого недостаточно, что было бы интересно проанализировать саму структуру рассказов. Мы обратили внимание на одну закономерность: в Священном Коране имена пророков или рассказы о них очень часто упоминаются блоками, или рядами. Такое явление мы обозначили как «пророческий ряд» и решили проследить, влияет ли оно на специфику построения рассказов, на их содержание и тематику. В дальнейшем анализ  «пророческих рядов» лег в основу одной из глав моей диссертации. Она называется «Пророческие ряды как элемент структуры Корана»

- Объясните, пожалуйста, это понятие - пророческий ряд.

- Этим термином я обозначила определенным образом упорядоченные и организованные упоминания о пророках или пророческих историях. Они занимают важное место в композиции сур Корана. Через  пророческие ряды воплощается историческая концепция ислама. Они дают разные сценарии взаимоотношений пророков с людьми. Отмечу, что пророки упоминаются в 50-ти сурах, а есть суры – их 33 – в которых пророки упоминаются рядами. Очень редко встречаются суры, в которых упомянут только один пророк. В основном они упоминаются группами – Худ, Салих или Ибрагим, Йакуб, Муса. Примеров много. Я разделяю пророческие ряды на два простых типа – это история и упоминание. По составу я разделяю пророческие ряды на четыре группы. Первая – отвергнутые своими народами пророки. В этот ряд включены пророки Нух, Худ, Салих, Лут, Шуайб и Муса. Второй ряд – это пророки завета, т.е. пророки, с которыми Всевышний заключил завет. Это Ибрахим, Муса, Иса. В третью группу мы включили пророков авраамического монотеизма. Этот ряд демонстрирует преемственность пророчества от поколения к поколению. Сюда входят пророки  Ибрахим, его сын Исхак, Муса и Иса. Четвертая группа – универсальный пророческий ряд, или совокупность всех пророков – от Адама и до Мухаммада. Пророческие ряды меняются в зависимости от того, когда ниспосылались айаты. Я пользовалась периодизацией, предложенной моим научным руководителем, доктором филологических наук Д.В.Фроловым. В соответствие с ней все суры Корана делятся на три группы:  раннемекканские, позднемекканские и мединские. Интересно было проследить эволюцию пророческих историй от раннемекканских сур к мединским. В раннемекканских сурах пророческие ряды очень короткие, в них практически не содержится упоминаний пророков. В них говорится или о свитках, которые ниспосланы Ибрагиму и Мусе, или о погубленных народах, не упоминаемых в этих сурах пророков Худа и Салиха. В позднемекканских сурах пророческие ряды увеличиваются, разрастаются, они включают уже абсолютно всех пророков, которые упоминаются в Коране. Именно на основе этих сур формируется концепция четырех видов пророческих рядов. В мединских сурах устанавливается мусульманский закон, поэтому из пророков упоминаются Ибрахим и его потомки, включая Исмаила.

- Наверно, многие знают работу директора Государственного Эрмитажа М.Б.Пиотровского «Коранические сказания». Есть «Мусульманская священная история от Адама до Иисуса» д-ра Т.Ибрагима и Н.Ефремовой. В них также излагаются пророческие истории. В чем особенность Вашей работы?

- Специфика моей работы в том, что я рассматриваю пророческие истории с литературоведческой точки зрения, с точки зрения композиции Корана. Д-р Т.Ибрагим и Н.Ефремова в «Мусульманской священной истории. От Адама до Иисуса» излагают именно историю, а М.Б.Пиотровский еще во введении говорит о том, что задача книги – собрать разбросанные по всему Корану сюжеты. Он излагает рассказы в хронологической последовательности и исследует, какую роль они играют в Коране.

- Насколько пророческая концепция в исламе отличается от пророческой концепции других религий?

- Религия – это взаимоотношение между Богом и человеком. В исламе нет идеи боговоплощения, поэтому эти взаимоотношения рассматриваются на примере общения реальных личностей с Богом. Именно поэтому пророки играют особо важную роль в исламе, выступая посредниками между Богом и человеком. Они передают людям истинное знание. В Коране, напомню, упомянуты имена 25 пророков,  а согласно хадисам, пророков было 124 тысячи, 224 или 240 тысяч. Ислам предписывает мусульманам верить во всех пророков. Это один из постулатов веры. Не все пророки, которые признаются в исламе, признаются Библией. Например, Адам. В исламе он – первый пророк, прародитель людей, а в иудаизме – он просто первый человек. В исламе есть и тезис о непогрешимости пророков. Так, например, Харун и Муса, т.е. Моисей и его брат Аарон. Согласно библейской традиции, Аарон собственноручно изваял золотого тельца своему народу для поклонения. А Моисей убил египтянина, защищая своего брата-соотечественника. Этот тезис неприемлем для исламской традиции, потому что пророки – непогрешимы. Муса не хотел убивать, он совершает непреднамеренное убийство. И не Харун изваял тельца, это сделал самаритянин.

- Только ли для ислама характерно то, что есть различия между миссиями пророка и посланника?

- Да, для ислама характерна иерархия пророков. Речь идет о различении пророков, т.е. тех, кому было дано откровение, и пророков-посланников, которые, помимо откровения от Бога, были посланы к людям с определенной миссией. В христианстве, например, посланников нет, однако есть апостолы, на которых возлагается миссия – донести Слово Божье, дело Иисуса до людей.

- Вы стараетесь дать в диссертации сводную историю двух наиболее значимых для христианства и ислама пророков – Мусы и Исы. Насколько истории о пророках, изложенные в Библии и Коране, разнятся или похожи друг на друга. Что общего они дают об этих двух пророках и в чем различие?

- Признаться, когда я работала над диссертацией, наибольший интерес у меня вызвала именно эта глава. Передо мной лежали Библия и Коран, и я сравнивала  священные тексты. Кроме того, у меня была книга «Библия и Коран. Параллельные места», написанная православными авторами. Они проделали колоссальную работу, сравнивая тексты Священного Корана и Библии. Действительно, параллелей очень много. Некоторые рассказы практически полностью совпадают, без учета различий в трактовке. Но если вникнуть в текст, то можно увидеть особенности коранических рассказов. Они касаются не только деталей, но и понимания сути пророчества, миссии, возложенной на пророков. Эта глава диссертации получилась очень объемной.

- Представители православной церкви читали Вашу работу?

- Нет, со дня защиты диссертации прошло не так много времени. Но мне было бы интересно узнать их мнение. Особый интерес вызвала бы четвертая глава, в которой сопоставляются истории о пророках Мусе-Моисее и Исе-Иисусе. Надеюсь, что и в дальнейшем я буду проводить подобные сопоставления.

- Ваш официальный оппонент Д.В. Микульский отметил как достоинство работы большой библиографический материал.

- В библиографии указано 138 источников на русском, арабском, английском и французском языках. Среди источников на арабском языке – Коран, сборники хадисов, исторические сочинения, рассказы о пророках (Кисас ал-Анбийа) и вероучительная литература.

- Вы бы могли сформулировать главные выводы, к которым вы приходите в своем исследовании?

- Они касаются, прежде всего, построения рассказов о пророках в Коране. Так, анализ пророческих рядов показал, что это явление воплощает в себе определенную историческую концепцию, которая, раз за разом, закреплялась через кораническую проповедь. Анализ различных версий истории того или иного пророка показал, что соотношения между ними разные: в одном случае версии совпадают, в других – рассказы невозможно свести к единому сюжету. Сопоставление библейских и коранических рассказов о Моисее и Иисусе выявило, что в них присутствуют не только многочисленные параллели, включая общую сюжетную линию, но и различия, связанные с особенностями религий.

- На защите диссертации было высказано пожелание подготовить диссертацию к публикации в виде  книги, которая могла бы быть использована в качестве учебника в исламских учебных заведениях. Когда ее можно ждать?

- Я обещаю сделать такую работу, возможно, к осени. Постараюсь преобразовать строго научную диссертацию в научно-популярный жанр.

- Это ближайшая задача, а отдаленная?

- Если хватит сил, времени, терпения, то хотелось бы защитить и докторскую диссертацию.

 

 

Интервью провела Ольга Семина

 

 


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку