Пятница, 29 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Ислам Минбаре > Интервью накануне учебного года

Ректор Московского исламского университета Марат-хазрат Муртазин: «Главная цель – подготовить поколение образованных, жизненно активных мусульман»

 

Уважаемый Марат-хазрат, поздравляем Вас с успешной защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.  Она называется «Соотношение религии и политики в учении ислама и практике мусульманских стран». А как соотносятся религия и политика в жизни мусульман в России?

-Один из основных вопросов, который широко обсуждается в разных странах, в том числе и на международном уровне – как соотносить религию и систему государственного управления. В предисловии к диссертации сказано, что эта тема актуальна и для России, которая в определенной мере является мостом между исламским миром и Западом. Вопрос, как сочетать религиозные убеждения граждан с политикой государства, на сегодняшний день является одним из тех, ответ на который будет определять будущее Российской Федерации в качестве многоконфессиональной и многонациональной страны. В своей диссертации я указал, что в истории человечества встречались несколько типов взаимоотношения религии и политики: это теократия, то есть государство, где политика соединена с религией,  либо авторитарные государства, где религия подчинена политике, либо светские демократические государства, где религия и политика разделены и существуют автономно. Для России важно не только определить свою линию развития демократического общества, но и сохранить позицию равного отношения ко всем народам, которые живут и существуют в нашей стране, а соответственно, и ко всем религиям. Задача очень сложная, но я уверен, что только равноудаленность религиозных организаций от государства позволит найти правильную политическую линию в государственно-конфессиональных отношениях и сохранить наше многонациональное федеративное государство. Принцип разделения политики  и религии  для Российской Федерации  является жизненно важным, и только он позволит всем  нам жить в рамках единого государства и чувствовать себя равноправными гражданами. Сравним отношение к религии в Советском Союзе и в сегодняшней России. В СССР религия подавлялась, власть стремилась искоренить религиозные убеждения, подчинить деятельность религиозных организаций своим интересам, а Совет по делам религий, который существовал много лет, непосредственно руководил религиозной жизнью от имени государства. В наши дни нужны новые принципы взаимоотношений государства и религии. Сегодня государство должно учитывать мнение религиозной части народа. Провозглашенная и реализованная свобода совести и слова дает возможность участвовать в жизни общества всем слоям населения, и верующих среди них с каждым годом будет становиться все больше и больше. Какую же позицию должно занять руководство страны в условиях, когда религии все активнее проявляют свои позиции в тех сферах, которые ранее оставались полностью в руках государственных органов, в т.ч. в государственном образовании, воспитательной работе в армии, в местах заключения? Конституция подчеркивает, что Российская Федерация является светским государством, но ведь ее граждане все больше относят себя к категории верующих людей, а зачастую сами руководители государственных органов демонстрируют свои религиозные приоритеты, показывая «пример» всем остальным. Это еще раз доказывает, что в нашей стране необходимо строго сохранять принцип разделения религии и государства, религии и политики. Попытки государственного диктата в религиозной сфере могут привести к опасному противостоянию, что уже имеет место на региональном уровне. С другой стороны, введение религиозного фактора в деятельность государства – это уже раскол внутри страны и в обществе по религиозному принципу. В этой связи хотелось бы отметить, что кое-кто из мусульманских деятелей рьяно старается подыграть государству, заявляя о том, что мусульманам сегодня необходим государственный орган, который бы руководил религиями. Эта позиция очень неадекватна. Во-первых, она  не отражает мнения большинства мусульман. Во-вторых, нам, мусульманам, надо всегда думать, какие последствия за собой повлечет принятие решения на государственном уровне. Разве мы хотим, чтобы государство руководило религиозными организациями, чтобы оно контролировало содержание проповедей, вело учет прихожан и вносило их в свои списки, определяло  перечень религиозной литературы, разрешенной и запрещенной  для чтения? 

Хочу отметить, что такое печальное явление, как запрет религиозной, главным образом, мусульманской литературы был инициирован некоторыми муфтиями и имамами, которые составляли списки не рекомендуемых книг. Законодательные органы подошли к этому еще проще, позволив местным районным судам запрещать книги любых авторов, в том числе таких выдающихся мусульманских деятелей, как аятолла Хомейни. Теперь Совет муфтиев России прилагает все возможные усилия, чтобы найти  выход из сложившейся ситуации.

В обществе не прекращаются дебаты относительно преподавания религиозных знаний в государственной школе. Какие изменения предвидятся в этой сфере ?

Наша позиция в отношении преподавания «Основ православной культуры» была и остается неизменной: в государственной школе должен быть предмет, который рассказывает обо всех традиционных религиях народов России, а не только об одной, пусть даже самой многочисленной. Мы добились того, что ОПК более не стоит в числе обязательных предметов. Сейчас в Российской Академии образования рассматривается новый стандарт школьного образования, в котором предполагается наличие образовательной области «Духовно-нравственная культура». Концепция введения этой области, представленная РПЦ, снова навязывает разделение детей по религиозному признаку при изучении духовно-нравственных предметов. На совещании в Академии образования представители иудейской, католической и протестантской религий поддержали нашу позицию, которая заключается в том, что детей нельзя разделять по разным классам, и мы обязательно будем добиваться, чтобы вопросы преподавания духовно-нравственной культуры решались с учетом мнения мусульман.

Отражается ли на деятельности Московского исламского университета характер складывающихся государственно-религиозных отношений?

-Согласно закону «Об образовании» образовательные учреждения могут существовать в нескольких формах: государственные, финансируемые из государственного бюджета; негосударственные, существующие за счет учредителей и спонсоров;  собственно религиозные учебные заведения, которые занимаются подготовкой священнослужителей. Московский исламский университет является негосударственным образовательным учреждением и готовит теологов, лингвистов, регионоведов, которые будут получать диплом государственного образца. В рамках университета существует Московский исламский институт в качестве религиозного учебного заведения, в задачи которого входит собственно подготовка священнослужителей. В университете преподаются как религиозные, так и светские дисциплины. Студенты и преподаватели видят и чувствуют новые веяния в нашем обществе и государстве. Вместе с тем, учитывая политический характер  взаимоотношений религии и государства, мы стремимся к тому, чтобы наши студенты в период учебы не были вовлечены  в сложные процессы, протекающие в этой деликатной сфере.

Какую главную цель в своей деятельности в качестве  ректора исламского университета вы ставите перед собой, учитывая, что в России система западных ценностей преобладает над традиционными ценностями ислама?

 - Моя главная цель – готовить новое поколение образованных, жизненно активных российских мусульман. Я считаю, что между Западом и Востоком нет антагонизма. Конечно, исламская система ценностей теоцентрична, а система западных ценностей – антропоцентрична. Надо учитывать, что постоянная борьба между религиозным и светским началом в мире продолжается. Современный мусульманин принимает технический прогресс, но в основе его нравственных принципов лежат религиозные убеждения. Мусульманин с гордостью говорит: «Я верю в Аллаха», соблюдает предписания Всевышнего, следует Сунне Пророка, но при этом он не противопоставляет свои религиозные убеждения современному образу жизни.  Не важно, одевает мусульманин европейский костюм или традиционное одеяние, носит ли бороду или нет, какова длина его брюк или цвет платья: Всевышний не смотрит на наш внешний вид, Он смотрит на наши сердца.

Я радуюсь, когда вижу молодых мусульман, которые вобрали в себя все лучшее из достижений мировой цивилизации и при этом сохранили свои религиозные убеждения. Такие люди будут в авангарде нашей Уммы и смогут достойно защищать интересы мусульман.

Вы являетесь председателем правления Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. Как вы можете охарактеризовать его деятельность?

-Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования оказывает действенную помощь мусульманам. Почти 1000  религиозных организаций получают гранты по линии  Фонда, осуществляют при его содействии различные образовательные, культурно-просветительские и информационные программы.  Деятельность Фонда будет зависеть от парадигмы развития государственно-исламских отношений в ближайшие десятилетия, на которую могут повлиять и внутренние и внешние факторы.  Основная опасность кроется  в существовании исламофобии. Уровень исламофобии в России еще никто не оценил, но она имеет место, в том числе и во властных структурах. Многие государства относятся к исламу явно негативно, это проявляется и в России. Осложняется это тем, что у российских властей пока еще отсутствует собственная политическая стратегия по отношению к российским мусульманам, в частности, и к Исламскому миру, в целом. Наше государство должно внятно и четко заявить, что в России ислам является традиционной религией не только на бумаге, но и на деле, что мусульмане являются коренными гражданами, пользующиеся всеми правами  и свободами. Мусульмане России – это не иммигранты, и не чуждый или враждебный элемент общества.

Власть всегда нуждается в поддержке народа, а мусульмане в России – это значительная часть народа, и поэтому государство, по моему глубокому убеждению, должно искать формы диалога  и сотрудничества с мусульманами. В этом и есть одна из главных задач Фонда поддержки исламской культуры науки и образования.

"Ислам Минбаре"

август 2008 года


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку