Пятница, 03 Апреля 2020
بِسْمِ  اللّهِ  الرَّحْمـَنِ  الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Электронные СМИ > Исламская интеграция как ответ на вызовы современности

В последнее время в мире наблюдается интенсивный, но при этом достаточно сложный и тернистый процесс мусульманской интеграции. Основные трудности на этом пути связаны как с внутренними, так и с внешними факторами. К внутренним факторам, в частности, относятся глубокие структурные диспропорции самого мира ислама, его пестрая разнородность, авторитарный характер и коррумпированность правящих в нем режимов. Внешние факторы в первую очередь связаны с идеологической, военной, политической и экономической экспансией Запада.

Вместе с тем исламский мир все более становится единым, коллективным субъектом международных отношений. У мусульманских народов растет потребность в единстве, сплоченности и солидарности, которые присущи понятию «исламская умма». Показательно, что военные действия в Афганистане, Ираке, Ливане, угрозы применения военной силы против Ирана воспринимаются сегодня как акты агрессии против исламского мира в целом.

На фоне американской оккупации Ирака, израильской агрессии против Ливана и напряженности вокруг Ирана особое значение приобрели отношения между суннитами и шиитами. Это связано с активными попытками Запада разжечь конфликт между представителями двух самых многочисленных исламских конфессий (шииты составляют около 8 % мусульман). Так, стратегия «Исламский мир после 11 сентября», разработанная одной из крупнейших исследовательских корпораций RAND, уделяет особое внимание использованию суннитско-шиитских противоречий для реализации американских планов на Ближнем Востоке. В ней, в частности, говорится: «...возможность достижения баланса между суннитами и шиитами может поставить барьер перед исламскими экстремистскими движениями и создать основу для стабильности американского присутствия на Ближнем Востоке». Действия американцев в оккупированном Ираке, их активность в отношении треугольника Иран-Сирия-Ливан свидетельствуют, что за фразой «достижение баланса» скрываются планы по разжиганию конфессиональной розни между суннитами и шиитами.

Весомым подтверждением тому стал конфликт в Ливане, в ходе которого «Израиль» и США развернули масштабную идеологическую и информационную войну против движения «Хезболла». Через средства массовой информации в общественное сознание активно внедрялась мысль, что Хезболла - еретическое движение «рафидитов» и ее поддержка со стороны суннитов категорически запрещена. В качестве главного аргумента использовалась заключения некоторых авторитетных салафитских ученых, главным образом представителей Саудовской Аравии относительно секты «рафидитов» (так сунниты называют тех, кто отрицает - рафид по-арабски - легитимность трех первых праведных халифов - Абу-Бакра, Усмана, Умара, утверждая, что они узурпировали власть у имама Али, ставшего четвертым праведным халифом).

В связи с этим ученые-салафиты из Саудовской Аравии сочли необходимым выступить с коллективным обращением в целях прояснения их позиции в отношении шиизма и «Хезболлы». Своеобразный резонанс произвела фетва известного ученого Абдаллы Ибн Джебрина. Не меняя в целом своей позиции в отношении заблуждений «рафидитов», саудовский улем фактически провел тонкую грань между ними и «Хезболлой», употребив в фетве кораническое выражение «партия Аллаха» (именно так переводится с арабского «Хезболла»). Примечательно, что в фетве Ибн Джебрина говорится, что Коран называет «партией Аллаха» истинных верующих, которые ведут борьбу в интересах ислама и мусульман.

Выступление суннитских улемов вызвало ответную реакцию в шиитских научных кругах. Шиитские ученые со своей стороны опровергли многое из того, что приписывается последователям шиизма некоторыми авторами. По их глубокому убеждению, основные разногласия, имеющие место в мусульманской умме, носят надуманный характер и могут быть преодолены совместными усилиями.

Важным шагом на пути структуризации и интеграции мирового мусульманского пространства стало создание в июле 2004 года Международного союза мусульманских ученых (МСМУ). В его состав вошли сунниты и шииты. Председателем Совета был избран известный мусульманский ученый и проповедник шейх Юсуф Кардави, его заместителем - генеральный секретарь Международной ассамблеи по сближению исламских конфессий, авторитетный шиитский ученый аятолла Мухаммад Али Тасхири. Одной из главных задач МСМУ является развитие диалога и сотрудничества между мусульманами всех направлений и мазхабов (правовых школ). Во время агрессии против Ливана шейх Юсуф Кардави выразил солидарность с движением сопротивления «Хезболла», заявив: «Поддержка ливанского сопротивления - обязанность каждого мусульманина». Его примеру последовали многие известные суннитские улемы во всем мире.

Вопрос о мусульманской интеграции перед лицом серьезных вызовов становится все более актуальным. Всеобщее объединение и создание эффективной системы решения глобальных проблем позволит мусульманам решать сложные задачи, такие как предотвращение агрессий и гуманитарных катастроф.


Анвар ШАРИПОВ



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку

Прямая речь Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин: В поправках текста Конституции главным должен стать принцип «Не навреди» Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин: В поправках текста Конституции главным должен стать принцип «Не навреди»
Расписание намазов
03 Апр. 2020 фаджр3:56 шурук5:54 зухр12:34 аср16:08 магриб19:13 иша21:03
В Москве 00:56
Скачать в Excel