Изменится ли ситуация с исламским образованием в России в
лучшую сторону? Какой из мусульманских вузов дает наиболее качественное
образование? Опасно ли российским мусульманам обучаться за рубежом? На эти и
другие вопросы в интервью порталу "Интерфакс-Религия" ответил ректор
махачкалинского Института теологии и религиоведения Максуд
Садиков.
- Как Вы оцениваете ситуацию с мусульманским образованием
в России?
- Мусульманское образование сегодня переживает переходный
период и находится не на таком высоком уровне, как хотелось бы. Пока ситуация в
этой сфере складывается стихийно. Каждый предлагает свою программу, работает по
своей системе. Единой же системы исламского образования пока не сложилось. Мы
работаем над ее совершенствованием в Дагестане.
Раньше не было
специалистов в сфере мусульманского образования, которые бы имели навыки работы
по новым методикам - все работали, учились, жили в одиночку. В советское время
отдельные улемы (мусульманские ученые - "ИФ") тайно, в подвальных условиях
занимались обучением. Эти же улемы передают сегодня знания новым
поколениям.
В настоящее время подходит к концу разработка программ,
включающих в том числе и светскую компоненту. Можно ожидать, что через год-два
ситуация качественно изменится в лучшую сторону. 50% учебного плана в Институте
теологии и религиоведения Махачкалы, который работает второй год, составляют
светские дисциплины, 50% - религиозные. Такое совмещение очень полезно.
Следует также сказать, что в нашем институте ведутся программы
христианской, иудейской теологии, по культам, атеистическому мировоззрению.
Студенты с большим интересом посещают эти занятия. Большой блок посвящен
сектологии. Знания в этой сфере необходимы особенно в местах компактного
проживания мусульман, так как ваххабизм, например, внедряется там, где нет
религиозных знаний, заменяя их суррогатом.
Кроме того, наши студенты
изучают информатику, два иностранных языка - арабский и английский. Особый упор
мы делаем на воспитание человека, потому что знание без воспитания бывает даже
опасно. Мы активно, целенаправленно работаем над развитием воспитательной
системы.
- Какой из исламских вузов России, по Вашему мнению, дает
сейчас наилучший уровень образования?
- Северокавказский исламский
университет - головной вуз по мусульманскому знанию, по теологии ислама -
махачкалинский Институт теологии и религиоведения. Была начата серьезная работа
в Казанском университете, но, к сожалению, она была приостановлена и вновь
начинается только сейчас.
- Опасно ли российским мусульманам получать
образование за рубежом?
- Получать исламское образование за рубежом,
если студент не имеет хотя бы начального образования по исламу, опасно, особенно
в Саудовской Аравии. Действует известный мусульманский университет "Аль-Азхар" в
Каире. Там большой опасности нет, но, даже обучаясь в нем, можно столкнуться с
тем, что расходится с исламскими нормами знания. В Дамаске действует университет
"Абу-Нур", который менее опасен, однако и здесь у студента, не имеющего базовых
знаний, могут возникнуть сложности. То же самое касается тунисского университета
"Аз-Зайтун".
Более 70% студентов, которые возвращаются в Россию после
обучения за рубежом, не способны воспринимать истинные знания об исламе. Есть,
конечно, и молодые люди, которые возвращаются нормальными специалистами. Однако
опасность существует, поэтому очень важно, чтобы Россия сама занялась
подготовкой своих специалистов.
- Преподаются ли "Основы ислама" в
школах Дагестана?
- К сожалению, нет. Не только "Основы ислама" не
преподаются, даже боятся арабского языка. Различными методами и средствами
запрещают преподавание арабского в школах Дагестана. Преподают английский,
французский, итальянский языки - все, что угодно, только не арабский. В этом
году более 13 тысяч паломников из Дагестана отправились в хадж в Мекку. Если
среди них какой-то процент владел бы арабским языком, было бы неплохо. Но, тем
не менее, пока в этом Дагестан очень сильно отстает, и дагестанская власть, к
сожалению, проявляет определенную слабость и непонимание важности этого вопроса.
С одной стороны, конечно, существует боязнь, потому что Дагестан как никакой
другой российских регион увидел, что такое экстремизм. Приходится наблюдать его
проявления в республике и сегодня. Но, с другой стороны, коммунистическая
идеология и менталитет, сложившийся у большинства чиновников, сохранен и
"выветривать" его непросто, он уже укоренился. Вот два фактора, которые, как мне
кажется, мешают развитию этого процесса.
- Как Вы относитесь к
введению "Основ православной культуры" в школах?
- Мы относимся к
этому вопросу положительно, потому что, живя в такой стране, как Россия, наши
граждане должны знать, что такое и православие, и ислам, и другие религии, ибо
нельзя человека отделить от религии. Это в определенной мере обезопасит наше
общество от экстремистских течений.