Четверг, 28 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar


 

Равиль Гайнутдин: богословский межрелигиозный диалог можно начать с обсуждения Корана как «третьего завета»

 Коран можно интерпретировать как «третий завет» и обсуждать триаду: «Ветхий завет – Новый завет – Коран как третий завет» – с этой темы предлагает начать богословский диалог между представителями ислама, христианства и иудаизма в России председатель Совета муфтиев Равиль Гайнутдин. Об этом он заявил, выступая на международной конференции «Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития», которая открылась 14 сентября в Российской академии госслужбы (РАГС).


В интервью «Благовест-инфо» муфтий отметил, что межрелигиозный диалог в социальной сфере, в борьбе против экстремизма, в борьбе против наркотиков развивается в России активно. Однако он считает это недостаточным. Сегодня необходимо вывести осмысление межрелигиозных отношений «на совершенно новый уровень», начав богословский диалог между тремя авраамическими религиями. Основой для такого диалога станет «исключительно позитивное отношение» мусульман к верующим других монотеистических религий как к «людям Писания». С точки зрения мусульманского лидера, цель такого диалога – добиться «уважительного отношения к исламу», показав, что «ислам – богоданная религия, а Коран – богоданное священное писание».


По словам муфтия, со стороны православных он не раз сталкивался со взглядом на ислам как на «христианскую ересь». «Христиане веками отрицали Коран как богоданную книгу, считая, что ислам – это никакая не религия, а Аллах – это сатана, как прозвучало в проповеди одного иерарха в храме в наше время, – им будет трудно уйти от такого понимания. Сейчас на словах – мы братья, ислам как мировая религия уважается. Но пока богословски, догматически никаких позитивных шагов в этом направлении не сделано», -- посетовал  Р.Гайнутдин.


По его мнению, чтобы сломать эти стереотипы, стоит начать богословский диалог с «новых интерпретаций базовых понятий, нового понимания логики ниспослания божественных откровений», исходя из «углубления понимания духовной близости по линии Авраама-Ибрагима».


С трибуны конференции председатель СМР внес конкретное предложение для начала такого богословского диалога: «Возможно, наряду с названием "Коран" в качестве его смыслового эквивалента во время научно-практических конференций и богословских дискуссий можно было бы использовать понятие «Коран-Третий завет». Триада: «Ветхий завет – Новый завет – Коран как третий завет», подчеркивая общую богооткровенную природу иудаизма, христианства и ислама, может вывести осмысление межконфессиональных отношений в нашей стране совершенно на новый уровень».


В беседе с корреспондентом «Благовест-инфо» он пояснил идею преемственности «заветов»: «Пророки, посланники Божьи принесли священное писание человечеству, и одно писание развивалось другим писанием. И тем самым человечеству приходили новые совершенные установки. Коран – это продолжение тех заветов, которые были переданы пророками и посланниками Всевышним. Коран только дополняет, а не приносит что-то новое, продолжая и Авраама, и Моисея, и Иисуса, дополняет учение, которое было дано им».


В ответ на замечание о том, что, по крайней мере, христиане вряд ли с энтузиазмом воспримут эту идею как основу богословского диалога, Р.Гайнутдин сказал: «К сожалению, пока со стороны христиан и представителей иудаизма размышлений по этому поводу нет. Христиане, возможно, пока недопонимают смысл моих слов».


В подтверждение своей мысли о возможности богословского межрелигиозного диалога в России Гайнутдин привел примеры подобного диалога в мире: «Католики ведут богословский диалог на уровне Ватикана с Греческой Православной Церковью и с мусульманами Ирана, со всемирно известной академией Аль-Асхар в Египте. Я вижу, как Русская Православная Церковь развивает богословский  диалог не с российскими мусульманами, а с мусульманами Ирана», -- с сожалением добавил лидер СМР.


Шейх Гайнутдин убежден, что если бы состоялось богословское признание ислама со стороны христиан, то, в конечном счете, «православные были бы более доброжелательны по отношению к мусульманам и не считали бы, что только православие в нашем государстве имеет право на жизнь, а остальные – это какие-то пришельцы. Ислам пришел на нашу землю раньше, чем крещение Руси – на территории Дербента (Дагестан) уже в VIII в. была построена мечеть. Ислам – это религия не пришельцев, не мигрантов, а коренных россиян».

Москва, 14 сентября, 2007

 Благовест-инфо.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку