Среда, 18 сентября 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Электронные СМИ > Работа с людьми и для людей

Мустафа Кютюкчю: Главное для нас – контакт с людьми

Рамадан традиционно является месяцем добрых дел, благотворительности. IslamRF.Ru встретился с человеком, чья повседневная работа заключается в помощи тем, кто в ней нуждается - главой Департамента социально-благотворительной и духовно-просветительской деятельности Совета муфтиев России Мустафой Кютюкчю.

Уважаемый Мустафа -хазрат, как нам известно, в апреле 2008г. при Совете муфтиев России был создан Департамент социально-благотворительной и духовно-просветительской деятельности, который вы и возглавили. Расскажите, пожалуйста, о своих достижениях.

Три с небольшим года назад было принято решение о создании структуры в составе СМР, главной целью которой являлась бы работа с людьми. Эту инициативу смело можно назвать инновационным социальным проектом. Инновационным, потому что формат работы департамента отличается от стандартного формата других религиозных учреждений, ну а социальным, потому что он существует и работает с людьми и для людей.  Еще раз повторюсь, что цель работы департамента это – люди, просвещение, воспитание фундаментальных нравственных ценностей. Главное для нас –  контакт с людьми, и поэтому свою работу департамент начал с организации встреч, семинаров, круглых столов, социальных объединяющих проектов, поездок, небольших просветительских программ. За всеми этими мероприятиями стояло и стоит наше искреннее желание объяснить и напомнить людям о важности и исключительной необходимости возрождения духовности и нравственности. Оно и сегодня питает и мотивирует нас созидать, придумывать, делать.

По милости Всевышнего, сегодня мы переживаем свое активное развитие и уровень проектов, реализуемых командой молодых ребят и девушек, очень высокий. Есть ряд крупных проектов объединяющих тысячи этнических мусульман: это Шатер Рамадана – благотворительный двухнедельный марафон, посвященный посту, это и Мавлид ан-Наби – ежегодная праздничная  программа, проводимая в честь рождения Пророка Мухаммада (мир Ему и благословение Всевышнего). Немного меньшими по размаху, но не менее значимыми является наше участие в Курбан-Байраме, Сабантуе. В участии в этих традиционных религиозных и национальных праздниках мы видим не только свой долг перед Аллахом, но и эксклюзивную возможность достучаться до людских сердец с помощью тех добродетелей, которые несет в себе Ислам.

Кроме того, в департаменте ведется активная работа с детскими домами и ветеранами, сегодня это несколько подшефных детских домов в Москве  и Московской области, а также десятки ветеранов как в самой Москве, так и в области. Отдельно  хотелось  бы выделить работу с заключенными. Я считаю, что здесь мы сделали беспрецедентный прорыв. Если говорить цифрами, то сегодня деятельность департамента  - это около 40 различных проектов в течение года. Все они разные как по масштабу, так и по времени реализации: есть как разовые и сезонные, так и постоянные, которые работают на протяжении всего года.

Вы сказали о прорыве в работе с заключенными. Сегодня эта тема является предметом обсуждения в СМИ, особенно в свете реформы тюремной системы России. Расскажите немного о вашем прорыве, и как вам это удалось.

Создание Департамента совпало с началом тех самых реформ, о которых так много говорят, и это не просто совпадение. Первым нашим шагом в этом направлении было соглашение с ФСИН России. После достижения обоюдного согласия по всем вопросам, 12 мая 2010 года сторонами было подписано историческое соглашение. Мы стараемся быть обстоятельными и последовательными, нами составлен план, по которому мы стремимся двигаться вперед. Руководитель отдела по работе с осужденными нашего Департамента является членом общественного совета при ФСИН. Наши отношения с руководством  Управления по воспитательной работе с осужденными ФСИН России давно переросли официальный уровень, можно сказать, что мы дружим. Для нас очень важно налаживать личный контакт, ведь только так мы можем донести нашу идею, наши переживания, наши стремления и, хвала Всевышнему, здесь нам это удалось.

Скажите, Мустафа-хазрат, располагает ли сегодня СМР данными о том, сколько мечетей, молельных домов, мусульманских религиозных общин действует в местах лишения свободы по всей России?

На момент подписания соглашения по информации от ФСИН в России функционировало около 40 мечетей и порядка 200 молельных комнат для мусульман. Всего верующих на территории России было зарегистрировано около 10 тыс. человек. Сегодня цифры другие, и нам самим интересно знать точно статистику. Подобный запрос мы направили во ФСИН и надеемся скоро получить от них ответ.

Каким образом имамы строят свою работу с осужденными мусульманами? Какой регион можно было бы привести в качестве примера?

Основная цель в работе - это суметь правильно и доступно передать людям информацию о вере и нравственности, быть рядом с людьми, проявлять участие и заинтересованность, сопереживать. Только после этого можно о перевоспитании, помощи в правильной, полезной для общества реализации энергии. Работа имамов строится именно на этом. Сложно выделить какой-то регион, да я бы и не стал этого делать. Все имамы ответственно подходят к своей миссии и делают все, что могут. Ведь дело не только в имаме, многое зависит от экономических, социокультурных, географических факторов. Если все же говорить о примере, то нам бы хотелось, чтобы таким регионом стала Москва. Здесь действительно проделана очень большая работа. Мы уже открыли в двух СИЗО молельные комнаты, оборудованные классом и библиотекой, на очереди еще две. Мы заботимся о наличии актуальной духовно-просветительской литературы в библиотеках, проводим  благотворительные акции, лекции и семинары среди заключенных.

Испытывают ли заключенные мусульмане трудности с точки зрения религиозной практики? Доступна ли им литература?

К нам в управление приходит огромное количество писем от заключенных: кто-то просит экономическую или юридическую помощь, кто-то обращается с вопросами по религиозной практике или работе молельной комнаты. Например, одним из пунктов плана по работе с заключенными является открытие отдела продукции халяль в магазинах при СИЗО и колониях. Подобный отдел уже работает в одном из СИЗО города Москвы. За прошлый год мы по почте отправили заключенным более 1000 книг, на местах нам помогают местные религиозные  общины  мусульман. Проблема с доступом к литературе остается актуальной, но как видите, мы ее постепенно решаем. Мы поставили перед собой задачу обеспечить все библиотеки учреждений исполнения наказания  хотя бы минимальным набором литературы: Священный Коран, сборники хадисов, жизнеописание Пророка Мухаммада (мир ему) и т.д.

Чем отличается «тюремный» имам от обычного «гражданского»? Должен ли он обладать особенными качествами и навыками?

Слово «имам» происходит от арабского «амам», что означает впереди. Имам это лидер, который должен быть примером во всех отношениях, тот, на кого будут равняться. Поэтому имам,  где бы он ни работал должен обладать целым рядом личностных и профессиональных качеств. В работе с такой особой аудиторией он, безусловно, должен чувствовать людей, быть отличным психологом,  понимать и уметь находить подход к любому, ну и, конечно, быть терпеливым.

Проводится ли что-то подобное для заключенных женщин-мусульманок? Если да, то в каких регионах? С ними работают имамы-мужчины или наставницы?

Вопрос очень актуальный. В Священный месяц Рамадан мы планируем открыть молельную комнату в Можайской женской колонии Московской области. То, что до сих пор мы работали только с мужчинами легко объяснимо: наши имамы – мужчины и мужчин заключенных существенно больше. Сейчас у нас есть возможность работать и с женщинами, естественно, эту  миссию возьмут на себя девушки, получившие или получающие религиозное образование. Далее нас ждут и детские колонии, здесь тоже уже сделаны определенные шаги.  В СИЗО-5 г. Москвы, где, в том числе содержатся и несовершеннолетние, будет открыта молельная комната и постепенно налаживаться просветительская работа.

Наступил месяц поста. Чтобы вы хотели пожелать  мусульманам Рамадан?

Я хотел бы пожелать всем моим братьям и сестрам в  нынешний  Рамадан  открыть для  себя  новую  страницу в своей жизни, возвыситься  духом и ощутить сладость веры. И  чтобы этот  Рамадан  стал  для  всех  нас  месяцем  великих  духовных  открытий и  больших  благодеяний.

IslamRF.Ru 01.08.2011


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку