Главный праздник мусульман Курбан-байрам наступит через три недели:
15 июня - стояние на Арафате (аль-Вукуф би Арафа);
16 — 19 июня - Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам — Ид аль-Адха);
Правила Курбана
Существуют определенные правила, которых следует придерживаться при выполнении этого обряда.
При совершении курбана необходимо упоминать имя Аллаха. Это могут быть просто слова: «Бисмиллях», или более полное словосочетание: «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим». Также можно прочитать айаты и суры, например «Аль-Фатиху», «Аль-Каусар», и другие. Согласно хадисам, Пророк ﷺ перед курбаном читал и такие айаты:
إِنَّ صَلَاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ لَا شَرِيكَ لَهُ وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَا أَوَّلُ الْمُسْلِمِينَ
«Инна саля´ти ва нусуки´, ва махйа´йа ва мама´ти´ лилля´хи рабби-ль-а´лями´н. Ля´ шари´кя ляху ва бизаликя умирту ва ана аввалю-ль-муслими´н».
2) Курбан совершается не ради человека (из-за чего фраза «совершаем курбан такому-то» является неправильной), а исключительно ради Всевышнего. Таким образом, следует говорить: «Совершаем курбан ради Аллаха от имени (такого-то), да будет доволен этим Аллах» .
Одним из распространенных в мусульманском мире способом совершения этого обряда является традиция, когда один курбан совершается от имени главы семьи и его близких. Так, например, когда Пророк ﷺ совершал курбан, желая приблизиться к Всевышнему, он говорил:
بِاسْمِ اللَّهِ اللَّهُمَّ تَقَبَّلْ مِنْ مُحَمَّدٍ وَآلِ مُحَمَّدٍ وَمِنْ أُمَّةِ مُحَمَّدٍ
«С именем Аллаха, о, Аллах! Прими это от Мухаммада, семьи его и его общины». Можно заклать и большее число животных, и это зависит уже от материальных возможностей конкретной семьи. Можно совершать курбан и от имени других членов семьи, в первую очередь — совершеннолетних. Также разрешается совершать этот обряд и от имени умерших, делая намерение «совершить курбан ради Аллаха от имени такой-то души» с тем, чтобы это было искуплением за возможные грехи и ошибки усопшего.
Вместо барашков или овец можно заклать и других животных, например, корову или бычка. В этом случае от одной семьи достаточно будет 1/7 части, т. е. семь человек могут сложиться вместе и вскладчину заклать корову или бычка, и это будет их курбаном, заменяющим одного барашка или овцу. Иногда в качестве курбана используют и других животных: коз, верблюдов. По возможности, как учил Посланник Аллаха ﷺ, животные должны быть лучшими из всего стада. И хотя, как уже отмечалось, Всевышний в курбане не нуждается, этот обряд проявляет нашу богобоязненность и щедрость, т.к. в конечном счете, мясо рекомендуется раздавать бедным и использовать для угощения гостей.
Таким образом, еще одним правилом является раздача мяса. Пророк ﷺ обычно делил мясо курбана на три части, первую из которых раздавал нуждающимся, вторую использовал на угощение гостей, и лишь одну треть оставлял себе. Он велел своим сподвижникам поступать так в благополучные годы, и такая традиция не является обязательной. В связи с этим не будет являться грехом, не раздавая мяса, использовать его для угощения гостей, оставляя часть и себе. Если же кто-то захочет полностью раздать его нуждающимся (причем сподвижники раздавали мясо не только мусульманам ), это также будет считаться благим деянием. Но при этом, по примеру Посланника Аллаха ﷺ, часть мяса крайне желательно отведать в кругу своей семьи.
Ошибки в понимании Курбана
Некоторые суждения, распространенные среди российских мусульман, являются не совсем верными или же спорными с точки зрения шариата. Одним из них является мнение о необходимости совершать курбан от имени Пророка ﷺ. Хотя хадис на эту тему присутствует у ат-Тирмизи со ссылкой на имама Али, данный ривайат не может служить основанием для обязательности такого действия — оно может быть лишь добровольным.
Ошибочным является и распространенное среди российских мусульман наименование курбан ае, т. е. «месяц курбана». Такого месяца в мусульманском календаре нет, но есть «месяц хаджжа» — зу-ль-хиджжа, который начинается за 9 дней до праздника Курбан-байрам. Таким образом, неправильно говорить о том, что спустя 25 или 27 дней после праздника «все еще идет месяц курбана», поскольку уже через 19 или 20 дней после Курбан-байрама месяц зу-ль-хиджжа заканчивается, и начинается новый месяц (мухаррам), не имеющий отношения к хаджжу и курбану. А вот другой вопрос — когда можно провести посвященный курбану меджлис? Очевидно, это следует сделать как можно раньше, естественно, согласовывая с возможностями людей. В то же время при нынешней морозильной технике мясо не портится и в течение нескольких месяцев после праздника.
Среди российских мусульман любое заклание жертвенного животного нередко именуется термином «курбан». Тем самым, не совсем верное понимание сущности курбана часто приводит к смешению разных видов закланий.
А) По-настоящему курбан — приуроченный к празднику Курбан-байрам — проводится только в течение четырех праздничных дней, начиная с первого дня праздника, что соответствует 10-му числу месяца зу-ль-хиджжа. Таким образом, курбан следует совершать в первый, второй или третий дни праздника (10, 11 или 12 зу-ль-хиджжа), хотя часть теологов разрешает сделать это и в четвертый день, т. е. 13 зу-ль-хиджжа. В другие же дни заклание барашка не будет тем курбаном, о котором говорил пророк Мухаммад ﷺ:
مَنْ ذَبَحَ قَبْلَ الصَّلاةِ فَإِنَّمَا يَذْبَحُ لِنَفْسِهِ وَمَنْ ذَبَحَ بَعْدَ الصَّلاةِ فَقَدْ تَمَّ نُسُكُهُ وَأَصَابَ سُنَّةَ الْمُسْلِمِينَ
«Кто совершит заклание до праздничной молитвы, тот совершит его для себя. А кто сделает курбан после молитвы, тот завершит обряд и исполнит Сунну мусульман».
Б) Одним из закланий, которое подчас ошибочно принимают за «курбан», является назр/нәзер, т. е. «обет, обещанное». Назр осуществляется тогда, когда мусульмане дают клятву в том, что совершат заклание, если избавятся от какой-либо беды или успешно завершат какое-нибудь дело и т. д. Причин для назра может быть множество, и совершать заклание следует тогда, когда наступил оговоренный срок. Оставлять без уважительных причин выполнение обета является грехом, и при его проведении следует руководствоваться принципом «лучше поздно, чем никогда».
Условия назра обговаривает и знает лишь тот, кто его совершает. Поэтому сколько и какие животные это будут, позовет ли он гостей или нет — всё это будет зависеть исключительно от того, что говорилось при даче обета. При этом, однако, известно, что мясо животных при назре следует либо раздать нуждающимся, либо использовать для угощения гостей, не оставляя его себе и своей семье.
В) Другой вид заклания, который иногда тоже называют курбаном, посвящен рождению ребенка. Арабское наименование этого события — акика, и подробнее о нем говорится в разделе, посвященном месяцу раджаб.
Г) Еще один вид заклания является своего рода обычным действием, связанным с созывом гостей и проведением того или иного меджлиса. В тюркской традиции он называется просто аш, т. е. «еда»; «угощение». В этом случае верующие могут заклать животное абсолютно в любое время, приурочив это событие к тому или иному меджлису, не связывая его с праздником Курбан-байрам.
Из книги Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина
"Ислам: вероучение, поклонение, нравственность, закон"
25 мая 2024