Вторник, 19 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Ислам и мусульмане > Мусульманские праздники > Польза Мавлида и порядок его проведения. Из книги Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина "Ислам: вероучение, поклонение, нравственность, закон"

Польза Мавлида и порядок его проведения.  Из книги Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина "Ислам: вероучение, поклонение, нравственность, закон"

Польза Мавлида

Отличительной чертой Мавлида является многократное и разнообразное чтение салаватов, в религиозном смысле означающих «благословения пророку Мухаммаду ﷺ, его семье и потомкам». Конечно, салаваты следует читать не только во время Мавлида, но и в любое другое время. Более того, чтение салаватов происходит как минимум пять раз в день во время совершения намазов. Тем не менее при проведении Мавлида на общенародном уровне это происходит более торжественно. К тому же больше людей приобщаются к этому богоугодному деянию. Не случайно Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ صَلَّى عَلَيَّ صَلَاةً وَاحِدَةً صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ عَشْرَ صَلَوَاتٍ وَحُطَّتْ عَنْهُ عَشْرُ خَطِيئَاتٍ وَرُفِعَتْ لَهُ عَشْرُ دَرَجَاتٍ

«Кто благословит меня искренне один раз, того Аллах благословляет десять раз, спишет с него десять дурных поступков, возвысив на десять ступеней» [1].

Очевидно, что мусульманам (как в России, так и за рубежом) часто не хватает атмосферы радости и гордости за ислам. В результате часть мусульман как бы выпадает из общемусульманского культурного социума. Конечно же, верующим не следует копировать нерелигиозный стиль жизни, однако, запрещая абсолютно всё, со стороны мусульман часто не предлагается никакой альтернативы. Да, в исламе есть два великих праздника, но это отнюдь не означает, что нельзя отмечать разные памятные даты, приуроченные к тем или иным значимым событиям. Тем более что во время проведения Мавлида открываются широчайшие возможности для давата — ​призыва к исламским ценностям. Таким образом, Мавлид, по сути, представляет собой одно из средств просвещения мусульман, ликвидации их неграмотности [2].

Как уже отмечалось, с точки зрения части мусульманских богословов, Мавлид является «богоугодным деянием», а согласно Пророку ﷺ:

مَنْ سَنَّ فِي الْإِسْلَامِ سُنَّةً حَسَنَةً فَلَهُ أجْرُهَا وَأجْرُ مَنْ عَمِلَ بِهَا بَعْدَهُ مِنْ غَيرِ أنْ يَنْقُصَ مِنْ أُجُورِهِم شَيءٌ

«Кто положит начало хорошему обычаю, тот получит вознаграждение за него, и вознаграждение тех, кто практиковал этот обычай после него, ничего не убавляя из их наград…» [3] Некоторые богословы, разъясняя данный хадис, говорят о том, что в данном случае речь идет лишь о возрождении и обновлении Сунны. Но другие богословы отмечают, что чтение Корана, произнесение благословений Пророку ﷺ, изучение жизненного пути Посланника Аллаха ﷺ — ​всё это и является Сунной. Такие теологи спрашивают: существует ли более лучший способ всенародно вспоминать о Пророке ﷺ? Фактически мусульмане не отмечают день рождения Посланника Аллаха ﷺ как таковой, но в качестве отправной точки была взята именно эта дата, поскольку она связана с Пророком ﷺ. К тому же, согласно некоторым ривайатам, дата смерти Посланника Аллаха ﷺ также приходится на этот день [4]. Следовательно, более подходящей даты для всенародного воспоминания о последнем в истории человечества Пророке ﷺ в календаре просто не существует.

Таким образом, проведение Мавлида можно смело назвать и тем «хорошим обычаем», о котором говорил Посланник Аллаха ﷺ, и тем «возрождением, обновлением Сунны», о котором сказали богословы [5]. И в любом случае, нравится это кому-то или нет, но в этом вопросе между теологами присутствует ихтилаф, а это означает правомочность проведения Мавлида.

Исходя из всего сказанного, можно сделать несколько выводов:

– во‑первых, если не брать в расчет дату проведения Мавлида, то он как религиозное собрание (маджлис) с чтением Корана и благословениями Пророку ﷺ, по сути своей, и не является новшеством как таковым;

– во‑вторых, даже если Мавлид и посчитать за новшество, то немало известных богословов отмечали, что новшества могут быть разными — ​как плохими, так и хорошими; и согласно мнениям таких теологов, Мавлид, несомненно, входит в категорию похвальных новшеств;

– в‑третьих, как по отношению к новшествам, так и непосредственно по отношению к Мавлиду, среди теологов существует ихтилаф; и, согласно шариату, это дает право мусульманам следовать мнению тех теологов, которые разрешают отмечать Мавлид.

В дополнение к сказанному хотелось бы добавить, что во время Мавлида мусульмане не должны ограничиваться лишь одними меджлисами и чтением салаватов. Вся мусульманская общественность должна направить свои усилия на то, чтобы величие самого любимого Посланника Аллаха ﷺ по возможности достигло бы каждого человека. Чтобы в газетах и журналах и других средствах массовой информации была бы размещена хотя бы одна заметка о Пророке ﷺ, из которой любой мог бы узнать о его истинном величии. Чтобы устраивались круглые столы, где каждый мог бы рассказать о Посланнике Аллаха ﷺ что-то важное. Чтобы организовывались выставки, посвященные Господину всех верующих ﷺ. Чтобы проводились конкурсы на лучшие стихотворения и нашиды о том, кого Всевышний назвал «милостью для миров» [6].

И кто знает, если ­кто-нибудь искренне потратит на этом пути хотя бы один руб­ль или ­чем-либо поможет в этом, то, быть может, именно по этой причине за него заступится великий Избранник Аллаха ﷺ. А что может быть лучше того, чтобы попасть под его заступничество — ​шафаат? Да будет благословен этот праздник. И пусть возрадуются все верующие, что Всевышний даровал нам такую бесценную возможность посвятить один месяц в году Его наилучшему созданию — ​Господину первых и последних, пророку Мухаммаду ﷺ.



Проведение Мавлида

Как уже отмечалось, отличительной чертой Мавлида является многократное чтение салаватов, являющихся «благословениями Посланнику Аллаха ﷺ». Одной из самых распространенных форм салавата являются слова:

اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ

«Алла´хумма салли аля´ Мухаммад ва аля´ áли Мухаммад» («О, Аллах! Благослови Мухаммада, его семью и потомков»).

Существуют и более полные версии салаватов, что лишний раз свидетельствует о великом статусе Пророка ﷺ и его потомков в глазах мусульман. И это подтверждает слова Всевышнего, Который уже во время ниспослания Корана поведал о том, что Он возвеличит поминание Своего любимого Посланника ﷺ [7].

Одна из возможных форм проведения Мавлида [8]

1) Во время меджлиса, посвященного Мавлиду, рекомендуется рассказывать ­что-либо важное и полезное из жизни Пророка ﷺ, что будет являться ваазом (т. е. проповедью).

2) После этого обычно читают суру «Аль-­Фатиха» и айаты из суры «Аль-­Ахзаб»:

مَّا كَانَ مُحَمَّدٌ أَبَا أَحَدٍ مِّن رِّجَالِكُمْ وَلَٰكِن رَّسُولَ اللَّهِ وَخَاتَمَ النَّبِيِّينَ وَكَانَ اللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمًا يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا اللَّهَ ذِكْرًا كَثِيرًا وَسَبِّحُوهُ بُكْرَةً وَأَصِيلًا هُوَ الَّذِي يُصَلِّي عَلَيْكُمْ وَمَلَائِكَتُهُ لِيُخْرِجَكُم مِّنَ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّورِ وَكَانَ بِالْمُؤْمِنِينَ رَحِيمًا تَحِيَّتُهُمْ يَوْمَ يَلْقَوْنَهُ سَلَامٌ وَأَعَدَّ لَهُمْ أَجْرًا كَرِيمًا يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِنَّا أَرْسَلْنَاكَ شَاهِدًا وَمُبَشِّرًا وَنَذِيرًا وَدَاعِيًا إِلَى اللَّهِ بِإِذْنِهِ وَسِرَاجًا مُّنِيرًا وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ بِأَنَّ لَهُم مِّنَ اللَّهِ فَضْلًا كَبِيرًا وَلَا تُطِعِ الْكَافِرِينَ وَالْمُنَافِقِينَ وَدَعْ أَذَاهُمْ وَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ وَكَفَى بِاللَّهِ وَكِيلًا

«Ма кя´на Мухаммадун аба´ ахадим-мир-риджа´ликум ва лякир-расу´лял-ла´хи ва ха´тама-н-набиййи´н, ва кя´наллаху бикулли шай-ин Али´ма. Йа´ аййуха-ль-лязи´на а´ману-зкурулла´ха зикран кяси´ра. Ва саббиху´ху букратав-ва асы´ля. Хува-ль-лязи´ юсалли´ аляйкум ва маля´икятуху лиюхриджакум-мина-з-зулюма´ти иля-н-ну´р, ва кя´на би-ль-муминина Рахима. Тахиййатухум йаума йалькаунаху саля´м, ва а-адда ляхум аджран кяри´ма. Йа´ аййюха-н-набийу иннá арсальна´кя ша´хидав-ва мубашширав-ва нази´ра. Ва да´ыян илялла´хи би-изнихи ва сира´джам-муни´ра. Ва башшири-ль-му-мини´на бианна ляхум миналла´хи фадлян кяби´ра. Ва ля´ тутыы-ль-кя´фири´на ва-ль-муна´фикы´на ва даъ аза´хум ва таваккяль алялла´х, ва кяфа´ билля´хи ваки´ля» [9].

إِنَّ اللَّهَ وَمَلائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيماً

«Инналла´ха ва маля´икятаху юсаллю´на аля-н-набийй, йа´ аййуха-ль-лязи´на а´ману саллю´ аля´йхи ва саллиму´ тасли´ма» [10].

3) Вслед за этим принято читать один из салаватов, например салаватун макбуля:

اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَي سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ سَيِّدِ الْعَرَبِ وَالْعَجَمِ وَ إِمَامِ مَكَّةَ وَالْمَدِينَةِ وَالْحَرَمِ وَتَرْجُمانِ لِسَانِ السَّلَفِ وَالْكَرَمِ وَعَلَّمَ الْإِنْسَانَ ما لَمْ يَعْلَمْ أَصْلُهُ نُوْرٌ وَنَسْلهُ آدَم بَعْثُهُ مُؤَخَّرٌ وَخَلْقُهُ مُقَدَّمٌ اِسْمُهُ الشَّرَيفُ مَكْتُوبٌ عَلَي اللَّوْحِ الْمَحْفُوظِ بِيَاقُوتِ الْجَوْهَرِ وَالْقَلَمِ جِسْمُهُ الْشَّرِيفُ مَدْفُونٌ فِي الْمَدِينَةِ الْمُنَوَّرَةِ وَالْحَرَمِ فَطُوبَى لِمَنْ رَآهُ وَتَابَعَهُ وَلِمَنْ أَسْلَمَ مَنْبَعُ الشَّفاعَةِ يَوْمَ الْحَشْرِ وَالنَّدَمِ مَنْبَعُ الشَّفاعَةِ لِلْعَاصِينَ قَائِلاً يَا رَبِّ سَلِّمْ يَوْمَ يَا لَيْتَ اتحَلْنا تُراباً تَحْتَ الْقَدَمِ اُمَّتِي اُمَّتِي يَا ذَا اللُّطْفِ وَالْكَرَمِ فَيُنادِي الْمُنادِي مِنْ قِبَلِ الرَّحْمَنِ الْاَرْحَم فَقَبِلْتُ شَفَاعَتَكَ يا نَبّي المُحْتَرَمُ

«Аллахумма салли аля саййидина´ Мухаммад саййиди-ль-араби ва-ль-аджам. Ва има´ми Маккята ва-ль-­Мади´нати ва-ль-­Харам. Ва тарджума´ни лиса´ни-с-саляфи ва-ль-кярам. Ва алляма-ль-инса´на ма´ лям яълям. Аслюху ну´рун ва наслюху А´дам. Баъсуху муаххарун ва халькуху мукаддам. Исмуху-ш-шари´фу макту´бун аля-ль-ляухи-ль-махфу´зы бия´ку´ти-ль-джаухари ва-ль-калям. Джисмуху-ш-шари´фу мадфу´нун фи-ль-­Мади´нати-ль-­Мунавварати ва-ль-­Харам. Фату´ба´ лиман ра´-аху ва та´ба-аху ва лиман аслям. Манбау-ш-шафа´-ати йаума-ль-хашри ва-н-надам. Манбау-ш-шафа´-ати ли-ль-а´сы´на ка´илян — ​“Йа´ рабби саллим йаума: “йа ляйтат-­тахальна´ тура´ба тахта-ль-кадам”. Уммати´, уммати´ йа´ за-ль-лютфи ва-ль-кярам”. Фаюна´ди-ль-муна´ди мин кыбали-р-­Рахма´ни-ль-­Архам: “Факабильту шафа´-атакя йа´ набиййа-ль-мухтарам”» [11].

4) После этого можно прочитать салаваты всем вместе:

الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَيْكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ

«Ас-саля´ту ва-с-саля´му аляйкя йа´ расу´лялла´х,

الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَيْكَ يَا حَبِيبَ اللَّهِ

Ас-саля´ту ва-с-саля´му аляйкя йа´ хаби´балла´х,

الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَيْكَ يَا خَلِيلَ اللَّهِ

Ас-са´ляту ва-с-саля´му аляйкя йа´ хали´лялла´х,

الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَيْكَ يَا خَيْرَ خَلْقِ اللَّهِ

Ас-саля´ту ва-с-саля´му аляйкя йа´ хайра халькылля´х,

الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَيْكَ يَا نَبِيَّ اللَّهِ

Ас-саля´ту ва-с-саля´му аляйкя йа´ хабиййалла´х,

اَلصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَيْكَ يَا صَفِىَّ اللَّهِ

Ас-саля´ту ва-с-саля´му аляйкя йа´ сафиййалла´х,

الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَيْكَ يَا سَيِّدَ الْأَوَّلِينَ الْآخِرِينَ

Ас-саля´ту ва-с-саля´му аляйкя йа´ саййида-ль-аввали´на ва-ль-а´хыри´н,

الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَيْكَ يَا رَحْمَةً لِلْعَالَمينَ

Ас-саля´ту ва-с-саля´му аляйкя йа´ рахматаль ли-ль-а´лями´н [12].

5) В ходе проведения меджлиса, посвященного Мавлиду, существует также традиция исполнения мунаджатов — ​песнопений о Пророке ﷺ (в т. ч. на родных языках). Подобные песнопения иногда называются также нашидами или касидами.

Одной из таких касид на арабском языке является:

اُدْخُلُوا الْجَنَّةَ لَا خَوْفٌ عَلَيْكُمْ وَلَا حَزَنٌ وَلَا أَلَمٌ ثُمَّ رَضِيَ اللَّهُ تَعَالَى عَنْ أَبِي بَكْرٍ وَعَنْ عُمَرَ وَعَن عُثْمانَ وَعَن عَلِي ذَوي الْكَرَمِ ثُمَّ رَضِيَ اللَّهُ تَعَالَى عَنْ خَادِمِ شَرِيعَتِهِ الْإِمَامِ الْأَعْظَمِ وَصَلَّي اللَّهُ تَعَالَى عَلَي مُحَمّدٍ وَعَلَي جَمِيعِ الْأَنْبِيَاءِ وَالْمُرْسَلَينَ وَالْحَمدُ اللَّهِ رَبِّ الْعالَمِينَ

«Удхулю´-ль-джанната ля´ хауфун аляйкум валя´ хазанун валя´ алям. Сумма радыялла´ху та-а´ля ан Аби´ Бакрин, ва ан Умара, ва ан Усма´на, ва ан Алиййи зави-ль-кярам. Сумма радыялла´ху та-а´ля ан ха´дими-ш-шари´атихи-ль-има´ми-ль-аъзам. Васаллялла´ху аля´ джами´-и-ль-анбия´-и ва-ль-мурсали´н. Ва-ль-хамду лилля´хи рабби-ль-а´лями´н» [13].

6) Затем можно прочитать айаты из суры «Ас-­Саффат»:

سُبْحَانَ رَبِّكَ رَبِّ الْعِزَّةِ عَمَّا يَصِفُونَ وَسَلَامٌ عَلَى الْمُرْسَلِينَ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Субха´на раббикя рабби-ль-ыззати амма´ йасыфу´н. Ва саля´мун аля-ль-мурсали´н. Ва-ль-хамду лилля´хи рабби-ль-а´лями´н» [14].

7) После этого имам и гости еще раз обращаются к Аллаху, испрашивая Его благодать для Пророка ﷺ:

اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ اللَّهُمَّ بَارِكْ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ كَمَا بَارَكْتَ عَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ

«Аллахумма салли аля´ Мухаммад ва аля´ áли Мухаммад кяма´ салляйта аля´ Ибра´хи´ма ва аля´ áли Ибра´хи´ма, иннакя Хами´дум-­Маджи´д. Аллахумма бáрик аля´ Мухаммад ва аля´ áли Мухаммад кяма´ ба´ракта аля´ Ибра´хи´ма ва аля´ áли Ибра´хи´ма, иннакя Хамидум-­Маджи´д» [15].

8) Завершается меджлис угощением и завершающим дуа, в котором все благодарят Аллаха и просят Его принять это религиозное собрание и все совершенные благие дела, а также прочитанные айаты, дуа и салаваты.

Следует отметить, что в разных регионах существуют собственные формы проведения меджлисов, посвященных Мавлиду. Иногда они могут быть похожими, а иногда в чем-то и отличаться [16]. Это вызвано тем, что в шариате не установлена ­какая-либо определенная строгая форма, по которой проводятся те или иные религиозные собрания. Поэтому не следует спорить о том, какая из форм проведения Мавлида является наиболее верной, ведь существует много различных салаватов, которые могут отличаться друг от друга. Главным же в них всегда остается смысл, заключающийся в благословении величайшего и последнего Божьего Пророка — ​Мухаммада ﷺ [17].

Из книги Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина "Ислам: вероучение, поклонение, нравственность, закон"







[1] «Сунан» ан-­Насаи, 1297.

[2] Именно на таких мероприятиях необходимо отмечать особую ценность столпов ислама, в частности пятикратной молитвы, чтобы не создавалось впечатление, что проведение религиозных собраний заменяет собой совершение того, что предписано Аллахом.

[3] «Сахих» Муслима, 1017.

[4] См.: В милость людям рожденный // Мавлид ан-­Набий: ежегодный научно-­культурологический альманах, посвященный пророку Мухаммаду. М.: ИД «Медина», 2007. № 1. С. 14–15.

[5] Мавлид ан-­Набий // Мавлид ан-­Набий: ежегодный научно-­культурологический альманах, посвященный пророку Мухаммаду. М.: ИД «Медина», 2007. № 1. С. 28.

[6] Коран, 21: 107.

[7] Об этом говорится в суре «Аш-­Шарх» (Коран, 94: 4).

[8] Подробно о проведении Мавлида см.: Мухетдинов Д. В. Порядок проведения Мавлида // Мавлид ан-­Набий: ежегодный научно-­культурологический альманах, посвященный пророку Мухаммаду. 2007. № 1. С. 28–33.

[9] Перевод: «Мухаммад не является отцом ­кого-либо из ваших мужей, (но) является Посланником Аллаха и печатью пророков (т. е. последний из пророков). Аллах знает обо всякой вещи. О, уверовавшие! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и перед закатом. Он — ​Тот, Кто благословляет вас, и ангелы Его также благословляют вас, чтобы вывести вас из мрака к свету. Он милосерден к верующим. В тот день, когда они встретят Его, их приветствием будет слово: “Мир!” И Он уготовил для них щедрую награду. О, Пророк! Мы (говорит Аллах от Своего имени) направили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к (милости) Аллаха с Его дозволения, и освещающим светочем. Сообщи же верующим благую весть о том, что для них у Аллаха есть великая милость. И не подчиняйся (заветам) неверующих и лицемеров, оставь причиняемые ими страдания и уповай на Аллаха. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!» (Коран, 33: 40–48).

[10] «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О, уверовавшие! Благословляйте же его и приветствуйте миром» (Коран, 33: 56).

[11] Перевод: «О, Аллах! Благослови господина нашего Мухаммада, господина арабов и всех других народов. Имама Заповедных мечетей Мекки и Медины. Основоположника языка наших праведных предков и благочестивых ученых, который научил человека тому, чего он не знал. Первопричина его — ​свет, а его прародитель — ​Адам. Его послание — ​последнее, но он сам — ​впереди всех. Его благородное имя записано в Хранимой Скрижали драгоценным камнем и пером. Его благородное тело захоронено в Лучезарной Медине в Заповедной мечети Аль-­Харам. Благословенны те, кто видел его, кто последовал за ним, и кто смирился с волей Аллаха, ниспосланной через него. Он (Пророк) — ​источник заступничества в День сбора и сожаления душ. Он — ​заступник ослушавшихся, и он будет говорить в День суда: “О, Господь! Обезопась для нас День, когда мы будем просить: “Господи! О, если бы Ты укрепил землю под нашими ногами”. Моя умма, моя умма, о, Обладатель милости и щедрости!” И возвестит затем глашатай по велению Всемилостивого и Всемилосердного, что Всевышний принял заступничество Своего почитаемого Пророка».

[12] Перевод: «Благословение и мир тебе, о Посланник Аллаха; благословение и мир тебе, о Любимец Аллаха; благословение и мир тебе, о Возлюбленный Аллаха; благословение и мир тебе, о лучшее из творений Аллаха; благословение и мир тебе, о Пророк Аллаха; благословение и мир тебе, о Избранник Аллаха; благословение и мир тебе, о господин первых и последних; благословение и мир тебе, о милость для миров».

[13] Перевод: «Вой­дите в Рай, где не будет для вас ни страха, ни печали, ни боли. Да будет доволен Аллах Абу Бакром, Умаром, Усманом и Али — ​обладателями благородства. Да будет доволен Всевышний слугой Его религии великим имамом. Да благословит Аллах всех пророков и посланников. И хвала Аллаху, Господу миров».


6 октября 2021

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку

Прямая речь Поздравление Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина в адрес Президента России В.В. Путина в связи с его переизбранием на новый срок Поздравление Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина в адрес Президента России В.В. Путина в связи с его переизбранием на новый срок
Расписание намазов
19 мар. 2024 фаджр04:27 шурук06:29 зухр12:44 аср15:50 магриб18:48 иша20:26
В Москве 10:26