Воскресенье, 22 Сентября 2019
"Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!" بِسْمِ  اللّهِ  الرَّحْمـَنِ  الرَّحِيمِ
 
Rus En Ar
Статьи > Ислам и мусульмане > Столпы Ислама > Маликитский мазхаб

МАЛИК ИБН АНАС Вторым по времени выдающимся законоведом и основателем мазхаба, получившего его имя (маликитский) стал имам Малик ибн Анас ибн Амир Он родился в 93 году хиджры (717 году нашей эры) в Медине. Его дед был в числе ближайших сподвижников Благословенного Пророка в Медине. С ранней юности Малик глубоко изучал хадисы и слыл одним из главных их знатоков в своём городе. Однажды (это было в 764 году) имам был жестоко избит по приказу эмира Медины за то, что провозгласил фетву, объявляющую принудительный развод недействительным. Имам Малик занимался собиранием и преподаванием хадисов в Медине вплоть до своей кончины в 179 году хиджры (801 году нашей эры). Его метод был основан на изложении хадисов и обсуждении их смысла в контексте современных проблем. Имам рассказывал своим ученикам хадисы или атары (высказывания сахабов по различным отраслям фикха), а затем говорил о том, что из них следовало. Бывало и наоборот: он спрашивал учеников о различных проблемах, а затем рассказывал соответствующие хадисы, которые можно было бы использовать для их решения. Его книга хадисов "Аль-Муатта" (Проторенный путь) является основным источником мазхаба маликитов. Как и Абу Ханифа, имам Малик располагал источники мусульманского права по мере их важности: Коран, Сунна, мнения и решения сподвижников Благословенного Пророка, местные обычаи. Безусловно, особое значение он придавал хадисам как инструменту юридической практики. В отличие от Абу Ханифы, Малик не требовал, чтобы используемый хадис относился к категории широко известных. Главным для него было, чтобы передатчики этих хадисов не слыли явными лжецами или же не страдали слабой памятью. Особое значение Малик придавал практике жителей Медины. Он считал, что поскольку её жители являются прямыми потомками сахабов и сам Благословенный Пророк провёл здесь последнее десятилетие своей земной жизни, то следовательно традиции жителей Медины, даже если они напрямую и не поощрялись Посланником Аллаха, имеют значение достоверной Сунны. Кстати, имам Малик отвергал даже достоверные хадисы в том случае, если они противоречили повседневной практике жителей Медины. Имам Малик постоянно, выражаясь современным языком, держал руку на пульсе быстро меняющейся жизни. Он не требовал, чтобы к его слову относились, как к истине в последней инстанции. Приводятся такие слова учёного: "Я всего лишь человек, я временами прав, а временами ошибаюсь, посему тщательно исследуйте моё мнение, затем возьмите всё, что соответствует Корану и Сунне, и отвергните всё, что им противоречит". Имам вполне мог отвергнуть или же изменить вынесенную им фетву под влиянием вновь открывшихся обстоятельств или если вдруг выяснялось, что она противоречит первоисточникам по мусульманскому праву. Когда халифы Мансур и Харун ар-Рашид попросили Малика, чтобы тот позволил сделать его книгу "Аль-Муатта" единственным официальным сводом законов в халифате, он ответил отказом и мотивировал это тем, что многие сахабы уже разъехались по стране и увезли с собой ряд хадисов, отсутствующих в его собрании. В настоящее время большинство мусульман, придерживающихся маликитского мазхаба, проживают в Африке. Одним из учеников имама Малика был аш-Шафии, основатель следующего по времени создания мазхаба–шафиитского. Валерий Емельянов


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку