Пятница, 29 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar

Итоги каирской конференции

В течение трех дней конференции в каждом выступлении отмечалась значимость обозначенной тематики. В числе выступающих — известный египетский ученый Али Гомаа. Он подчеркнул, что важно учитывать человеческий фактор на всех этапах формирования и принятия фетв, насколько ответы на вопросы укладываются на почву восприятия мусульман и реализуются в действительности. Если почва не подготовлена и духовная суть утрачивается, то многое в последующем приобретает искаженные формы. Фетва есть связь текста и реальности. Тексты подразделяются на священные — Коран, сунна — и те, что появляются в результате иджтихада. Относительно священных текстов, для правильного их понимания и умения связывать их с реальностью, необходимо обладание большим багажом разносторонних знаний, религиозных основ и контекста обстоятельств их появления. В ходе конференции уместно прозвучало напоминание о том, как великому имаму Малику задали сорок вопросов, из них на 36 вопросов он ответил «я не знаю», и лишь на четыре он сказал: «Я знаю».

Министр вакфов Йемена Ахмад аль-Атыйя коснулся в своем выступлении извечных понятий диалога и разногласий. Различие мнений присуще человеческой природе, однако очень важно проявлять этику взаимоотношений, находить в разногласиях Божественную мудрость, не сводить их к расколу, вражде или ненависти. Напомнил ученый и о том, что ислам несет в себе гуманистические принципы, а значит, муфтий, подобно искусному лекарю, должен обладать добротой, человечностью и уметь подбирать подходящее «лекарство», приемлемое для каждой отдельной ситуации решение, не навредив духовности человека. Известны случаи, когда посланник Всевышнего (мир ему) давал на одни и те же вопросы разные ответы в зависимости от ситуации, времени и обстоятельств. Нормальной практикой является то, что ответ на вопрос, заданный в Египте, может существенно отличаться от того, что будет дан, например, в Европе.

Немало было сказано о таком распространенном сегодня понятии, как такфир. Современные реалии таковы, что тема «нарушение ислама» затрагивается и муссируется очень часто, в результате чего выносятся вердикты без обладания глубинными знаниями и вопреки ответственности перед Всевышним. Говорилось о том, что ислам, построенный на такфире, отвращает от него, нежели притягивает. Согласно хадисам, проклятие тому, кто монополизирует товар в сфере торговли — аналогично, когда одна группа людей претендует на свое исключительное право обладания религией.

Ислам, как было отмечено, это религия мира, добра и милосердия. Однако распространившееся неверное понимание понятия джихад приводит к тому, что для некоторых становится дозволенным посягательство на жизнь, честь и имущество людей. Ложное восприятие таких людей заключается в заблуждении, что их гибель позволит обрести Рай, тогда как подобное на самом деле является не чем иным, как преступлением и беззаконием. Никогда за всю историю ислама не практиковалось принуждение к религии, тем более под угрозой смерти. Военные действия, джихад четко регламентируются в Священном Коране и являются дозволенными лишь в качестве ответа на агрессию и защиты своей жизни.

Муфтий Иордании также отметил, что отсутствие должного понимания и знаний приводит к еще одной проблеме, с которой сталкиваются имамы и муфтии, — это необоснованные обвинения их в нововведениях (бида). Великие же ученые, будь то аш-Шафии, ан-Навави и другие, говорили, что к порицаемой бида можно отнести лишь то, что противоречит Корану и сунне.

Пресс-служба ДУМ Москвы


20 октября 2017

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку