Пятница, 29 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Ислам и мусульмане > Диалог с мусульманским миром > Состояние религиоведческого образования в Узбекистане

Радикальные социально-политические преобразования в республиках Центральной Азии конца XX века привели к активизации религии, усилению ее влияния на различные стороны общественной жизни, в том числе и на сферу образования. Проникновение религии в светскую школу, которая до недавнего времени была предельно секуляризованной, породило и обострило проблему «школа и религия», уже не первый год вызывающую в обществе жаркие и не всегда конструктивные споры. Решение данной проблемы находится не столько в образовательной сфере, сколько в социальном, политическом, историческом и других аспектах.

Существующие проблемы и противоречия были порождены, с одной стороны, несовершенством законодательства, а с другой стороны, активизацией образовательной деятельности религиозных объединений. В результате государственные образовательные учреждения Узбекистана оказались вовлеченными в процесс переоценки ценностей в отношении религии. В этой связи актуальным стало научное осмысление процессов внедрения знаний о религии в светское (академическое) образование; анализ правовой базы, регулирующей деятельность образовательных учреждений; обобщение опыта религиозного и религиоведческого образования в государственных образовательных учреждениях республики.

После провозглашения своей независимости каждое государство среднеазиатского региона стало проводить самостоятельную политику в области религиоведческого образования. Руководством Республики Узбекистан началась осуществляться политика по обеспечению свободы совести, возрождению и развитию духовной культуры, изучению и пропаганде богатого научного и культурного наследия предков, восстановлению и благоустройству святых мест. Это постепенно позволило создать равные правовые условия для мирного сосуществования представителей различных наций и народностей, а также религиозных конфессий.

Принятый в 1991 году Закон Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях», который в 1998 году был дополнен и утвержден в новой редакции, в действительности обеспечил свободу совести и вероисповедания для всех граждан Узбекистана.

В начале 90?х годов прошлого столетия Узбекистан, также как и другие государства, встал перед проблемой, связанной с изучением и преподаванием истории и современного развития религий, то есть религиоведением в стране. В узбекистанском обществе обсуждались вопросы, касающиеся преподавания основ мировых религий в средних школах, а в высших учебных заведениях — введения полного курса «Религиоведение».

В конечном итоге, в 1998 году в учебную программу общеобразовательных школ для 9 класса был введен предмет «История религий мира», и было издано учебное пособие на узбекском языке под названием «Дунё динлари тарихи», которая в 2001 году претерпела второе издание. А в высших учебных заведениях республики введен учебный курс «Основы духовности и религиоведение», для которого на узбекском и русском языках был подготовлен и издан учебник «Религиоведение».

В деле наведения порядка в религиозной сфере важным шагом стало проведение государственной перерегистрации всех религиозных организаций, в том числе конфессиональных учебных заведений. Государство приложило немало усилий для оказания помощи Управлению мусульман Узбекистана в установлении порядка в деятельности религиозных учебных заведений. В юридическом плане это выразилось в усилении законодательства по их регистрации и выдаче лицензий.

Ныне в республике свободно издается и распространяется религиозная литература. Для полного освящения религиозной жизни Узбекистана издается ряд газет и журналов, в том числе, газеты «Ислом нури», «Слово жизни», журналы «Хидоят», «Восток свыше» и т. д. Реализация религиозной литературы осуществляется через открытые специализированные магазины.

По республиканскому телевидению транслируются духовно- просветительские передачи «Зиё студияси», «Хидоят сари», «Исторические памятники Узбекистана», «Великие ученые прошлого» и другие.

Религиоведение стало cоциально-гуманитарной отраслью науки, которая включает в себя комплекс религиоведческих наук, таких как история религии, философия религии, социология религии, психология религии, религия и закон и другие.

Объектами исследования религиоведов стали история религий, религиозно-философские идеи, религиозные источники, религиозные структуры, религиозные направления и течения, межконфессиональные отношения, роль религии в духовной жизни общества.

Система религиозного обучения в Узбекистане включает в себя 9 средних специальных исламских учебных заведений, в том числе 2 женских, православную и протестантскую семинарии, Ташкентский Исламский институт.

Главным центром религиоведческого образования стал Ташкентский исламский университет (ТИУ), созданный в апреле 1999 года. Деятельность университета основана на трех основных направлениях. Это — учебно-методический процесс, научно-теоретические исследования, духовно-просветительские мероприятия. В университете действуют 3 факультета: факультет истории и философии ислама; факультет фикха, экономики и естественных наук; факультет повышения квалификации и переподготовки кадров. В составе факультетов функционируют 10 кафедр, в том числе кафедра ЮНЕСКО по сопоставительному изучению мировых религий. В университете студенты учатся в группах с узбекским и русским языками обучения.

В настоящее время в Ташкентском исламском университете готовятся бакалавры по направлению 5220400?Религиоведение. Для студентов бакалавриата читаются учебные курсы, такие как «Основы религиоведения», «История религий мира», «Философия религии», «Социология религии», «Психология религии», «Вопросы истории религии народов Центральной Азии» и др.

В магистратуре преподаются «Региональное изучение истории религий», «Методология анализа религиозных источников», «Религия и закон», «Религиозно-философские учения стран Юго-Восточной Азии», «Сравнительное религиоведение», «Вопросы религиоведения в западном востоковедении» и др.

В соответствии с фундаментальной, общепрофессиональной и специальной подготовкой выпускники университета работают:
— преподавателем истории религий мира, религиоведения, основы духовности и просветительства в системе среднего, среднего специального и высшего образования;
— редактором, библиографом, переводчиком в библиотеках, издательствах и средствах массовой информации;
— в Комитете по делам религии, в центрах духовности и просветительства, в религиозных организациях, в Министерстве внутренних дел в качестве эксперта — религиоведа;
— архивариусом в архиве по изучению древних исторических и религиозных рукописей наследия ученых прошлого.

Кроме того, они ведут научную работу в научно-исследовательских учреждениях по общественным наукам, проводят социологические исследования и обработку результатов анкетных опросов по типовым методикам, исполняют должность экскурсовода или научного работника в государственных и краеведческих музеях и др.

Исследование современного состояния религиоведческого образования в Узбекистане позволяет сделать следующее обобщение:
• В настоящее время в Узбекистане система светского религиоведческого образования в государственных образовательных учреждениях, так же как и система религиозного образования, имеет развитое юридическое обоснование, исходящее из конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства и закрепленного Конституцией Республики Узбекистан.
• Полноценное религиоведческое образование призвано обеспечить высокий уровень культуры, широту кругозора и разностороннюю образованность современного человека, понимание им места и роли религии и конкретных религиозных объединений в истории и культуре человечества и отдельных стран и народов.
• Религиоведческое образование направлено на воспитание молодежи в духе и межнационального и межрелигиозного согласия, уважительного отношения к религиозным верованиям и традициям других народов мира, к убеждениям и чувствам верующих и неверующих, воспитание на этой основе патриотизма, уважения к прошлому своей страны, к наследию предков.
• В целях дальнейшего совершенствования методики образования, усиления отдачи от учебного процесса налажена переподготовка педагогических кадров. Переподготовка педагогических кадров осуществляется на курсах повышения квалификации, организованных при Ташкентском исламском университете и Международном центре Имама Бухари, где преподают видные государственные и общественные деятели, ученые экономисты, правоведы, историки, политологи, а также известные религиозные деятели.

Таким образом, можно сказать, что в каждом многонациональном и многоконфессиональном государстве межнациональное согласие и межрелигиозная толерантность, которую разъясняет религиоведение, считаются важными факторами, создающими прочный фундамент для стабильности и прогресса в обществе.

Агзамходжаев С.С.,
доктор исторических наук, профессор,
Акмалов Ш.И.,
кандидат политических наук ,доцент, Ташкентский исламский университет Республика Узбекистан, Ташкент
Журнал "Ислам в СНГ"


31 июля 2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку