Четверг, 28 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Ислам и мусульмане > Диалог с мусульманским миром > "У каждой культуры и религии есть вечные ценности. Не учитывать их - подвергать себя отторжению" - Шаймиев

1-2 февраля в Стамбуле проходила третья встреча группы Стратегического видения «Россия - исламский мир». На ней председательствовал Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев.

На пресс-конференции, посвященной итогам встречи, Президент Республики Татарстан  сказал:

ШАЙМИЕВ: Начало диалога между Россией и исламским миром и формирование международной авторитетной группы стало возможным после исторического события – вступления РФ  в качестве наблюдателя в ОИК. Это говорит об открытости отныне российского общества, которое уверенно стало за годы перестройки на путь демократии. В группе на сегодня представлено 20 стран. Первая встреча группы прошла под эгидой МИД РФ под председательством известного российского политика академика, арабиста Евгения Примакова. Вторая встреча состоялась в столице Татарстана – Казани. Это не случайно. Во-первых, это самое северное место проживания мусульман. Во-вторых, за годы перестройки, когда в российском обществе возникало много конфликтных ситуаций, в Татарстане удалось сохранить мир и согласие, как межнациональное, так и межконфессиональное. Мы договорились в Стамбуле, что следующая четвертая встреча пройдет в исламском государстве, в Кувейте или в КСА. Это очень важно для членов группы.

Наша нынешняя дискуссия была полезной. Много интересных мыслей было высказано. Участники группы задавались вопросом: чем именно должен быть наполнен диалог России с исламским миром? У нас оказалось общее мнение: речь идет не только об исламе как религии. Речь идет об отношении России с исламским миром в широком смысле слова – это и культура, и экономика, и политика. Ведь большинство членов нашей группы – не религиозные деятели. Это политические деятели с огромным опытом государственной деятельности. Это люди, знающие, как выстраивать государственно-религиозные отношения. Мы ощущаем, что с каждой встречей взаимопонимания становится больше. Мы начинаем хорошо слышать друг друга. Все участники ищут пути взаимодействия. Услышав друг друга в рамках группы, мы хотим быть услышанными широкой мировой общественностью. Чтобы в мире было меньше конфликтов, очень важно вести диалог на условиях равного партнерства. Недопустимо говорить о превосходстве одной цивилизации над другой. У каждой культуры и религии есть вечные ценности. Не учитывать их, это значит подвергнуть самих себя отторжению.  Мы приняли решение о создании исполкома нашей группы. Мы создаем фонд. Его средства пойдут на издание, во-первых, книги о толерантности. Она должна дать ответ, как обеспечить толерантность с учетом исторического опыта и современных условий. Мы хотим учредить журнал в режиме on line. Хотим учредить премию за лучшую работу, посвященную диалогу между исламским миром и христианским. Это самые первые шаги группы, но идей у нас много. Я считаю, что мы работаем по принципу «идущий – одолеет».

Отвечая на вопрос о значении идей джадидизма для исламского мира, Минитимер Шаймиев подчеркнул:

ШАЙМИЕВ: Учение джадидизма было требованием времени. После революции, когда вступил в силу запрет на религию, оно не получило своего дальнейшего развития. Вопрос заключается в том, что ислам в России, в частности, в Татарстане, сосуществует, соседствует  прежде всего с православием. На бытовом уровне, а с этого все и начинается, сложились традиции взаимопонимания людей разной конфессиональной принадлежности. Одно дело, когда вся страна – мусульманская или христианская. Другое дело, когда сосуществуют веками несколько религий. Сама жизнь дала определенные формы и, я бы сказал, образ поведения людей. Они заслуживают внимания. Идеи джадидизма подхватили в свое время люди, понимающие важность. Есть понятие евроислама. Татарстан во все времена являлся интеллектуальным центром на Востоке. Казанский Государственный Университет третий по возрасту после Московского и Петербургского. Было кому обобщать, обеспечивать видение происходящих процессов. Много положительного есть в евроисламе, но есть у джадидизма и евроислама разность в подходах. У нас сейчас теологи занимаются этими вопросами. В Казани действует Российский исламский университет. У нас вообще задача: раз религия пришла в нашу жизнь, среди интеллигенции, а не только среди духовных деятелей, должны быть люди, знающие религию на высоком уровне. Это очень важно. Много сфер жизни, где присутствие таких людей становится необходимым.

 

Записала Ольга Семина

специально для сайта  muslim.ru


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку