Сегодня по поручению Председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ), Председателя Совета муфтиев России (СМР) муфтия шейха Равиля Гайнутдина руководитель Аппарата ДУМ РФ Ильдар Нуриманов выступил с докладом на заседании круглого стола на тему «Соблюдение прав мусульман в России: состояние и прогнозы», которое прошло в Государственной думе в Москве.
Организаторами мероприятия выступили Комитет Государственной думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, при участии общественных организаций «Мусульманский правозащитный центр» и «Толерантность».
В заседании приняли участие депутаты Государственной думы, известные религиозные и общественные деятели, представители научного и адвокатского сообщества.
Предлагаем вашему вниманию текст выступления Ильдара Нуриманова:
Мир Вам милость Аллаха и Его благословение! Уважаемые участники круглого стола, коллеги, друзья!
Правовая защита мусульман сегодня имеет одну очень интересную особенность. Как это ни странно слышать, главным мусульманским правозащитником является наш Президент - Владимир Владимирович Путин. Он не только опередил в этом бюрократию, которой по должностным обязанностям положено защищать интересы граждан, но и самих мусульман.
Да, нам очень повезло с национальным лидером. Глава государства - надежный гарант Конституции, защитник прав и интересов граждан.
Но нельзя же все утрировать и буквализировать. Президент не может и не должен лично заниматься любым вопросом. Должна быть эффективная система, позволяющая реализовать соответствующие законы в отношении всех, вне зависимости от национальности и вероисповедания.
Требуется своего рода государственно-общественное партнерство в сфере защиты прав, гарантом которого выступает Президент. А у нас пока (это касается, как мусульман, так и бюрократии), получается все как-то чаще перекладывать ответственность на Путина. Мы опять ждем доброго царя, а не строим институты. Что чревато безусловными проблемами.
Не так давно Владимир Владимирович взял под защиту священные писания традиционных религий. Личное вмешательство Президента должно положить конец многолетней вредной и опасной практике запрета религиозных текстов судами низшей инстанции.
Проблема назревала многие годы. Постоянные судебные ошибки, привлечение некомпетентных экспертов, низкое качество заключений порождали скандальные решения, которые, помимо прочего, наносили огромный вред имиджу России на международной арене, в особенности в Исламском мире.
Последней каплей стал случай на Сахалине. На краю России силовики прислушались к рецептам некомпетентных, а, возможно, и действующих в интересах враждебных России и лично Путину, экспертов и признали экстремистским материалом первую суру Корана "Аль-Фатиха", которую мусульмане повторяют по несколько раз во время ежедневного пятикратного намаза, а также суру "Джинн". Резкой критике это решение подвергли главы Чечни и Ингушетии, Рамзан Кадыров и Юнус-Бек Евкуров.
Уверен, что за решением сахалинского суда и за другими скандальными вердиктами по исламским книгам стоит не злой умысел, коварный политический расчет или сатанинское наваждение, а банальная некомпетентность, непрофессионализм и бюрократическая слепота. За бумагой невежественных экспертов судьи не смогли увидеть реальной сути дела. Проще говоря, поленились разобраться, прикрывшись заключением псевдоспециалистов.
На мой взгляд, такое буквоедство и радикальный бюрократизм сродни экстремизму по своей разрушительности. Псевдоэксперты и быстрые на решения судьи нелепыми запретами дают в руки разного рода «лесных» и «вилаятов ДАИШ» аргументы невероятной мощи. Запрещая Коран, хадисы и классические жизнеописания Пророка (мир ему), труды великих ученых Ислама, отказывая в праве верующим строить мечети и носить школьницам хиджаб, они буквально документально подтверждают демагогию экстремистов о принципиальной враждебности России Исламу и необходимости вести вооруженный джихад.
Все это бьет по России, которая позиционирует сегодня себя защитником традиционных ценностей, исламского мира, страной, где мусульмане пользуются уважением и имеют все права. Запреты порождают у масс верующих чувство отчуждения от своего же государства и радикальные настроения.
Да, сахалинское решение отменено, священные писания взяты Президентом под защиту. Как будто чиновникам до этого не было понятно, что запрещать суры Корана - преступная нелепость!
Но остается еще проблема запрета остальной религиозной литературы. Не понятно, будут ли внесены в "белый список", например, хадисы или классические жизнеописания Пророка (мир ему), которые также входят в число фундаментальных источников Ислама и не мыслимы без Корана. Аналогично в отношении других традиционных религий. Также это касается незаконных отказов и затягивания в разрешении на строительства мечетей в ряде крупных городов страны, запрета хиджабов в школах, а также преследования законопослушных религиозных активистов.
В общем, помимо, своевременного, очень нужного закона о защите священных писаний, впредь, чтобы избежать вредных казусов где-нибудь на краю страны, необходимо принятие целого ряда срочных и серьезных мер в экспертно-правовой сфере. Позорная практика запретов религиозной литературы и прочих безответственных, политически ошибочных и сомнительных с точки зрения законодательства репрессивных мер должна быть изжита.
Известная доля вины в сложившейся ситуации лежит на самих мусульманах. Мы не дали необходимых ориентиров чиновникам, что позволило радикалам спекулировать на проблеме.
25 лет говорится о создании на профессиональной основе информационно-аналитического, экспертного и правозащитного центра, который займется мониторингом, изучением ситуации с исламской литературой, с запретами на нее и вообще любыми нарушениями прав мусульман и других верующих, всеми неправомерными действиями региональных чиновников и т. д.
Такие учреждения есть у наших православных братьев, у иудеев, у протестантов, даже у кришнаитов. Поэтому в правозащитной работе нам нужно активнее взаимодействовать с братьями и партнерами по межрелигиозному диалогу, в первую очередь с РПЦ. Много общих проблем и решать их нужно сообща.
Конфликт с судебной системой, к которому подталкивают мусульман "горячие головы" контрпродуктивен, как вредна и политизация проблемы запретов. Нужно действовать в правовом поле, отстаивая методично свою позицию в судах, объясняя чиновникам и экспертам на круглых столах, отслеживая ситуацию и публикуя доклады. Т.е. нужно профессионально работать над вопросом.
Духовное управление мусульман РФ ведет деятельность в данной сфере. Проблема неправомерного запрета литературы и отказов на строительство мечетей в некоторых городах для нас в числе приоритетных уже много лет. Мы первыми в стране заговорили о ней, указывая на вред для государства, в том числе таких явлений как отнесения к экстремистским священных писаний.
Действует несколько групп и организаций юристов, адвокатов, общественников, экспертов, которые регулярно участвуют в судебных заседаниях по всей России. Но работы системного характера пока не ведется.
Мы рассчитываем, что данная инициатива получит поддержку властей Татарстана, Башкортостана, Чеченской Республики, Ингушетии и других регионов со значительной долей мусульманского населения. Ведь «фестивали запретов» касаются их в первую очередь. Они дестабилизируют ситуацию в среде верующих в этих регионах.
По милости Аллаха, ситуацию общими усилиями удасться в ближайшее время урегулировать окончательно. Необходимые законы и меры приняты. Есть понимание и поддержка Президента. Надо ответственно работать всем нам самим вместе, и верующим, и государственным служащим. Пора изживать старую, но дурную традицию - все перекладывать на главу государства.
Пресс-служба ДУМ РФ