Четверг, 25 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Ислам и мусульмане > Ислам и общество > Ректор МИУ: "Через насилие веру заложить нельзя"

В этом году в 4 российских регионах введено обязательное изучение основ православия в государственной школе. Этот проект стал результатом активности так называемого православного лобби России, состоящего из РПЦ, отдельных фигур в окружении президента и членов парламента. По экспертным оценкам, внедрение православия в школы может стать серьезным дестабилизирующим фактором. Поэтому его не поддержали в Министерстве образования и науки. По мнению министра А. Фурсенко, школьники должны изучать историю всех религий. Тогда сторонники "Основ православной культуры" пошли "окольными путями", внеся это новшество в региональный компонент образовательного стандарта.

Появление обязательного курса ОПК в государственной школе поставило перед властью и обществом вопрос о соблюдении религиозного паритета, одним из элементов которого является преподавание в рамках обязательной школьной программы основ других традиционных конфессий. Об этом наш корреспондент беседует с ректором Московского исламского университета Маратом Муртазиным.

- Прежде всего, позвольте узнать ваше мнение как ректора МИУ по поводу того, насколько оправданным и обоснованным является введение обязательного преподавания религиозных дисциплин в государственной школе такой многоконфессиональной страны, как Российская Федерация?

- Моя позиция по этому вопросу заключается в том, что в государственной и муниципальной школе необходимо давать знания обо всех традиционных религиях России. Это должен быть курс сугубо познавательный, то есть в ходе него не должна осуществляться проповедь религиозных идей. Российская Федерация - многоконфессиональная страна, в которой живут представители совершенно разных религий. Но, к сожалению, практика последних лет показала, что Русская православная церковь пошла путем введения в государственных школах отдельного курса "Основы православной культуры". И если в предыдущие годы это делалось в качестве факультатива, то в этом учебном году впервые в 4 областях Российской Федерации ОПК решением властей сделали обязательным предметом, еще в 11 он преподается факультативно. С одной стороны, это не может не вызывать озабоченность представителей других конфессий, а с другой - накладывает на них обязанность по предоставлению своим детям возможности изучать культуру той религии, которой они придерживаются. Именно с этой целью мы сегодня разрабатываем учебник "Основы мусульманской культуры".

- Как сейчас продвигается работа в этом направлении?

- Недавно на совете по исламскому образованию мы утвердили план учебника "Основы мусульманской культуры". К ноябрю будет готово пособие для учителей, а в апреле - сам учебник. Пособие рассчитано на педагогов, которые смогут вести этот предмет в государственной школе тех регионов, где компактно проживают мусульмане или где имеются национальные школы. Для этого мы сегодня должны подготовить преподавателей ОМК из числа учителей истории и других общественных дисциплин, познакомить их с этим предметом, чтобы они уже в следующем году могли начать его преподавание. С этой целью мы проводим семинары в Москве и других регионах, по окончании которых будет выдаваться сертификат на право преподавания "Основ мусульманской культуры".

- Кто принимает участие в разработке данного учебника?

- Учебник ОМК готовит профессиональный коллектив авторов: кандидат исторических наук Эльмир Кулиев, доктор педагогических наук Людмила Харисова, кандидат исторических наук Дамир Хайретдинов, я как ректор МИУ. На данный момент материал уже собран и над ним работает редакционная группа, которая сведет его воедино и будет готовить в печать. Следует отметить, что все авторы данного учебника - не только квалифицированные специалисты в различных областях знаний, но и мусульмане по вере.

- Как на сегодняшний день обстоит дело с разработкой учебных программ и учебных планов?

- Если говорить об исламском образовании в России в целом, то в марте прошлого года мы создали Совет по исламскому образованию, который подготовил стандарты высшего профессионального, среднего и начального религиозного исламского образования. На каждый этап у нас подготовлен примерный учебный план, разработаны требования к объему знаний и учебные программы по каждому предмету. Сейчас главная задача - подготовить учебные пособия для воскресных школ и медресе. В этой связи хотел бы отметить роль Московского исламского университета как высшего образовательного учреждения, в задачи которого входит не только подготовка теологов, специалистов по различным отраслям исламоведения, но и общее научное методическое руководство образовательной деятельностью мусульман.

- На сколько лет будет рассчитана школьная программа преподавания "Основ мусульманской культуры"?

- Готовящийся учебник рассчитан на учащихся старших классов. К сожалению, российские мусульмане обладают крайне незначительными знаниями об исламе, и детям младшего школьного возраста, вероятно, будет сложно осознать такие понятия, как молитва, пост, закят. Поэтому мы решили начать преподавание этой дисциплины со старшеклассников, которые уже в какой-то мере осознанно определяют свое отношение к религии, хотят изучать ее учение и культуру.

Следует подчеркнуть, что мы против внедрения в несформировавшееся сознание детей христианских понятий, что в определенной мере представляет собой их фактическую христианизацию.

- Как Вы оцениваете потенциал мусульманского сообщества России в плане подготовки кадров, решения других задач, связанных с преподаванием ислама в школах?

- Я считаю, что мы не должны принижать свои возможности. Сегодня у последователей ислама есть большое желание укрепить духовность и нравственность в обществе. Введение в школе предмета "Основы мусульманской культуры" не означает, что мы приучаем детей к исполнению религиозных обрядов. Учитель должен прежде всего воспитывать в детях уважение к религии в целом и уважение к той религии, которую в России исповедуют более 20 млн человек. То есть задача учебника более широкая: показать ценности ислама, его историческую базу, рассказать, как ислам возник и развивался. И это может сделать учитель, имеющий высшее образование и соответствующую подготовку, которую ему позволит получить наше пособие. Ведь преподаватель арифметики в школе не является величайшим ученым - он также берет пособие и по нему обучает детей. Так и специалист по ОМК, изучив этот предмет, пройдя переквалификацию и повышение уровня знаний, вполне сможет квалифицированно преподавать его.

Не надо собственноручно ставить себя в положение униженных, говоря, что у нас нет сил, нет кадров, нет возможностей. Надо делать. Мы должны использовать тот потенциал, который нам дает Всевышний. А сегодня Он дал нам все возможности: свободу вероисповедания, книгоиздания, подготовки специалистов и многое другое. Главное - приложить усилия.

- В какой форме и масштабах, на Ваш взгляд, должен преподаваться предмет "ОМК"?

- Этот предмет должен преподаваться в районах компактного проживания мусульман и в школах с культурным компонентом этносов, исповедующих ислам. Нельзя навязывать знания о религии всем, равно как и какую-то одну религию путем насильственного ее преподавания. Для общероссийского уровня необходим общий учебник, подготовленный Министерством образования, в котором рассказывается обо всех традиционных религия России. Вводить его также необходимо на федеральном уровне.

Мы же видим своей задачей - ознакомить с исламом детей, которые являются мусульманами по происхождению. В последствии каждый из них волен решать сам, каким образом и в какой степени соотносить себя с исламом. Через насилие веру в сердце заложить нельзя. Всевышний Аллах говорит: "Нет принуждения в религии". Обязательное изучение религии в школе, напротив вызовет отторжение. Как говорил один известный педагог: "Хочешь сделать, чтобы дети не любили какое-то произведение, введи его в школьную программу".

- Известно ли Вам, как относятся на местах к введению "ОМК"?

- На сегодняшний день на местах существует очень большая потребность в изучении "Основ мусульманской культуры", особенно там, где живут мусульмане и православные. Ведь ислам толерантно относится к другим религиям и требует от своих последователей уважать их религиозные чувства. Куда бы мы ни приезжали, будь то Татарстан, Мордовия, Нижегородская, Ульяновская, Саратовская или Пензенская область, на уровне руководителей регионов мы встречали полную поддержку. Чего нам действительно недостает сегодня, так это работы с местными органами образования по разъяснению наших целей и позиции. Мы не навязываем религию, наша цель - предоставить детям мусульман возможность факультативно, добровольно с согласия родителей изучать мусульманскую культуру.


Анвар ШАРИПОВ
11 сентября 2006 г.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку