Вторник, 21 мая 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Ислам и мусульмане > Ислам и общество > "Западному обществу нечего противопоставить крепнущей исламской цивилизации"...

 

Материалы СМИ: "Коранфильм представляет. Участники фестиваля мусульманского кино почтили минутой молчания память жертв 11 сентября"

В Казани состоялся фестиваль мусульманского кино "Золотой минбар", представивший фильмы 46 стран.

Минбар - кафедра, предназначенная для чтения имамом в мечети Корана и проповедей. Фестиваль вполне оправдывал свое название, во всяком случае, он не именовался фестивалем "исламского кино". Здесь было представлено кино мусульманской культурной ойкумены, которая расширяется с каждым годом. На торжественном закрытии Василий Антипов, руководитель телепрограммы "Мусульмане" на канале "Россия", вручая специальный приз за операторскую работу Махмуду Калари, оператору фильма "Баба Азиз" (фильма - победителя по основной номинации, лучшего из художественных, в написании его сценария участвовал Тонино Гуэрра), поднял весь зал, призвав почтить минутой молчания память невинно убиенных 11 сентября 2001 года. Его самого вдохновил норвежский фильм "Свобода слова и политическое преследование", рассказывающий историю подозреваемого в пособничестве террористам: правозащитник, беженец из Палестины, критиковал федеральные власти, и с 2003 года находится в заключении, хотя его вина не доказана. Т

аким образом, он тоже стал отсроченной жертвой 11 сентября. Западное общество, в котором страх перед терроризмом блокирует все рациональные суждения, терроризирует само себя. Таков один из мотивов фестиваля, резонирующий с недавним клипом-обращением бен Ладена, а он, кроме как террорист, еще и определенно суперзвезда общества киноспектакля.На фестивале в роли свадебной генеральши присутствовала известная актриса Катрин Денёв. Прибыли отечественные режиссеры Станислав Говорухин и Вадим Абдрашитов, актеры Аристарх Ливанов, Маргарита Терехова, Евгений Миронов. Аранжировка восхождения по ковровым дорожкам в псевдоегипетскую "Пирамиду" - киноцентр напротив Казанского кремля - звучала очень трогательно, в ресторанном духе. Благословил действо президент Татарстана Минтимер Шаймиев: "Я режиссер кино под названием "Татарстан какой есть". Казань настойчиво упоминалась в качестве "восточных Канн", и высказывалась надежда, что когда-нибудь Канны станут именовать западной Казанью.Один из ярких фильмов - "Гражданский долг", режиссер Джефф Ренфо, США и Канада. Добропорядочный гражданин Терри Аллен теряет работу после 11 сентября, испытывает проблемы с выплатой кредита, переживает семейную драму и пристально присматривается к соседу Хасану, который кажется ему подозрительным. Безостановочные новости об опасности терактов, реальных и кажущихся, нервируют героя до такой степени, что он врывается в дом Хасана. Он находит там химическую лабораторию, сомнительные конверты. Гражданин ищет поддержки у агента спецслужб, но получает неслыханный афронт: его весьма грубо просят не лезть не в свое дело и соблюдать Конституцию: "У нас свободная страна". Пытаясь выяснить ситуацию лицом к лицу с источником беспокойств, Терри теряет контроль над собой и вяжет бедолагу, то есть захватывает его в заложники. Ужас перед незримым и повсеместным терроризмом делает человека террористом действительным, а не мнимым. Связанный мусульманин спрашивает Терри, у которого револьвер прыгает в нервной руке, что бы он сделал, если бы его жену разорвало американской бомбой, когда она готовила ужин? Он перечисляет страны, которым США принесли разрушения в одном флаконе с подарками демократии - и у бухгалтера-террориста не находится ответа, кроме "Заткнись!"Случайным выстрелом Терри убивает свою жену, которая врывается с оцеплением в попытке остановить его. Следующая сцена - в сумасшедшем доме. Глядя на экран телевизора, Терри слышит новость: люди гибнут, получая по почте конверты, в клей которых добавлена синильная кислота. Именно ее Хасан получал в своем подозрительном доме из обыкновенной водопроводной H2O. Терри горько усмехается: он-то всё знал, а они не поверили. Но в тот самый момент, когда он глядит на экран, мы видим его глаза. В них отражается не студия CNN, а мирная площадка для гольфа."Аллах дает Green Card тому, кого любит"В сознании травмированного собственными страхами европейца ислам связан с терроризмом. Даже ислам весёлый и безобидный, совсем не претендующий на экспансию, который, напротив, рад был бы влиться в другую цивилизацию, отбросив всякий "диалог".

Главный герой фильма "Поездка в Зигзигленд" (режиссер Николь Баливьян) палестинец Башар прибыл в Лос-Анджелес с намерением стать актером, но вынужден зарабатывать на жизнь, работая водителем такси. В пути ему приходится выслушивать бесконечные истории и обвинения террористов. На них герой отвечает, в сущности, так же, как Хасан в "Гражданском долге": "Что бы вы сделали на нашем месте?" "Шарон должен уничтожить всех палестинцев", - говорит Башар даме, принявшей его за еврея, в надежде, что эта абсурдная фраза ее отрезвит. Но она отвечает: "Неплохая мысль".Чтобы избежать расспросов, герой говорит, что он родом из выдуманной страны Зигзигленд. Но едва он наскребает денег, чтобы уплатить пошлину на документы, приезжает брат с намерением стать актером и сваливается с аппендицитом. В клинике очень сожалеют, но не имеют права делать операцию без страхового полиса: больной, пожалуй, может здесь умереть, но помочь ничем нельзя, разве что вы заплатите. Башар уезжает без победы, но благополучно женится на родине. Вся западная цивилизация - ничто иное, как бесконечное стремление в необетованный Зигзигленд - пусть остается дрейфовать в тумане собственных иллюзий, а Башар и его жена ожидают второго ребенка.Между прочим, пресловутые демографические показатели, которые недавно наконец-то порадовали россиян тем, что зафиксировали наибольшее количество новорожденных за последние 15 лет, в мусульманском мире продолжают убедительно свидетельствовать об энергии ислама, действенной в реальности, а не в границах каких-нибудь вялых религиозных представлений. Один из переводчиков, работавших на фестивале, ливанец Хасан, в беседе с обозревателем "МН" выразился на этот счет так: "Она не соглашается больше, чем на пять детей. Жена русская. Ну, как русская - татарка. Но она приняла ислам. Я не могу рисковать - жениться на христианке. Хасан значит меч. Род без ислама - пыль. А ради ислама - совсем другое дело. Как инстинкт у отца, 17 детей. У меня всё будет ради ислама".Кино по КорануИз числа фестивальных фильмов, которые декларируют свою укорененность в Коране, резко выделяется "Мессия". Режиссер Надер Талебзаде родился в Иране, но киношколу посещал в Нью-Йорке. Он сделал фильм с развилкой сюжета. Точка бифуркации - молитва в Гефсиманском саду. Первый вариант основан как бы на Евангелии. Второй - на Коране и на апокрифическом Евангелии от Варнавы, которое традиционно пользуется большим авторитетом в исламе - на него ссылался такой известный исламский богослов, как Юсуф Али, текст тиражируется, а известная американская мусульманка и популяризатор ислама Сюзанна Ханиф пишет: "В этом Евангелии, в отличие от других, мы видим живого Иисуса, изображенного гораздо ярче", нежели в каких-то там канонических книгах. "Яркость" и "живость" в следующем: после молитвы Иисус во плоти взят на небо, а дальше Бог сотворил подмену - Иуда был наделен голосом и внешностью Иисуса и занял его место. Так что на кресте пострадал не Сын Божий и даже не пророк, но получил по заслугам предатель. Да и неприятности у Мессии, собственно, начались потому, что он предсказал рождение "печати пророков", то есть последнего пророка, после которого пророков уже не будет, - Мухаммеда."Лучший способ пропагандировать ислам - быть настоящим мусульманином". Кино снова оказывается из всех искусств важнейшим. Еще бы, такое мощное пропагандистское средство.

Взять хоть фильм "Полигон", болезненный и сильный, как человеческий документ, хоть и с предвзятыми комментариями. Режиссер Асад Таха работал на телеканалах "Аль-Джазира" и "Абу-Даби", ездил по горячим точкам. Фильм построен как художественно убедительное доказательство нехитрой мысли: испытания советской атомной бомбы в Семипалатинске - геноцид казахского народа. И едва ли кто-то из зрителей в момент, когда видел ужасные картины, мог принять в расчет то, что работали на ядерных станциях и ликвидировали последствия катастроф люди разных национальностей, что последствия взрывов тогда еще не были как следует изучены, что, помимо бесспорных бед, развитие ядерной программы СССР тогда диктовалось очевидной экономической и военно-политической необходимостью. В зале при просмотре раздавались всхлипывания.Очевидно, что в рамках исламского идеологического концепта продолжается собирание политических и теологических аргументов, направленных вовне, как в сторону бывшего СССР и России, так и в адрес постхристианской западной цивилизации. Как могут стороны этой глобальной дискуссии уживаться в Татарстане бесконфликтно? Архиепископ Казанский и Татарстанский Афанасий в разговоре с "МН" сказал: "У нас такая договоренность - никогда с мусульманами богословские вопросы не поднимать. В противном случае мы никогда не найдем точки опоры. Мы вместе можем решать какие-то общественные проблемы". Буквально то же самое говорил глава Духовного управления мусульман Татарстана муфтий Гусман Исхаков на заседании Валдайского клуба - сообщества экспертов, которые в это же время собрались в Казани.Фестиваль состоялся в преддверии священного месяца мусульман - Рамадана. А на церемониях и в фильмах было много такого, что мусульмане означают арабским словом "харам" - "запретное". Вероятно, это общее свойство "религиозных" фестивалей и торжественных слетов: то, что прямо предписано религией и ради утверждения чего собрались все эти люди, исполняется не вполне.Изображение живых существ - людей и животных - всегда было вопросом спорным в исламе. Существуют фетвы и хадисы (в общем смысле решения и предания), которые содержат запреты на любые типы изображений, включая фотографии, трехмерные, гравюры и т.д. Разумеется, стараются избегать крайностей - фото на документы разрешены, запрет ослабляется ради обучения, а съемка позволена, поскольку не является актом творения, а только "отражения".

Современные фетвы оговаривают в этой связи множество тонких моментов, но настороженное отношение к изображению в исламе сохраняется. Со строгим запретом на изображение пророка связан и карикатурный скандал, отголоски которого не смолкают: стоило "Аль-Каиде" на днях пообещать 100 тыс. долларов за голову шведского художника, как все телеканалы мира распространили это "заманчивое предложение" и рассказали, как зовут карикатуриста, как он выглядит и где именно проживает.Ислам неоднороден, разноцветен, разнолик, порой неотделим от местных преданий и верований, но заряжен силой. И возникает ощущение, что на уровне главных смыслов западному обществу нечего противопоставить крепнущей мусульманской цивилизации. Последствия этого мы наблюдаем не в кино.

Василина ОРЛОВА

"Московские новости"

21 сентября 2007 г.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку