Среда, 23 Января 2019
"Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!" بِسْمِ  اللّهِ  الرَّحْمـَنِ  الرَّحِيمِ
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Новости > Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин: в проповеди духовенства нравственный посыл религии должен преобладать над любыми иными соображениями

Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин: в проповеди духовенства нравственный посыл религии должен преобладать над любыми иными соображениями
Выступление Председателя Духовного управления мусульман РФ и Совета муфтиев России Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина на XIV Международном мусульманском форуме «Ислам и проблемы глобализации», который сегодня проходит в Париже:



 Тема форума заявлена как “Ислам и проблемы глобализации”. Сам факт собрания в Париже мусульманских общественных и духовных лидеров из десятков стран – это, безусловно, следствие и проявление процессов глобализации. «Глобализация» стала одним из модных терминов, который претендует на объяснение всей сложности современного мира. Однако глобальное видение то и дело сбивается на обобщения, которые скорее препятствуют глубокому пониманию действительности, нежели помогают ему.

Достойно внимательного осмысления мнение британского социолога Зигмунта Баумана о глобализации. Он, в частности, говорит о процессе «локализации», который становится синонимом социальной обездоленности и деградации. «Локальность теряет свой смыслообразующий потенциал, попадая в зависимость от направляющих действий, которые на локальном уровне не подаются контролю», - пишет он. В этих словах угадываются черты реалий многих обществ современности. Бауман продолжает: «Неотрайбалистские и фундаменталистские тенденции, отражающие и выражающие опыт людей, испытывающих воздействие глобализации, - такие же «законнорожденные дети» последней, как и столь превозносимая «гибридизация» культуры на вершине социальной пирамиды» (конец цитаты).

Нельзя не заметить и углубляющееся отчуждение между все более глобализованными элитами и остальным населением. В связи с этим, и в исламском мире, и здесь, в Европе, накапливается фрустрация, нередко выливающаяся в манифестации, бунты, революции. Не исключено, что и события последних дней в Париже являются иллюстрацией к этому тезису.

Наднациональные механизмы принятия политических решений, роботизация и машинизация множества процессов, искусственный интеллект, big data, развитие генной инженерии подталкивают обывателя на интуитивном уровне чувствовать, что ему уготована роль биомассы, в зависимости от интересов элит трансформируемой в безудержного потребителя, прилежного налогоплательщика или пушечное мясо.

Еще вчера человечество верило в то, что несколько ведущих мировых держав сообща могут нести ответственность за остальной мир и какое сегодня оно испытывает разочарование, видя, что государства, заявляющие о глобальном лидерстве, в действительности преследуют цель лишь собственного благополучия.

Мировая правоведческая наука и развитие государственных институтов проделали огромный путь в утверждении принципа равноправия – гражданского, прежде всего. В тени, однако, остался аспект равноценности потомков Адама, признания, что каждый человек не только обладает правами как субъект общественной жизни, но и обладает достоинством и ценностью как субъект межчеловеческих нравственных, этических взаимоотношений. Между тем, многие призывы из исламских источников, среди них, в частности, знаменитая прощальная проповедь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), являются четким и ясным месседжем о равноценности и праве на личное достоинство каждого человека.

Еще один аспект рассматриваемой нами проблемы в том, что сегодня главным действующим субъектом глобализации является глобальный капитализм. Идеологическая глобализация, завершающаяся тотальным цинизмом, беспринципностью и презрением к любым идеям, следует за общемировым рынком или же расчищает путь для его победоносного шествия по планете. В этой ситуации мусульмане не просто обязаны противопоставить одной экономической системе другую, а всем своим существованием указать на нефундаментальность экономических принципов для организации жизни.

Новую экономику, политику и культуру можно построить лишь на признании несводимости этики к экономическим принципам. Ситуация, когда экономический интерес заявляет о себе все громче и громче, а ответственность уходит в тень, ведет к укоренению несправедливости.

Сегодня в этом зале собрались люди, несущие в общество концепты и идеи, говорящие от имени религиозных институтов, а также от имени гуманитарных знаний, накопленных человечеством. Мы несем бремя ответственности за нравственное состояние человечества, возможно, в большей степени, нежели политики, финансисты, промышленники, люди, управляющие гигантскими информационными потоками и формирующие масс-культуру.

Религиозный окрас, оправдание и прикрытие псевдорелигиозными лозунгами многократно усугубляет любой общественный конфликт. Усугубляет и подогревает чувство высокомерия и превосходства человека одной расы, культуры, религии над представителями иных групп, подогревает представление о том, что представители определенных социальных групп обладают бОльшей ценностью, нежели представители других, те или иные культуры превосходят иные культуры.

Миссией религиозных деятелей, духовенства должен стать совместный братский призыв к нашим общим ценностям, стремление к гармонии, а не к соперничеству между религиозными сообществами или их духовными институтами. В проповеди духовенства нравственный посыл религии должен преобладать над любыми иными соображениями.

При этом, обострение чувства ответственности принципиально отличается от растущей массовой маниакальности и подозрительности. Иначе говоря, мы ответственны в первую очередь за то, чтобы наша ответственность перед Богом и людьми не превратилась тоталитаризм и в стальную клетку для человечества.

وَلَا تُفْسِدُوا فِي الْأَرْضِ بَعْدَ إِصْلَاحِهَا وَادْعُوهُ خَوْفًا وَطَمَعًا إِنَّ رَحْمَتَ اللَّهِ قَرِيبٌ مِّنَ الْمُحْسِنِينَ

«И не сейте зла, не разрушайте землю после ее благоустройства!», говорит об этом Всевышний Аллах в Св. Коране (7:56).

Исламская трактовка статуса человека в качестве наместника Бога на земле – это пример иного универсального «видения», альтернативного современному глобализму. Более правильным будет вести речь не столько о глобальном, сколько о целостном, холистичном взгляде мира, присущем исламу. С точки зрения Ислама такие характеристики идеи, как глубина и справедливость, оказываются гораздо важнее её распространённости. Необходимо не насаждать наиболее доступные для понимания идеи и образцы поведения, чем руководствуется современная глобализация, а делать доступными наиболее глубокие, добродетельные и справедливые из них. В исполнении этого дела заключается единственный шанс на изменение лица глобального мира: «И пусть среди вас появится группа людей, которые будут призывать к добру, предписывать правильное, справедливое и запрещать неверное, предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (К. 3: 104).

وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

Хочу завершить свое выступление молитвенными пожеланиями для всех нас, чтобы мы оказались в числе преуспевших, о которых говорит Всевышний и нам удалось в ходе земной жизни приблизиться к исполнению миссии сохранения и поддержания на Земле порядка, установленного Создателем.

Благодарю за внимание.





Париж, 10 декабря 2018 г.


10 декабря 2018

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку