Вторник, 23 Октября 2018
"Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!" بِسْمِ  اللّهِ  الرَّحْمـَنِ  الرَّحِيمِ
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Новости >  Игнорирование хадисов и оперирование только Кораном - это смута!

 Игнорирование хадисов и оперирование только Кораном - это смута!

Автор:  Юсуф Карагёзоглу (Yusuf Karagözoğlu), публицист, автор статей исламского ежемесячного журнала «Бурхан»

Источник: «Sünneti İnkâr Edip Sadece Kuran’la Yetinme Fitnesi». http://www.burhandergisi.com/butun-yazarlar/98-yusuf-karagoezolu/1503-suenneti-nkar-edip-sadece-kura...)

Перевод с турецкого языка выполнил Ишмурат-хазрат Хайбуллин, выпускник исламского университета «Аль-Азхар», член Совета улемов ДУМ РФ.

 

В качестве предисловия.

Просматривая статьи с требуемой тематикой, нашел одну на турецком. Понравилась тем, что в ней есть детали, которые могут заинтересовать широкую аудиторию.

Почему я решил заглянуть именно в турецкий сегмент? Дело в том, что проблема т.н. «коранизма» в Турции также стоит остро. Там живут личности, которые, обладая довольно большими возможностями, стали известны далеко за пределами своей страны, в том числе и России. Одним из них является небезызвестный Харун Яхья, чьи книги пользуются широким спросом и у нас. Благо, что Однан Октар (настоящее имя Харуна Яхьи – прим. И.Х), в отличие от некоторых российских «коранитов», направил больше усилий на борьбу с дарвинизмом и атеизмом, а не с «чалмоносцами-богохульниками» и еще какими-то страшными «саляфитами» и «мракобесами».

Переводя статью Юсуфа Карагёзоглу про т.н. «коранизм» на русский язык, я чуть сократил ее. Подумал, что цитаты турецких «коранитов» не особо интересны русскоязычному читателю, тем более таких «перлов» достаточно и от здешних «модернистов». Также опустил несколько цитат об опасности отрицания Сунны и оставил только две. Более того, решил не описывать «подразделения» т.н. «коранитов», так как всё это, на мой взгляд, – ипостаси одного и того же субъекта.

 

Несомненно, двумя главными источниками ислама являются Священный Коран и Сунна Сани́йя («величественная» – И. Х.). Покуда мы будем держаться Книги и Сунны, оставленных нам печатью пророков (ﷺ) в качестве аманата, мы не собьёмся с пути.

Посланник Аллаха (ﷺ) завещал: «Я оставил вам две вещи, держась за которые вы никогда не заблудитесь – Книгу Аллаха и мою Сунну». (Аль-Хаким, Мустадрак, Малик).

Если мы считаемся мусульманами, то по каждому нашему делу мы обязаны искать консультации у нашего Господа и нашего любимого пророка (ﷺ). И если слово «мусульманин» означает «предавшийся», то в любой сфере нашей жизни мы должны довольствоваться тем решением, которое вынесено Аллахом и нашим пророком (ﷺ).

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!» (Сура «Женщины», 59 аят). Этот аят приказывает нам искать решения спорных вопросов у Аллаха и Его посланника (ﷺ). Когда мы говорим «у Аллаха», мы, разумеется, имеем в виду «в Книге Аллаха», а когда говорим «у Его посланника», то имеем в виду – в Сунне. Имам Аш-Шатыби, разъясняя этот аят, писал: «Обращение к пророку (ﷺ) имело место при его жизни, а после его смерти мы обращаемся к его (ﷺ) Сунне. Ученые понимали это лишь так». («Аль-И’тисам», II. 169).

Имам Аш-Шафии говорил, что под «мудростью» в следующих аятах имеется в виду именно Сунна, и она – также от Аллаха: «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (Сура «Семейство Имрана», 164 аят). «Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика!» (Сура «Женщины», 113 аят).

В следующем аяте за Сунной признается её законодательный аспект, т.н. ташри’ (التشريع): «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (Сура «Собрание», 7 аят). А в следующем аяте любовь к Аллаху обусловлена следованием за пророком (ﷺ): «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный”». (Сура «Семейство Имрана», 31 аят).

Сунна посланника Аллаха (ﷺ) делится на три вида: его слова, поступки и признания законности того или иного положения. Термин «хадис» применим на все эти три категории. На начальном этапе запись хадисов была запрещена, так как существовал риск того, что они могли смешаться с аятами; но потом, когда такое опасение отпало, было приказано записывать хадисы. Ученый-хадисовед имам Аль-Хатыб Аль-Багдади в качестве причин запрета записывать хадисы упомянул то, что большинство арабов не умели писать, и, соответственно, любое слово, записанное в свиток, они могли воспринять как часть Корана («تقييد العلم», с. 57). После периода записи хадисов началась кампания их сбора в единые источники, поощряемая Омаром ибн Абдуль-Азизом. Перевод преданий, существовавших в устной форме, в письменную, и великий путь, пройденный науками хадисоведения, свёл к минимуму возможность фальсифицировать хадисы некоторыми нечестными людьми.

Заслуживает особого внимания та скрупулезность, которую проявляли праведные предшественники в передаче хадисов. Во второй половине первого века хиджры началась эпоха так называемых «рихля» – путешествий с целью удостовериться в истинности передаваемого хадиса. Такие поездки предполагали встречу с таби’ином или даже сподвижником – пусть даже и не в большом количестве, но еще живущими в тот период. В этом отношении показателен пример Абу Айюба Аль-Ансари, который поехал из Медины в Египет с целью услышать хадис от первого лица, ‘Укбы ибн Амира, и удостовериться в нем, хотя он знал этот хадис сам. Этот случай демонстрирует серьезность подхода сподвижников к вопросу перепроверки хадисов. (Ana Hatlarıyla Hadis /İsmail Lütfi Çakan/Ensar Neşriyat).

Аят «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (Сура «Сонмы», 21 аят) указывает на то, что первым примером подражания для нас является сам пророк (ﷺ). Наша умма признает первым муфассиром (толкователем) именно его (ﷺ), так как он был живым воплощением Корана, продемонстрировав его практикование во всём: от этикета еды до семейной жизни, от личного поклонения до вопросов международных отношений и военного дела. Его жизнь, включающая в себя слова и дела, останется таким примером до Судного дня: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались» (Сура «Пчелы», 44 аят).

Как пояснил имам Аль-Байхаки, великий ученый Аш-Шафии раскрыл понятие Сунны с трех сторон («الرسالة», стр. 91).

1). Сунна пророка (ﷺ) как ниспосланное решение. То есть случай, когда положение, имеющееся в Сунне, содержится и в Коране. 

2) Сунна пророка (ﷺ) как пояснение аята, ниспосланного в общем значении. В этом случае она раскрывает, как такие аяты должны пониматься в общем и конкретном случае, и как они должны быть претворены в жизнь рабами Аллаха. 

3) Сунна посланника Аллаха (ﷺ) как раскрытие тех положений, которые не упомянуты в Коране прямым текстом. (Akidede Sünnetin Yeri /İmam Suyuti / Nida Yayınları, syf. 18-19)

Если сформулировать роль Сунны, то можно сказать, что она детализирует краткое, конкретизирует абсолютное, отделяет частное от общего.

Затронем теперь аят, который понимается некоторыми людьми неверно и приводится в качестве довода на то, что Сунна-де не была защищена. «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его». (Сура «Аль-Хиджр», 9 аят). Здесь говорится не только о Коране, но и о Сунне! Исламские ученые под словом «напоминание» понимали не только шариат, но и уахй (откровение), так как большинство их рассматривало этот уахй в двух видах – уахй матлю (читаемое откровение) и уахй гайру матлю (нечитаемое откровение), которое и представлено Сунной. Разумеется, та Сунна, которую мы имеем сегодня, дошла до нас посредством благочестивых, справедливых, проницательных ученых-хадисоведов, которые заслуживали доверия и отличались хорошей памятью.

Безусловно то, что говорил пророк (ﷺ) – это откровение; и сомнения, порождаемые вокруг хадисов с попыткой подрыва их авторитета – не что иное, как плод деятельности прозападных ориенталистов и местных продолжателей их дела в лице богословов-модернистов. Первым, кто обвинил Абу Хурайру и имама Зухри (да будет доволен ими Аллах) во лжи, был востоковед по имени Гольдзихер. Сочувствующий этому востоковеду Мустафа Исламоглу писал в своей статье под названием «Коран и открытие ориенталистского видения» («Kuran ve Oryantalist Bakış Açış»): «Ни в каком труде Гольдзихера я не нашел ни малейшей детали, противоречащей Корану и исламским ценностям»! В то же время, Исламоглу, восхваляя иудеев, не стесняется оскорблять имамов Аль-Бухари и Муслима!

В Коране сказано: «Это – всего лишь откровение, которое внушается.» (Сура «Звезда», 4 аят). Сказано также в хадисе, переданном Микдамом ибн Мадикарибом, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Мне был дан Коран, и подобный ему. Знайте, что запрещенное пророком подобно запрещенному Аллахом…» (Абу Дауд, «Сунан», 6, (4604); Ат-Тирмизи «Ильм», 60, (2666); Ибн Маджа, «Мукаддима» 2, (12)). Этот аят и хадис свидетельствуют о том, что Сунна также является ниспосланием Всевышнего. Востоковеды и их местные последователи, пытающиеся подвергнуть сомнению Сунну, рьяно отстаивают идею о том, что нет откровения кроме Корана и что Сунна не опирается на откровение. Тем не менее, в Коране имеется несколько аятов, ясно доказывающих, что Сунна – это такое же откровение, и что уахй бывает и нечитаемым. Ограничимся тремя примерами: 

1). «Срубили ли вы пальмы или оставили их стоять на их стволах – на то было соизволение Аллаха, дабы опозорить нечестивцев» (Сура «Собрание», 5 аят).

Напомним, что данный аят был ниспослан после того, как финиковые пальмы были срублены. Об этом свидетельствуют даже сами глаголы «срубили» и «оставили». Во время этого происшествия – войны с еврейским племенем Бану Надыр, населявшим Медину – мусульмане срубили пальмы вокруг их крепостей, чтобы ускорить капитуляцию евреев. После войны некоторые евреи выразили свое недовольство тем, что были срублены эти пальмы. Коран ответил на их слова аятом выше.

2). «Вот Пророк поверил тайну одной из своих жен. Когда же она рассказала ее, и Аллах открыл это ему, он дал знать о части этого и утаил другую часть. Она сказала: “Кто сообщил тебе об этом?” Он сказал: “Мне сообщил Знающий, Ведающий”» (Сура «Запрещение», 3 аят).

Однажды посланник Аллаха (ﷺ) поведал кое-что одной из своих супруг Хафсе (да будет доволен ею Аллах). Она же рассказала эту тайну Аише. Узнав об этом, посланник Аллаха (ﷺ) потребовал объяснений у Хафсы. Хафса удивилась и спросила, кто ему рассказал о разглашении тайны. И пророк (ﷺ) сообщил ей, что ему об этом сообщил Сам Всевышний. Тем не менее, в Коране нет другого аята, указывающего на этот случай. Значит, эта информация была передана пророку (ﷺ) путем того самого «нечитаемого откровения» («уахй гайру матлю»).

3). «Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону. Воистину, те, которым даровано Писание, знают, что такова истина от их Господа. Аллах не пребывает в неведении относительно того, что они совершают». (Сура «Корова», 144 аят).

В Коране нет аята, приказывающего пророку (ﷺ) поворачиваться лицом к Бейт Аль-Макдис (Иерусалиму), хотя он несколько лет совершал намаз, поворачиваясь в сторону Кудса. Значит, приказ поступать таким образом был передан ему посредством упомянутого «уахй гайру матлю». Здесь заслуживает внимания и то, что – как понимается из аята – обращение лицом к первой кибле было решением от Самого Аллаха. Так как нет аята, в котором заключено данное решение, мы понимаем, что оно было передано тем же «уахй гайру матлю». (Peygambersiz Bir Din Akılcılık Akımlarına Reddiye / Alaaddin Palevi / Ravza Yayıncılık/ syf. 21-23)

Часто те, кто отрицают Сунну посредством отказа от хадисов, сами приводят вымышленный хадис: «Если до вас дойдёт хадис, то сверьте его с Книгой Аллаха. Если он соответствует Корану, берите его, а если противоречит – оставьте». О лживости данного высказывания говорили имам Шафии и Ибн Абду Барр. Шафии писал, что никто из передавших данный «хадис» не известен преданиями, а иснад (цепочка передатчиков – И. Х.) – оборван. («الرسالة», стр. 225).

Как писал имам Шафии, в данном вопросе следует помнить хадис: «Да не встречу я никого из вас сидящим на своем ложе, и чтобы к нему приходил какой-нибудь приказ, данный мной или запрет, наложенный мной, а он бы говорил: “Не знаю. Мы последуем только за тем, что нашли в Книге”!». (Привели Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Аль-Хаким, Ахмад ибн Ханбал). («الرسالة», стр. 225, 226).

В первые времена отрицанием Сунны «прославились» хариджиты, шииты, часть му’тазилитов. В наше же время это явление было начато в оккупированной англичанами Индии другом ориенталиста Шпрингера и одним из ярких кадиянитов Саййидом Ахмад Ханом. Ахмад Хан основал свою школу «Сторонники Корана» («Ахлюль Куран») с целью дискуссий с защитниками хадисов, доказывая то, что нет откровения помимо Корана, а действия, основанные на Сунне и хадисах, являются ширком! Позже к этой школе смуты присоединились такие люди как Наууаб Мухсинуль Мульк, Альтаф Хусейн Хали, Саййид Амир Али, Шибли Нугман и другие. В Пакистане Ахмад Первиз и другие кораниты издавали журнал «Тулюль Ислам», в котором они отстаивали свою идею ограничиваться только Кораном. Одни из известных пакистанских борцов с Сунной – это Абдуллах Чакралви, Мавляви Ахмадуддин Эмратсари, Фазлюррахман. В Египте это движение было поднято Тауфиком Сыдки, автором статьи «Ислам – это всего лишь Коран», вышедшей в свет в журнале «Аль-Манар»; позже египетский коранизм подхватили такие личности как Абу Райя, Ахмад Амин, Махмуд Мухаммад Таха, Мухаммад Абдо, Рашит Рида и другие. (Еще об одном египетском «кораните» мной была написана отдельная статья: http://www.ansar.ru/person/sled-t-n-koranitov-vedet-v-ssha). В Турции же эта смута ассоциируется с такими именами как, например, Яшар Нури Озтюрк, Хайри Кырбашоглу, Ибрахим Сармыш, Мустафа Исламоглу.

Ориенталисты, слуги империалистов, всегда желали лишить мусульман Корана и Сунны, которые являлись причиной наших побед. Но они понимали, что невозможно отделить мусульман от Корана, и поэтому они взялись за дискредитацию Сунны. В качестве причин отказа некоторых обманутых от Сунны можно перечислить следующее:

– впечатления от чтения востоковедов, которые сеют смуту и сомнения в законности Сунны как второго источника религии, а также в том, что хадисы – предания, заслуживающие доверия;

– выдвижение разума на первое место, а священных текстов – на второе в попытках понять вопросы религии;

– софистическое утверждение о том, что в Коране не упущено ничего, а значит, и нет нужды в хадисах! («Мы ничего не упустили в Писании» (Сура «Скот», 38 аят)

– неверное утверждение о том, что Коран защищен Аллахом, в то время как Сунна – нет;

– неверное утверждение о том, что признание за Сунной права на законодательство есть ширк (многобожие);

– утверждение о том, что реалии, в которых были сказаны хадисы, не соответствуют нынешним;

И другие причины, которые не стоит упоминать, так как в них нет ни логики, ни разума.

Тех, кто отрицает Сунну, можно условно поделить на три категории: му’тазилиты-рационалисты, реформисты-сторонники историзма, модернисты-конъюнктурщики. Му’тазилиты-рационалисты отрицают шафа’ат (заступничество пророка (ﷺ) в День суда – И. Х.), могильное наказание, чудеса и другие положения, имеющие в основе хадисы уровня «мутаватир»; следуя в этом своему мятежному разуму и ставя ‘акль (разум) выше накля (текста). Они отвергают пришествие Исы (мир ему), пришествие Даджаля, чудо Вознесения пророка (ﷺ) и т.д. Ахмад Амин, Махмуд Абу Райя, Рашид Рида критиковали даже Шесть источников (т.н. «кутуб ситтэ») и утверждали, что в «Сахих Аль-Бухари» и «Сахих Муслим» есть вымышленные (!) хадисы.

Реформисты-сторонники историзма интерпретируют ислам исходя из современных реалий. Например, они отрицают многоженство, положение отсечения руки вору, побивание камнями за прелюбодеяние, кровную месть и т.д. считая, что все эти положения относились к арабскому социуму пророческого периода и утратили свою силу сейчас, в эпоху современного светского общества.

Модернисты-конъюнктурщики издают фетвы, имеющие целью приспособиться к существующим реалиям и облегчить религию; они никогда не считаются с хадисами. Например, ими дозволяется намаз и пост женщины во время месячных, рукопожатие мужчин и женщин, чтение «Аль-Фатихи» на турецком, ношение золотых украшений мужчинами.

Яшар Нури Озтюрк, которого мы можем охарактеризовать как модерниста-му’тазилита, в своей книге «Кораническое мусульманство» («Kuran Müslümanlığı») приводит некоторые аяты в доказательство того, что пророк Иса (мир ему) умер и больше не вернется. Хотя известно, что имеются хадисы, указывающие на второе пришествие Исы незадолго до Судного дня, и эти хадисы доходят до степени «мутаватир». Это положение передается 25 сподвижниками, более 30 табиинами (второе поколение после сподвижников) и еще бо́льшим числом атба-аль-табиин (третьим поколением праведных предшественников). Помимо Шести источников («кутуб ситтэ»), эти хадисы встречаются в сборниках Тайалиси, Исхака ибн Рахвейх, Ахмада ибн Ханбала, Османа ибн Абу Шейба, Абу Я’ля, Баззара, Дайлями. Также на это указывают следующие аяты: «… и сказали: “Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха”. Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его. О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах – Могущественный, Мудрый» (Сура «Женщины», 157-158 аяты). «Воистину, он (Иса) является признаком Часа. Ничуть не сомневайтесь в нем (Часе) и следуйте за Мной! Это – прямой путь» (Сура «Украшения», 61 аят).

Другой неому’тазилит-реформист Мустаф Исламоглу в своей книге «Знания о вере» («Iman bilinci») пишет о том, что вера в кадар (промысел Аллаха) была введена в столпы веры как «лишний элемент». По его убеждению, столпов веры – всего лишь пять: вера в Аллаха, в Судный день, в ангелов, книги, пророков. Хотя многие аяты указывают на то, что есть кадар: «Луна» 49 аят, «Покаяние» 51 аят, «Выстроившиеся в ряд» 96 аят, «Сонмы» 38 аят, «Ясин» 12 аят, «Скручивание», 29 аят, «Сонмы» 62 аят, «Верующие» 62 аят, «Юнус» 100 аят. А в хадисе сказано: «‘Ата сказал: “Однажды я встретился с аль-Ва-лидом, сыном ‘Убады ибн ас-Самита, сподвижника посланника Аллаха (ﷺ) и я спросил его: “Какое завещание оставил твой отец перед смертью?” Он рассказал, что отец подозвал его и сказал:

– Сынок, бойся Аллаха и знай, что ты не сумеешь бояться Его, пока не уверуешь в Него и пока не уверуешь в то, что всё хорошее и плохое предопределено. Если ты умрёшь без этих (убеждений), то попадёшь в Огонь…». (Ат-Тирмизи, «Книга о предопределении», 2155). Посланник Аллаха (ﷺ) назвал кадаритов, отрицающих промысел Аллаха, огнепоклонниками этой уммы: «Кадариты – огнепоклонники этой уммы! Если они заболеют, то не навещайте их, а если умрут, то не присутствуйте на их похоронах!» (Абу Дауд, Аль-Хаким).

Сказал великий ученый Ибнуль Вазир в своей книге «العواصم والقواسم»: «Кто отрицает хадис, зная, что он был сказан пророком (ﷺ), тот – неверующий». (2/274).

В сборнике «Постоянного комитета по научным исследованиям и вынесению фетв» сказано:

السنة هي المصدر الثاني للشريعة الإسلامية بعد القرآن لقوله تعالى "وما آتاكم الرسول فخذوه وما نهاكم عنه فانتهوا" و قوله تعالى "ومن يطع الرسول فقد أطاع الله" وقد أجمع المسلمون على وجوب العمل بالسنة. أما الذي ينكر العمل بالسنة فيكون كافراً لأنه مكذب لله ورسوله ولإجماع المسلمين.

«Сунна – это второй источник шариата после Корана, так как Всевышний сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (Сура «Собрание», 7 аят), а также: «Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху» (Сура «Женщины», 80 аят). Мусульмане единогласны в обязательности претворения в жизнь Сунны. Тот, кто отрицает связанность дел с Сунной, становится неверующим, так как он наговаривает ложь на Всевышнего, посланника и единогласное решение мусульман». (Сборник №2, том 3, стр. 195).

Да убережет нас Аллах от различных ошибок и заблуждений, аминь!

 


10 января 2018

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку