Пятница, 18 Октября 2019
"Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!" بِسْمِ  اللّهِ  الرَّحْمـَنِ  الرَّحِيمِ
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Ислам и экономика > Золотой проект для российских мусульман

Динар – не только для мусульманских стран

Безусловно, именно возрождение динара и дирхама в странах Исламского мира (Дар уль Ислам) имеет решающее значение для Уммы. Но из этого вовсе не следует, что в стороне от этого процесса должны оставаться мусульмане, проживающие в немусульманских странах, особенно там, где они, как в России, составляют значительную часть населения своих стран.Сегодня и в Южной Африке, и в Северной Америке, и в Западной Европе мусульмане предпринимают более или менее успешные попытки по внедрению в торговый оборот между собой золотых динаров и серебряных дирхамов. Такой «золотой проект» внутри мусульманских общин преследует три основные цели:1. Очищение от ростовщичества (рибы)Как было отмечено в предыдущем материале, практически все современные «деньги», произведенные в привязке к эмиссии центральных банков и ФРС, обеспечены ростовщическими операциями и обеспечивают их. Поэтому, участвуя вподобных денежных расчетах, мусульманин неизбежно вовлекает себя в грех риба. Меж тем, Аллах и его Посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, предупреждали нас:«Те, кто поедает рост, восстанут только такими же, каким восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это — за то, что они говорили: «Ведь торговля — то же, что и рост». А Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (перевод смыслов Корана, сура «Бакара», аят. 275). «О, вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставьте то, что осталось из роста, если вы верующие. Если же вы этого не сделаете, то готовьтесь к войне от Аллаха и Его посланника» (перевод смыслов Корана, сура «Бакара», аят 278-279). «Существует семьдесят три вида ростовщичества, самый безобидный из которых по тяжести своей соответствует тяжести греха человека, совокупившегося с собственной матерью, наихудшие же виды его приводят к тому, что для того, чтобы расплатиться с долгами, мусульманину придется торговать женщинами из своей семьи» (Аль-Ха¬ким, 2/37); "…Один дирхем, полученный человеком за счет ростовщичества, перевешивает собой тяжесть греха того, кто совершил прелюбодеяние тридцать шесть раз" (Ахмад, 5/225). Однако если не прятать голову в песок, мы увидим, что без возрождения шариатской валюты любые попытки избавления от рибы будут полумерами. Вот почемуособую актуальность сегодня приобретает следующий хадис:«Настанет людям время, когда не будет пользы кроме динара и дирхама» (Муснад имама Ахмада, том 4).2. Возрождение закятаЗакят, то есть обязательный налог на остаток имущества, является третьим столпом Ислама. Его важность такова, что в десятках аятов Корана верующие описываются как те, кто «уверовали, выстаивали молитву и выплачивали закят».Вот почему, когда после смерти Посланника Аллаха, мир ему и молитва, некоторые племена отказались выплачивать закят Амиру правоверных Абу Бакру ас-Сиддыку, да будет доволен им Аллах, он отлучил их от Ислама и объявил им войну, несмотря на то, что они выстаивали молитву.Закят, по Шариату, выплачивается как в различных видах (дозволенного) имущества, так и в деньгах. Но в каких деньгах – это серьезный вопрос. Так, когда т.н. «бумажные деньги» только начинали внедряться в Исламский мир, вытесняя шариатскую валюту, и еще не воспринимались мусульманами как нечто, само собой разумеющееся, большой маликитский муфтий шейх Мухаммад Алиш (1802-1881) вынес фетву, согласно которой, выплата закята с бумажных денег является недействительной.Между улемами суннитов были и остаются расхождения относительно того, возможна ли выплата закята с фулуса (т.е. законных, по Шариату, бумажных расчетных средств), но даже если принять позицию тех, кто считает, что с денег на бумажных носителях закят выплачивается, очевидно, что экономическая природа современных «бумажных денег» в корне отличается от природы фулуса. Но даже, если закрыть глаза и на это, все равно очевидно, что гораздо больше шансов на того, что закят будет принят Аллахом как акт поклонения, если он будет выплачен с гарантированно чистой от ростовщичества шариатской валюты, чем с, мягко говоря, сомнительного платежного средства, которым являются современные «бумажные деньги».При этом следует особо отметить, что из положения о невозможности или сомнительности выплаты закята с «бумажных денег» ни в коем случае не следует вывод о том, что в наши дни не нужно платить закят. Напротив, так как закят является обязательным, а принципом Шариата является то, что то, без чего невозможно обязательное, само становится обязательным, из этого следует вывод о необходимости восстановления мусульманами динара и дирхама для надлежащей выплаты закята и очищения своего имущества перед Аллахом.3. Защита мусульман от рисков финансового кризиса и усиление исламских общинМировой кризис 2008 года наглядно показал уязвимость ставших общепринятыми финансовых институтов и инструментов, как до этого в 1998 году предшествующая его волна показала уязвимость и неустойчивость национальных валют – т.н. «бумажных денег».На этом фоне наиболее надежными средствами вложения капиталов стали золото и другие драгоценные металлы: платина, инвестиционные бриллианты и т.п. С 2004 года цена на золото возросла на 400% и имеет устойчивый тренд к дальнейшему росту, в силу чего именно покупка золота становится одной из наиболее выгодных стратегических (т.е. долгосрочных, а не спекулятивных) инвестиций.Наглядным подтверждением этого является то, что сегодня в мире между крупнейшими державами разгорается незримая битва за скупку, что свидетельствует о том, что мир снова возвращается в золотую эру.Хотя в целом Мусульманские страны, большинство из которых управляется компрадорскими режимами, игнорируют этот процесс, некоторые Исламские НПО успешно работают на этом поприще, сочетая усилия по возрождению золотого динара с коммерческой эффективностью. В частности, за последние несколько лет система E-dinar из небольшой компании превратилась в 5-6 игрока на мировом золотом рынке и одного из лидеров по чеканке монет и золотых инвестиционных изделий.Фактически именно опыт этой и других аффилированных с ней мусульманских структур попытался повторить в России «православный предприниматель» Герман Стерлигов, «заимствовавший» эту идею у мусульман (естественно, не указав на ее авторство) и призвав православных инвестировать в золото и переходить на расчеты в золотых монетах.Всевышний Аллах не дал успеха этому беззастенчивому плагиатору, однако, сам посыл Стерлигова был совершенно верным. Вложение денег в золотые монеты и слитки является и коммерчески выгодным, и политически выигрышным – община, которая сумеет консолидировать в своих руках достаточные запасы золота, не только застрахует себя от рисков кризиса, но и в условиях новой его волны (раньше или позже неизбежной), сможет использовать их для создания вокруг себя альтернативной финансовой системы.Законно ли это?Один из первых вопросов, который возникает в связи со сказанным, насколько возможно возрождение золотого динара и серебряного дирхама в условиях действующего законодательства РФ? Не является ли это противозаконным покушением на валютную монополию государства и его «монетарный суверенитет», ведь единственной валютой платежа в России признан российский рубль?Группой российских сторонников возрождения биметаллической валюты (динара и дирхама) была проведена юридическая экспертиза данного вопроса. В итоге наши юристы пришли к выводу, что оборот динара и дирхама среди российских мусульман, как и всех желающих, если он будет надлежащим образом юридически оформлен (см. ниже), не противоречит действующему российскому законодательству. Суть в том, что в настоящее время золотой динар и серебряный дирхам не являются официальной валютой иностранного государства и попадают под юридическую характеристику «ювелирного изделия», а не иностранной или самопровозглашенной валюты.Однако наиболее сложным юридическим препятствием в данном случае будет являться не прямой законодательный запрет (который на данный момент отсутствует), а косвенные налоговые ограничения и обременения. Так, основной проблемой, с которой сталкиваются мусульмане, возрождающие динар и дирхам в западных странах, является НДС, существенно снижающий коммерческую эффективность расчетов в динаре или дирхаме, как и других золотых и серебряных монетах. Практическая реализацияГлавный практический вопрос, который задают мусульмане, поддерживающие идею возрождения динара и дирхама, во-первых, где их взять, во-вторых, как и где их потратить, в-третьих, как вернуть их и заплаченные за них деньги, если этого не удастся или если это будет необходимо. Практический ответ на этот вопрос дает опыт Индонезии, где местными мусульманскими общинами, активистами и предпринимателями был реализован вариант его решения – создана независимая система «Вакаля», призванная решать эти задачи.В рамках системы «Вакаля» осуществляется консолидированная закупка или чеканка монет по предварительным заказам, которые потом партиями распределяются по коммерческим точкам – Субвакаля. Субвакаля фактически играет роль пункта обмена валют, осуществляя продажу и покупку динаров и дирхамов по прозрачному курсу, финансируя свою деятельность аналогично классическим обменным пунктам. Также важная роль, которую выполняют такие пункты Субвакаля – надлежащее юридическое и бухгалтерское оформление подобных операций, чтобы их нельзя было обвинить в нарушении государственного закона. В свою очередь центральное Вакаля осуществляет контрольные функции (контроль за качеством и весом монет, осуществление постоянных инспекций и проверок с этой целью), а также устанавливает рекомендуемый курс – цену монет, исходя из постоянно меняющейся стоимости золота и серебра на мировых рынках. Где возможно хождение динаров и дирхамов и, соответственно, создание таких обменных пунктов «Вакаля»? Наиболее коммерчески целесообразно это в местах крупной концентрации мусульманских предпринимателей, например, на рынках или в регионах и местах компактного проживания мусульман. Процесс запуска динара и дирхама в оборот не мгновенный и не лавинообразный, поэтому тут очень важно показать людям пример. Скажем, в Индонезии очень важным фактором этого процесса стало то, что имамы местных общин стали организовывать при мечетях рынки, где принимались к платежу дирхамы (динар – дорогое удовольствие, это свыше 100 долларов, тогда как дирхам – это примерно стоимость одной курицы). При этом имамы собирали закят в дирхамах и динарах, раздавая их нуждающимся, которые тут же, на этих рынках могли купить необходимые для себя товары. Таким образом, процесс внедрения динара и дирхама автоматически получил бы успех, если бы в России, особенно в местах компактного проживания мусульман, нашлись бы имамы, которые могли организовать такие рынки, а также процесс надлежащего сбора и распределения закята. Вакаля как инструмент единства и возрождения российских мусульманВ идеале Вакаля должна находиться под прямым контролем Лидера общины, однако, так как в России единой общины мусульман не существует, требуется иной подход к обеспечению ее деятельности. Для этого может быть создан Наблюдательный совет из представителей структур, обеспечивающих работу Вакаля - общин, гильдий, спонсоров, руководителей общественных, религиозных и территориальных образований, вносящих свой практический вклад в ее деятельность.В принципе, если говорить о каком-то объединении мусульман России не на горизонтальном, а на вертикальном уровне всерьез, то Вакаля и может стать первым таким серьезным объединением. Очевидно, что ни духовные управления мусульман, ни исламские общественные организации не имеют обратной связи с реальными мусульманскими общинами, как нельзя говорить о наличии последних до тех пор, пока в них надлежащим образом не будет собираться Закят и экономические взаимоотношения мусульман не вернутся к своим шариатским основам. Но и в случае и после появления таких общин придумать какую-то структуру, которая будет действительно объединять их, а не паразитировать на мифе объединения, достаточно сложно. Объединение может и должно пойти от реальных дел и лучшим способом такового будет создание единой структуры, без которой полноценно не смогут состояться сами эти общины. Такой структурой может стать именно Вакаля.Вакаля действительно является стратегическим исламским проектом, и его реализация способна придать совершенно другой вес Мусульманской общине в общественном и политическом пространстве страны. Отметим здесь лишь несколько основных возможных последствий ее внедрения:1) Исламские деньги могут стать популярным и востребованным финансовым инструментом для мелких и средних российских предпринимателей, наиболее уязвимых перед инфляцией и колебаниями валют - во время НЭПа встать на ноги этой среде позволило именно внедрение золотого червонца.2) Исламские рынки могут стать популярным социальным проектом среди обычных российских жителей, в том числе, их необеспеченной части, для которой, кстати, при них можно организовывать передвижные кухни, как это всегда делали исламские эмиры.3) В случае если один или несколько руководителей мусульманских республик решатся на поддержку такого проекта (динар - закят - рынки) на своей территории, не только социальный, но и политический и цивилизационный центр тяжести России автоматически начнет перемещаться в зону Ислама, что нанесет мощный удар по гегемонистским амбициям МП РПЦ куда эффективнее, чем все протесты и призывы вместе взятые. Исходя из всего этого, от имени Группы сторонников возрождения шариатских денег в России и как представитель шейха Абдулькадыра ас-Суфи в России и русском зарубежье я призываю всех заинтересованных мусульман сложить свои усилия для того, чтобы динар и дирхам пришли в нашу жизнь.

Харун Сидоров

Опубликовано на сайте Ислам.Ру


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку