В Казани после отзыва ЦБ лицензии у "Татагропромбанка" под угрозой исчезновения оказался единственный в России центр исламского банкинга. На этот пилотный проект возлагали большие надежды мусульмане не только Татарстана, но и всей страны. Ведь если бы его удалось масштабировать, то у всех правоверных появилась бы возможность получать альтернативный вид финансовых услуг по канонам своей веры.
Вообще отзыв лицензии у "Татагропромбанка" сюрпризом ни для кого не стал. Он являлся родственной организацией "Татфондбанка" и также находился в глубоком кризисе. Как пояснили в ЦБ, это решение было принято "в связи с полной утратой капитала". Размер "дыры" достиг 600 миллионов рублей.
К счастью, крах банка не вызвал столь драматичных последствий, как падение "старшего брата". Центробанк позволил "умереть" ему медленно, а потому почти все юридические лица успели вывести свои средства. За февраль они забрали из тонущего банка более 300 миллионов рублей. Не было проблем со спасением вкладов и у "физиков". Те сняли 114 миллионов.
И, возможно, гибель маленького банка никто бы и не заметил, если б не его пилотный проект - Центр партнерского банкинга. Термин "партнерский" в его названии использован, чтобы не отталкивать клиентов других вероисповеданий. Компания была открыта для всех. Но в основе ее работы лежал именно исламский банкинг. От классических кредитных организаций она отличалась отказом от ссудного процента, высокорисковых операций и сделок с неопределенностью.
Как пояснял в свое время директор по финансовым сделкам центра Искандер Исхаков, исламские банки могут привлекать деньги только под долю в прибыли или на беспроцентной основе. А зарабатывают они на сделках товарной рассрочки, лизинга, долевого финансирования.
Еще одна яркая особенность - отсутствие штрафов для клиентов за просрочки платежей и отказ от услуг коллекторов. Такие меры воздействия считаются ростовщическими, а значит, противоречащими канонам ислама.
Вообще попытки внедрить исламский банкинг в России предпринимаются давно. Но этот "экзотический цветок" никак не приживается на нашей почве. Слишком много законодательных препон. Тем интересней был казанский эксперимент. Хотя и он протекал не без трудностей. Одна из проблем - завышенное налогообложение операций, основанных на торговых сделках. Это удорожало стоимость услуг для клиентов.
Тем не менее они были востребованы. Помимо квартир и автомобилей в рассрочку здесь, к примеру, можно было взять путевки в хадж. Также банк выдал своим клиентам более тысячи пластиковых карт.
Теперь на сайте центра исламского банкинга можно увидеть стандартное уведомление об отзыве лицензии и обязательствах АСВ перед вкладчиками. Руководство на контакт со СМИ не идет. Возьмется ли правительство Татарстана за спасение в общем-то имиджевого для республики проекта, большой вопрос. Пока мусульманам остается уповать на Всевышнего.
Олег КОРЯКИН
11 апреля 2017 г.