Пятница, 19 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Международная деятельность > Карим Хакимов: аравийский визирь Кремля и «красный паша» в Саудовской Аравии. Страницы истории

Карим Хакимов: аравийский визирь Кремля и «красный паша» в Саудовской Аравии. Страницы истории Карим Хакимов: аравийский визирь Кремля и «красный паша» в Саудовской Аравии

15 октября в Дипломатической Академии МИД РФ состоялась презентация книги Олега Борисовича Озерова «Хаким Каримов: летопись жизни». Событие, безусловно, знаковое как для дипломатических, так и академических кругов.

Вот как об этой монументальной работе отозвался В.В. Наумкин: «Эта книга представляется мне чрезвычайно важной, не только из-за ее содержания и времени, на которое пришлось ее издание, но и потому, что в ней отражены до невероятности схожие жизненные взгляды и отчасти пути как ее автора Олега Озерова, посла Российской Федерации в Королевстве Саудовская Аравия с 2010 по 2017 год, так и ее главного героя Карима Хакимова, первого руководителя советского дипломатического представительства в Хиджазе, а потом в Саудовской Аравии с 1924 по 1928 и с 1936 по 1937».
В своем приветственном слове Александр Яковенко, ректор Дипломатической Академии МИД РФ, бывший заместитель министра иностранных дел РФ, отметил, что «эта книга не только станет жемчужиной библиотеки востоковеда, но и вполне может служить практическим пособием для молодых дипломатов и всех, кто желает освоит искусство дипломатии».

В свою очередь Олег Озеров, один из ярких представителей российского МИД, который провел в Саудовской Аравии более семи лет, привел в подтверждение этому слова своего коллеги Геннадия Тарасова, первого посла СССР в КСА после восстановления двусторонних отношений в 1990 году. По его мнению, если бы книги, подобные тем, что написали В.В. Наумкин и О.Б. Озеров, были бы доступны раньше, то работа российских дипмиссий на ближневосточном направлении была бы более продуктивной и приносила более ощутимый результат.

Отвечая на вопрос, что современные дипломаты могут извлечь из успешного опыта работы Хакимова на Ближнем Востоке, О.Озеров отметил, что, изучая биографию своего героя, он в очередной раз убедился в «важности изучения исторического, политического опыта той страны, в которой находится дипломат, необходимости отслеживать пульсацию ее социальной и культурной жизни, не говоря уже о значимости установления доверительных личных отношений». Автор отметил неоценимый вклад К.Хакимова в выстраивание отношений с исламским миром в целом: именно он вместе с Г.В. Чичериным, наркоминдел СССР в 1920-х г., выступили соавторами идеи проведения первого исламского конгресса в Мекке, который заложил фундаменты отношения мусульман к СССР.


Несостоявшееся партнерство

Говоря о деятельности К.Хакимова и его понимании роли ислама и мусульман в поиске точек соприкосновения, политических, цивилизационных, с арабскими странами, Олег Озеров провел параллели с тем, чем с 2006 года и по настоящее время занимается Группа стратегического видения «Россия – Исламский мир». Эта организация была создана по инициативе академика, бывшего премьер-министра России Евгения Примакова и бывшего президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева.
Олег Озеров начал работать над книгой в 2011 году. В то время он занимал пост посла России в Саудовской Аравии, а также возглавлял российское представительство в Организации исламского сотрудничества. И именно работая на таких ответственных должностях, он пришел к выводу о том, что «прошлое влияет на настоящее», а «незнание истории не освобождает нас от ответственности». По замечанию самого автора, пренебрежительное отношение к истории дипломатических отношений двух стран либо негативно сказывается на текущем двустороннем сотрудничестве, либо значительно ограничивает свободу для маневра у дипломатов.  
В книге рассказывается об удивительной судьбе и малоизвестных страницах биографии Карима Абдрауфовича Хакимова, уроженца Башкирии. В том, что касается изучения жизненного пути К.Хакимова, его опыта, автор книги опирается на большой массив трудов своих предшественников. Среди них исследования Л.З.Гадилова, Ф.Х.Гумерова, Р.Ф.Хайретдинова, Г.Г.Косача, бывшего советского посла в Йемене О.Пересыпкина, книга «История Саудовской Аравии» академика А.М. Васильева, труд саудовского ученого Маджида Ат-Турки «Российско-саудовские отношения в мировой политике 1926 – 2007 гг.» и, безусловно, книга академика В.В.Наумкина


«Несостоявшееся партнерство. Советская дипломатия в Саудовской Аравии между мировыми войнами».

Изучая все эти важные научные труды, Олег Озеров пришел к выводу, что для того, чтобы понять, каким человеком был К.Хакимов, какими чертами характера обладал, важно не только опираться на информацию, представленную в исследованиях, но и изучать воспоминания его современников, родных и близких.  

Поэтому автор начинает свою книгу с описания детства и юности К.Хакимова, каким оно запечатлелось в воспоминаниях его родственников и членов семьи. Родился Карим Хакимов 15 ноября 1890 года в деревне Дюсяново Уфимской губернии, ныне город Уфа – столица Башкортостана.
Упомянув несколько слов об экономическом и социальном положении семьи, автор переходит к рассказу о пути К.Хакимова к Богу.
О.Б.Озеров считает ошибочным утверждение большевиков о том, что в начале 20 века народ в одночасье примкнул к революционному движению, приняв его лозунги, как только люди попали в ряды пролетариата. К.Хакимов свой путь поиска истины начал со знакомства с людьми, которые исповедовали исламское вероучение. Потом он пошел постигать религиозные знания в медресе. Вплоть до начала Первой мировой войны К.Хакимов продолжал учиться и даже провел некоторое время в странах Центральной Азии. При этом круг его интересов не ограничивался только исламом и теологией. К.Хакимов извлекал знания в том числе из своего опыта. Широкая эрудиция и умение находить подход к разным людям позволили ему стать знаковой политической фигурой и при этом сохранить свои религиозные убеждения в то время, когда многие мусульмане встали на сторону Октябрьской социалистической революции 1917 года.

Автор книги рассматривает то, как менялась личность К.Хакимова под влиянием его размышлений о противоречиях религии и революции, с одной стороны, его веры в революцию и коммунизм, с другой стороны, и его приверженности исламу и его вероучению, с третьей. Также автор анализирует неявные различия между социал-демократами, которые не верили в Бога, и верующими мусульманами. Примечательно, что события, вскоре последовавшие за революцией, вознесли Хакимова на головокружительные карьерные высоты: он стал выдающимся политиком и революционером из числа социал-демократов, одним из немногих, кто хорошо понимал и разбирался в проблематике национального вопроса, права нации на самоопределение, а также в том, что связанно с религиозным вопросом.
Противник Ленина и Сталина

Всё это позволило ему сохранить то привилегированное положение, благодаря которому он смог выстоять в борьбе с самыми яркими символами революционного движения – Лениным, Сталиным и Бухариным.
К.Хакимов смог окончить учебу в одной из гимназий города Томска. После чего он занимал ряд партийных и политических постов непосредственно после победы социалистической революции, когда вождь революции Владимир Ленин предпринимал попытки сблизить идеи ислама и коммунизма. О.Б.Озеров подробно описывает действия советской власти в данном направлении, которые обернулись успехом для К.Хакимова: он был назначен инспектором в Туркестан, куда отправился вместе с главнокомандующим восточным фронтом Фрунзе. По воспоминаниям К.Хакимова, он многому научился у военачальника в том, что касается партийной и политической деятельности.

Примечательно, что автор книги сквозь призму биографии К.Хакимова анализирует и историю данного региона и то, каких побед там удалось достичь Красной Армии над своими противниками. Он подчеркивает роль Хакимова в достижении этого успеха благодаря опыту, накопленному за время его жизни в Туркестане.

Детально говоря об имевших в то время место столкновениях и боях, Олег Озеров также рассказывает о создании Бухарской Народной Советской Республики в 1919-1920 г. и тех событиях, которые впоследствии привели к массовой миграции узбеков и их «оппозиционных настроений» в арабские страны. Автор отмечает, что мигранты, пребывающие из Средней Азии, которая имела славу центра образования и науки всего Среднего Востока и Южной Азии, привлекались к работе в органах власти, в том числе в министерстве иностранных дел, которые формировались под руководством короля Абдул-Азиза, основателя Королевства Саудовская Аравия. Они выступали против сближения королевства с РСФСР, а позже и с Советским Союзом. Во время своей работы в Джидде с этим противостоянием столкнулся и К.Хакимов.

Ислам и социализм

К.Хакимов был активно вовлечен в партийные организации Туркестана. В результате этого он был избран представителем Самарканда, а позже членом ВЦИК. На IX съезде ЦИК была принята новая конституция Туркестанской Автономной Советской Республики, в которой определялись области двустороннего сотрудничества с РСФСР, продлившегося вплоть до провозглашения республик Узбекистан и Туркменистан в 1924 году.

О.Б.Озеров дает детальный обзор партийной и политической деятельности К.Хакимова в период, когда он занимал руководящие должности, такие как секретарь ЦК Бухарской коммунистической партии, и был видным членом администрации региона и основным участником всех событий и конфликтов.

Там же Хакимов занял свой первый дипломатический пост полномочного представителя РСФСР в Бухарской народной республике, где ему удалось проявить свой талант дипломата во время конфликта с Афганистаном по разделу Бухарской республики.
Наблюдая за этими событиями, советское руководство в Москве решило, что для Хакимова наступило более чем подходящее время для переезда из Бухары. 15 сентября 1921 года было принято решение о назначении его Генеральным консулом в Иране, чтобы контролировать выполнение условий договора, подписанного РСФСР с Ираном 26 февраля 1921 г. Несмотря на то, что автор книги Олег Озеров, излагая подробности состоявшихся в российской столице споров о назначении К.Хакимова, ссылается на татарского исследователя Рашида Шакурова, утверждающего, что К.Хакимова предполагалось перевести на работу в КГБ под дипломатическим прикрытием, он спешит отклонить эту версию ввиду отсутствия источников, подтверждающих данную информацию.

Несмотря на всю ту серьезность и скрупулёзность, с которой автор подошел к исследованию и описанию государственной деятельности К.Хакимова в области международных отношений, он не оставил без внимания и личную жизнь советского дипломата, а именно его брак с Хадичей Нугаевой. Она была из татарской крестьянской семьи. Их встреча с К.Хакимовым произошла, когда она вместе с художественном коллективом приехала в Туркестан давать концерты. Пара связала себя узами брака в июне 1921 года, позже у них родился сын Шамиль. Описывая эту историю, автор делает вывод о романтической натуре государственного деятеля Карима Хакимова, которому приглянулась идея жениться на татарке, умеющей танцевать и петь. Кстати эти таланты унаследовала их дочь Флора, родившаяся в 1927 году. Но почему бы и нет? Ведь сам К.Хакимов в молодости увлекался искусством и участвовал в качестве актера в постановках, когда жил и работал в Оренбурге.
Арабский период жизни

Переходя к главе об арабском периоде в жизни Карима Хакимова, Олег  Борисович Озеров отмечает, что он досконально описан в книгах ряда российских и советских ученых, среди которых Алексей Васильев, Виталий Наумкин. Автор поясняет, что данные исследования опираются на информацию из архивов МИД России и переписки Хакимова с руководителями этого ведомства за годы его работы в Саудовской Аравии в период 1924-1926 гг и 1936 – 1937гг.

В разделе книги «Истоки интересов России к Ближнему Востоку» Олег Озеров представляет читателям историю интереса России, начиная со времен Киевской Руси, принятия христианства, формирования Московского княжества и позже Российский империи, к караванам паломников, направляющихся на священные земли Иерусалима и ко всем событиям, которые происходили на протяжении веков вплоть до Крымской войны 1854 года. Именно в 1854 году был основан факультет востоковедения Санкт-Петербургского Университета. Также автор отмечает вклад преподавателя египетского университета Аль-Азхар шейха Айяда Тантави, прибывшего в 1840 году из Каира в Россию, в развитие преподавания арабского языка. Последовавшие за этим события истории привели к значительному сближению России с Ближним Востоком и его святыми землями в Хиджазе.
Как пишет О.Б. Озеров: «Российская империя в 1891 году открыла свое первое консульское учреждение на аравийском полуострове, что привело к увеличению потока паломников-мусульман из России в Мекку и Медину. Вскоре сюда прибыл и наш главный герой, Карим Хакимов».

Позиция Ленина по соглашению Сайкс-Пико

Лидер октябрьской революции Ленин в своей международной политике не обделил вниманием и ближневосточный регион. Так, в газете «Известия» от 1917 год он опубликовал статью, в которой осудил соглашение Сайкс-Пико и объявил об отмене всех договоров, заключенных императорской Россией. Именно подобная позиция молодого советского государства способствовала тому, что шериф Хусейн стал налаживать контакты с советской властью. За этим последовал быстрый ответ Великобритании: 4 января 1918 года представитель британской разведки в Каире направил в адрес короля Хиджаза меморандум от имени английского правительства, в котором Лондон подтверждал свою готовность поддержать создание единого арабского государства. В то же время Великобритания призывала шерифа Хусейна к диалогу с представителями сионистского движения.
С этих пор, как отмечает автор, у советской власти появились официальные документы, которые обеспечили ей свободу действий на Ближнем Востоке. Не желая отказываться от своих планов, арабы в угоду Великобритании все-таки вступили в переговоры с сионистами от имени еще не существующего на тот момент единого арабского государства. 3 января 1919 года Файсал ибн аль-Шариф Хусейн заключил соглашение с лидером сионистского движения Хаимом Вейцманом, которое гласило, что сотрудничество арабского государства и Палестины строится на принципах взаимопонимания и исходит из добрых намерений обеих сторон.
Отправным моментом в истории советско-арабских и, в частности, советско-саудовских отношений стала Лозаннская конференция 1922-1923 гг., в которой приняли участие делегация СССР во главе с Г.В. Чичериным и многие представители национальных организаций и движений Ближнего Востока из Сирии, Палестины, Египта, Хиджаза. В кулуарах они вели активную работу над тем, чтобы западные державы выполнили данные ими во время Первой мировой войны обещания о предоставлении арабским странам независимости.

Автор показывает, что именно во время участия в работе данной конференции у советской делегации возникла идея открыть в Джидде свое консульство. Глава делегации Г.В.Чичерин направил в Москву письмо, в котором говорилось что «Джидда находится рядом с Меккой, а значит советский консул в Джидде будет в самом центре мусульманского мира, и таким образом очень многие, совершающиеся в мусульманстве политические движения, которые теперь от нас ускользают, будут происходить перед глазами нашего консула. При нашей мусульманской политике нам, по-моему, необходимо иметь человека в самом центре мусульманского мира».


Первый советский посол

По результатам конференции Политбюро партии приняло решение об установлении официальных отношений с этим регионом для усиления своего геополитического присутствия на Ближнем Востоке. 18 января 1923 года был утвержден состав советского представительства в Хиджазе, куда вошел политический комиссар, секретарь, переводчик с арабского и турецкого языков, машинистка, корреспондент и охранник.
Москве предстояло выбрать наиболее подходящее место для своего первого дипломатического представительства в регионе. Было мнение, что формировать полноценное посольство не стоит, достаточно будет консульства. Исходя из подобных соображений, 27 ноября 1923 г в Джидде открылось советское консульство. В то время все более крепкие позиции на полуострове начал занимать принц Наджда Абдул-Азиз бин Сауд, которому один из его современников дал следующую характеристику: «Он фигура неоднозначная, решительно настроенная расширять зоны своего влияния».

Для реализации плана Москвы о сближении идей Ислама и коммунизма на Аравийском полуострове в качестве главы первой советской дипмиссии был выбран Карим Хакимов. Но выполнить поставленные перед ним задачи, к сожалению, ему не удалось. В результате чего К.Хакимов был отозван обратно в Москву, а в 1938 году расстрелян по обвинению в шпионаже.


2 ноября 2020

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку