Московская Соборная мечеть всегда играла особую роль в жизни мусульман России и всего нашего государства. Для тех, кто ее посещал, она была символом Ислама и живым свидетельством стойкости веры его последователей. Совершенно не случайно ее называют «главной мечетью страны».
Посещения столичной мечети главами мусульманских государств – знаковый дипломатический жест, продиктованный жизненно важными для сторон международными интересами. Вместе с тем, в советское время такие визиты помогали сохранению, а сейчас - способствуют развитию Ислама на нашей земле.
Так суждено было Всевышним, что более чем столетняя история мечети, а с ней и всего мусульманского сообщества российского государства, во многом и сегодня продолжает протекать в русле большой геополитики.
История, значение которой трудно переоценить
За все годы существования мечети ее двери ни разу не закрывались. Даже в самое трудное время не было ни одной пятницы, прошедшей без богослужения. Соборная мечеть сыграла важную роль в истории мусульман не только Москвы, но и Советского Союза и РФ.
СССР в послевоенный период и вплоть до своего развала придавал большое значение сотрудничеству с мусульманскими государствами. Традиция посещения мечети высокими гостями закладывалась еще тогда. Благодаря этим визитам прихожане узнавали о жизни единоверцев в других странах, а для зарубежных лидеров само существование мусульманского центра в коммунистической Москве служило свидетельством того, что, несмотря на репрессии и атеизм, Ислам продолжает жить в душах людей.
В 1950-1970е гг. Московскую Соборную мечеть посещали лидеры национально-освободительных движений и главы дружественных по отношению к СССР афро-азиатских государств: первый президент Индонезии Ахмад Сукарно (1956), президент Египта Гамаль Абдель-Насер (1958), лидер ливийской революции Муаммар Каддафи (1969), глава Организации освобождения Палестины Ясир Арафат (1970), наследный принц Йеменского королевства эмир Сейф аль-Ислам Мухаммад аль-Бадр (1956), а также парламентские делегации Ирака, Судана и Сирии.
Был в мечети даже Джавахарлал Неру (1955), великий гуманист и первый премьер независимой Индии. Не будучи мусульманином, он посчитал нужным почтить вниманием единоверцев десятков миллионов его сограждан.
Главы государств и крупные политики становились гостями Московской Соборной мечети и в постперестроечную эпоху. В ее стенах участвовали в богослужении премьер–министр Малайзии Мухаммад Махатхир (2002), наследный принц и будущий король Саудовской Аравии Салман бин Абдель-Азиз (2003), президент Турции Абдулла Гюль (2009), президент Ирана Мохаммад Хатами (2001), президент Палестины Махмуд Аббас (2008, 20012, 2015), премьер-министр Ливана Рафик аль-Харири (2007).
В мечети побывали президенты Кыргызстана (последовательно) Аскар Акаев и Алмазбек Атамбаев (1997 и 2012), президент Афганистана Бурхануддин Раббани (2001), премьер-министр Ирака Нури аль-Малики (2011), президент Ливана Мишель Сулейман (2013), а также генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества (ранее - Организация Исламская конференция) Экмеледдин Ихсаноглу (2005, 2006), глава Всемирной исламской лиги Абдулла Абдель-Мухсин ат-Турки (2003), руководитель Политбюро ХАМАС Халед Машааль (2006, 2010) и др.
Посещало мечеть и высшее руководство Российской Федерации – Владимир Путин (2010), а также Дмитрий Медведев в период своего президентства (2009).
Благодаря титанической дипломатической и организационной работе, проделанной главой Духовного управления мусульман РФ шейхом Равилем Гайнутдином, все визиты прошли на высоком уровне. Их значение для нашей внешней и внутренней политики сложно переоценить.
Протест дипломатов, спасший мечеть в Москве
Особая страница истории Соборной мечети связана с проведением в 1980 г. в Москве Олимпийских игр и строительством в непосредственной близости от нее спорткомплекса на проспекте Мира. В 1975 году в Моссовете и горкоме партии обсуждался снос ее здания, как «портящего впечатление о спортивном празднике и создающего у гостей невыгодный образ столицы как образцового коммунистического города».
Судьба мечети, по словам очевидцев, тогда висела на волоске. Планам ее сноса помешала только твердая позиция московских имамов Ахметзяна Мустафина и Ризаэтдина Басырова. Они сумели мобилизовать мусульманскую общественность внутри страны и за рубежом. Свой протест варварским планам недвусмысленно выразили послы Египта, Ливии, Сирии, Иордании и других арабо-мусульманских стран. Общими усилиями мечеть удалось отстоять.
Как Сукарно мечеть в Ленинграде открывал
Другой важный и очень интересный пример зарубежного влияния на сохранение Ислама в трудные годы воинствующего государственного атеизма связан с именем Сукарно. С него, кстати, вообще пошла послевоенная традиция посещения лидерами мусульманских государств советских мечетей, которая не прерывается по сей день.
Официальный визит первого президента Индонезии в августе 1956 г. стал причиной того, что коммунистические власти сделали небольшие послабления в религиозной политике. Сразу же по приезду в Москву Сукарно посетил действующую Соборную мечеть. Он также выразил настоятельное пожелание совершить аналогичный визит в Ленинграде.
Именно по просьбе президента в программу посещений была включена закрытая с 1940 г. Ленинградская мечеть. К приезду Сукарно ее наскоро привели в порядок после долгих лет нецелевого использования, разрешили возобновить работу и затем официально оставили в пользование мусульманской общине города. После этого она уже не закрывалась. Через два года после Сукарно в мечети побывал Насер.
А вот великому Неру во время визита в Ленинград войти в молитвенный зал не удалось. Человек-легенда любовался мечетью (кстати, торжественно открытой в присутствии Николая II в дни празднования 300-летия Дома Романовых еще в 1913 г.) снаружи.
Надо также заметить, что до своего закрытия, в конце 20-х годов, Ленинградскую мечеть посетил афганский король Аманулла-хан.
К сожалению, пока не удается обнаружить документального подтверждения визита в мечеть (или желания совершить таковой) саудовского принца Фейсала (впоследствии короля), побывавшего в Москве в мае 1932 года. В то время отношения между сторонами носили стратегический характер. Именно СССР первым из неарабских стран признал саудовское государство, тем самым легитимизировав и институализировав «ваххабитское» королевство в международном пространстве. В этой связи визит в мечеть вполне был возможным и уместным.
В ожидании новых высоких гостей
Важное значение визиты глав мусульманских государств в Московскую мечеть сохраняют и сегодня. Это не только символический шаг. Они способствуют укреплению статуса Ислама и многомиллионной общины его последователей в современной России. Как и раньше, геостратегическое и внутриполитическое в стенах нашей мечети сплелось воедино.
Надеемся, что открытие нового здания Московской Соборной мечети, намеченное на 23 сентября с.г., которое соберет многих видных политиков, религиозных и общественных деятелей из России, СНГ и мусульманских стран, станет важной вехой на пути развития стратегического диалога РФ и Исламского мира.
Мы также с большим нетерпением ожидаем Его величество короля Саудовской Аравии Салмана бин Абдуль-Азиза во время его официального визита в Россию будущей осенью. По воле Аллаха, он станет первым высоким гостем нашей мечети после открытия ее обновленного комплекса.
Развивать традицию
Я убежден, что традиция посещения мечетей главами мусульманских государств, не только в России, должна сохраняться и развиваться. К ней надо подходить со всей серьезностью и ответственностью. Это не просто дань памяти и внимание к единоверцам.
Западные лидеры, в том числе президенты США, совершенно не случайно в ходе своих визитов за рубеж проводят встречи не только с главами государств, но и обязательно - с представителями общественности, главами различных спонсируемых ими НКО, представителями культуры и науки, экспертами, социально активными деятелями. Это часть их внешней политики, важный элемент в методологии продвижения интересов, надо признать порой весьма и весьма эффективной.
У мусульманского мира свои ценности, разделяемые миллиардами последователей других религий и великих философско-этических учений мира. Его лидеры могут опираться на самый широкий круг поддержки в ходе своих визитов. Речь не только о мусульманах, но и о представителях всех сил и кругов, исповедующих традиционную мораль. Взаимодействие во имя общего блага – вот наш принцип.
Дамир Мухетдинов, первый заместитель председателя ДУМ РФ,
ответственный секретарь Международного мусульманского форума