Пятница, 19 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Совет по исламскому образованию > Исламское образование в Москве

Появление мусульман в городе Москве относится, по мнению многих исследователей, ко времени существования Золотой Орды, поскольку историческим фактом является существование Ханского двора в Кремле во второй половине 15 в.[i] С переносом позднее этого двора в район Ордынки и с формированием Татарской слободы начинается исторически непрерывная жизнь мусульманской общины города Москвы, которая в 20 веке включила в себя представителей всех остальных мусульманских народов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Что касается исламского образования, то его начало можно связывать с появлением в Москве в Татарской слободе первой мечети в 1744 г.[ii]. Поскольку мечеть традиционно служила и местом обучения азам грамоты и вероучения, то очевидно в ней же и проводились первые религиозные уроки. Однако официальной датой начала исламского образования в Москве следует считать 1871 г., когда там же было построено отдельное деревянное здание медресе Соборной мечети Москвы, в которой «ахун и соборный имам-мухтасиб, мударрис» Рафик Агеев, сын Бекбулатов, выходец из Сибири, являлся преподавателем основных исламских дисциплин (Коран, хадис, фикх, арабский язык). В 1913-15 гг. для медресе было усилиями Салеха Ерзина было построено каменное здание медресе, но после революции 1917 г. медресе было закрыто, и религиозное обучение вернулось в стены мечети, просуществовавшей до 1936 г.[iii]  В 1913 г. рядом с мечетью был построен дом Ага Шамси Асадуллаева, в котором стали располагаться татарские школа, детский сад, приют-интернат, библиотека, просуществовавшие вплоть до 1941 г.[iv] Еще одним центром исламского образования в Москве стала Вторая мечеть в Марьиной роще (ныне Московская Соборная мечеть), открытая в 1904 г. Позднее, перед началом Первой мировой войны, на территории Соборной мечети было построено  двухэтажное здание, в котором размещалось медресе.[v] 

Таким образом, в начале 20 в. в Москве начала складываться система исламского религиозного образования, которое было сосредоточено в медресе Первой и Второй мечети и Доме Асадуллаева. Но сразу после революции оба медресе были закрыты, а татарская школа на основании известного ленинского «Декрета об отделении школы от церкви» стала абсолютно светской. Обучение исламу продолжалось в стенах обоих мечетей до 1927 г., но после усиления мер по борьбе с религией религиозные школы в них  были ликвидированы по решению Административной комиссии по делам культа.

Возрождение исламского образования в Москве началось в 1988 г., когда при Московской Соборной мечети по инициативе муфтия Равиля Гайнутдина были открыты курсы арабского и основ ислама. Первым преподавателем арабского языка выпало счастье стать автору этих строк. Благодаря высокому уровню преподавания курсы стали очень популярными среди мусульман Москвы и Подмосковья и очень скоро были преобразованы в Медресе Московской Соборной мечети, первым директором которого стал  Д.Х.Гизатуллин. В программу медресе вошли такие предметы, как изучение Корана и хадисов, арабский язык, фикх (ритуальная практика), история пророков, сира (биография Пророка Мухаммада САС), татарский язык и др. В числе преподавателей, наряду с упомянутыми выше, работали Фарид Асадуллин, Рифат Османов, Талгат Хабибуллин, Халима Ямалиева, имамы Хасан Фехретдинов, Раис Билялов и др. Занятия в медресе проводились в течение всей недели, и в лучшие годы число учащихся достигало нескольких сотен.

С течением времени стало очевидным, что одного начального исламского образования в рамках медресе в Москве недостаточно. В 1994 году был основан Московский высший духовный исламский колледж при Духовном Управлении мусульман Европейской части России (ДУМЕР). Колледж был зарегистрирован Министерством юстиции РФ и получил лицензию Министерства общего и профессионального образования на ведение образовательной деятельности по направлению “Религиозное образование”. Он расположился в стенах административно-учебного корпуса ДУМЕР радом с Московской Соборной мечетью. Летом 1998 г. состоялся первый выпуск студентов,  а всего в его стенах прошли обучение более трехсот человек. В настоящее время его выпускники работают в различных регионах России (Москве и Московской области, Нижнем Новгороде, Воронеже, Костроме, Ярославле, Удмуртии и даже на Украине). В колледже в течение нескольких лет работали вечерние высшие женские курсы с двухгодичным циклом обучения, где прошли обучение  еще более 100 девушек. Студенты изучали в Колледже религиозные и светские предметы, такие как чтение Корана и его толкование, жизнь и деятельность Пророка Мухаммада, мусульманские обряды, историю, философию, психологию и педагогику, иностранные языки. В 2005 г. на базе колледжа был создан Московский исламский институт, который продолжает работать по расширенной программе подготовки религиозных кадров  в системе Московского Исламского университета.

Московский Исламский университет был создан на основании решения его учредителя Духовного Управления мусульман Европейской части России от 15 февраля 1999 г.  и зарегистрирован 11 марта 1999 г.  в качестве негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Таким образом, университет может реализовать образовательные программы среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, а также образовательные программы послевузовского профессионального образования, осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, вести фундаментальные и прикладные научные исследования.

До середины 2005 года Московский Исламский университет вел работу по подготовке материально-технической базы, капитальному ремонту здания университета в районе «Люблино». Была проведена огромная работу по формированию и разработке образовательных программ, подготовке к лицензированию. В результате этого, в июне прошлого года Московский Исламский университет  прошел процедуру лицензирования по направлению подготовки бакалавров «Исламская теология», создан теологический факультет. В рамках университета действует Московский исламский институт – духовное образовательное учреждение, целью которого является подготовка имамов, проповедников, специалистов по религиозному просветительству. При Московском Исламском университете действует факультет среднего профессионального образования (число учащихся 45 чел.), действуют воскресные школы на Проезде Кирова и на Выползовом переулке, в которых по выходным обучается около 100 человек, а также культурно-образовательные курсы фонда «Надежда», где проходят обучение около 70 человек.  Таким образом, общее число обучающихся у нас превысило 300 человек, из которых 57 являются студентами дневного и заочного отделений, а остальные являются слушателями университета.

Образовательная деятельность Московского Исламского университета ведется в пределах направления подготовки бакалавров «Исламская теология», все студенты одновременно со светской специальностью получают диплом высшего исламского религиозного образования. В течение текущего календарного года Университет планирует открыть еще 2-3 новых направления, в том числе «Лингвистика и межкультурная коммуникация», «Востоковедение», «Религиоведение». В сентябре 2006 года начнется подготовка магистров исламского богословия в рамках религиозного образования.

Очень важным шагом в развитии исламского образования как в Москве, так и, в целом, по России стало создание в 2005 г. Совета по исламскому образованию при Совете муфтиев России. Он объединил большинство духовных управлений мусульман и исламских учебных заведений, занимающихся подготовкой мусульманских священнослужителей. За год своего существования Совет разработал единый стандарт высшего, среднего профессионального, среднего и начального исламского образования, утверждены единые образцы свидетельств и дипломов Совета муфтиев России для образовательных учреждений различных ступеней. Наконец, еще одним важным результатом деятельности Совета является разработка концепции исламского образования в России. Ниже приводятся отдельные положения данной концепции.

 Концепция развития исламского образования в России.

В Российской Федерации за последние пятнадцать лет постепенно складывается определенная система исламского религиозного образования. Вслед за бурным ростом числа исламских учебных заведений различных ступеней в середине 90-х гг. наступил период стабилизации. Ключевую позицию в системе исламского образования заняли соответственно Московский и Российский (г.Казань) исламские университеты, которые являются ядром единого исламского образовательного пространства в России.

Исламское образование в России можно разделить на несколько ступеней:

1 ступень – начальное религиозное образование; обеспечивается начальными (воскресными) школами (мактаб) или курсами при мечетях и местных  религиозных организациях; базовое религиозное образование учащихся – нулевое; занятия проводятся по выходным дням или в вечернее время; срок обучения от 2 до 4 лет. Возраст обучающихся от 6 до 12 лет для младших групп, от 13 до 16 для подростковых групп, от 17 до 35 для молодежных групп, от 35 для старших возрастных групп.

Цель – изучение основ Ислама, обучение основным обязанностям мусульманина.

2 - среднее религиозное образование; обеспечивается средними (вечерними) школами (медресе); базовое религиозное образование учащихся – начальное; занятия  проводятся в вечернее время; срок обучения – от 2 до 3 лет. Возраст обучающихся от 14 до 35 лет для молодежных групп, от 35 лет для старших групп.

Цель – подготовка учащихся для продолжения учебы в средних профессиональных и высших учебных заведениях или исполнения обязанностей младшего религиозного персонала в мечетях (санитары ритуальной службы, муэдзины).

3 – среднее профессиональное религиозное образование; обеспечивается средними (дневными или вечерними) колледжами; базовое религиозное образование учащихся – начальное или среднее; занятия  проводятся в вечернее или дневное время; срок обучения – от 3 до 4 лет. Возраст обучающихся от 16 до 35 лет.

Цель – подготовка учащихся для продолжения учебы в высших учебных заведениях или исполнения обязанностей среднего религиозного персонала в мечетях (имамы).

4 – высшее религиозное образование; обеспечивается исламскими институтами (религиозными образовательными учреждениями) по дневной, вечерней или заочной формам обучения; базовое религиозное образование учащихся – среднее или подготовительное отделение самого вуза. Срок обучения 4-5 лет.

Цель – подготовка религиозных служителей высшего звена в мечетях (имам-хатыб), сотрудников духовных управлений, преподавателей религиозных учебных заведений. 

5 – светское высшее образование  с исламским компонентом; обеспечивается исламскими университетами (негосударственными образовательными учреждениями), созданными духовными управлениями мусульман; форма обучения – дневная, вечерняя, заочная; базовое образование учащихся – полное среднее общеобразовательное + среднее религиозное. Срок обучения бакалавров – 4 года, специалистов - 5 лет.

Цель – подготовка специалистов широкого профиля по специальностям исламская теология, философия, история, педагогика и т.п., одновременно обладающих необходимым уровнем религиозных знаний.

6 - послевузовское образование – магистратура;  обеспечивается университетами по дневной или вечерней формам обучения. Срок обучения – 2 года.

Цель – подготовка специалистов, способных вести преподавательскую деятельность и научно-исследовательскую работу.

Программа действий

1. Чтобы выстроить  целостную систему обучения мусульман основам Ислама и подготовки специалистов среднего и высшего религиозного персонала,  Совет по исламскому образованию утвердил для каждой ступени  соответствующий стандарт. Учебные  заведения могут воспользоваться примерными программами и учебными планами, подготовленными Советом по исламскому образованию, или разработать свои программы в соответствии со стандартами.

2. Для того, чтобы привести все исламские учебные заведения под эту единую структуру, необходимо в ближайшее время провести аттестацию всех исламских учебных заведений, выдать им соответствующий документ (лицензию Совета муфтиев России) на право осуществлять религиозные образовательные программы высшей, средней профессиональной, средней и начальной ступени.

3. Следующим шагом должна стать выдача единых дипломов о высшем исламском образовании, свидетельств о среднем профессиональном, среднем и начальном исламском образовании всем выпускникам российских исламских учебных заведений, а также провести аттестацию выпускников зарубежных учебных заведений и вручить им новые дипломы и свидетельства. Подобные документы нового образца должны стать через некоторое время основным документом, дающим право вести религиозную проповедническую и преподавательскую и просветительскую деятельность в наших учебных заведениях и мечетях.

4. Подготовку специалистов по светским (государственным) стандартам необходимо вести в исламских университетах в соответствии с положениями государственного законодательства об образовании и требованиями Министерства образовании и науки РФ.


[i] См. Асадуллин Ф., Москва мусульманская, М., «Умма», 2004, стр. 9-30. Ланда Р.Г., Ислам в истории России, М., «Восточная литература», 1995, стр. 56-60. 

[ii] Хайретдинов Д.З., Мусульманская община Москвы в 14 – начале 20 века. Н.Новгород, 2002, стр. 105.

[iii] Хайретдинов Д.З., ук. соч., стр. 122-123.

[iv] Хайретдинов Д.З., ук. соч., стр. 155.

[v] Асадуллин Ф., ук. соч., стр. 82-83.

 

 

Марат Муртазин,

Ректор Московского Исламского университета,

Председатель Совета по исламскому образованию.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку