Понедельник, 16 Сентября 2019
"Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!" بِسْمِ  اللّهِ  الرَّحْمـَنِ  الرَّحِيمِ
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Совет по исламскому образованию > Инновационные процессы в конфессиональном образовании

Интервью с заведующей  учебно-методическим отделом Московского исламского университета  Г. Ю. Хабибуллиной

–  Гульфия Юнысовна, на протяжении почти пятнадцати лет в преподаете в Московском исламском университете. Нас всех очень порадовало известие о том, что в декабре 2008 года вы успешно защитили кандидатскую диссертацию на тему «Инновационные процессы в конфессиональном образовании». Скажите, как долго вы шли к этой теме, сколько времени вам потребовалось для подготовки вашей интересной работы?

– Работа является попыткой решения востребованных практикой задач, в ней рассмотрены пути адаптации системы исламского образования по качественному уровню к системе государственного образования. В ходе моей работы организатором образовательного процесса в Московском исламском университете возникла необходимость систематизировать накопленный опыт, выявить противоречия и ответить на ряд вопросов. После постановки проблемы для подготовки работы в целом потребовалось около четырех лет.  Все эти годы меня поддерживали и помогали ректор университета Муртазин Марат Фахрисламович, преподаватели и сотрудники нашего вуза, других профильных учебных заведений.

Кто из специалистов выступил в роли научного руководителя, не могли бы вы сказать несколько слов об этом человеке?

– Мой научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Харисова Людмила Алексеевна, главный научный сотрудник лаборатории интеграции религиозных ценностей в современную систему образования Федерального института развития образования. Тему несколько лет назад определила именно она, понятие «инновации» тогда не употреблялось так часто, как сейчас. Пользуясь случаем, хочу выразить Людмиле Алексеевне огромную благодарность за то, что она умело направляла меня в рамках выбранной темы. Результаты нашей совместной работы создали теоретико-технологические предпосылки и практические условия для решения оргвопросов.

– Каково основное содержание Вашей работы?

– В целом работа о развитии исламского образования. В ней рассмотрены теоретические положения развития религиозного образования, выделены особенности исламского образования, которые необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса в современных исламских образовательных учреждениях. Осуществлен анализ развития современнной системы образования в России и на мусульманском Востоке. Определены также концептуальные подходы к развитию образования и предложены организационно-педагогические условия повышения эффективности образовательного процесса в исламских образовательных учреждениях.

Сегодня конфессиональное образование развивается в новых социально-экономических условиях. Проблемы духовно-нравственного воспитания в российском общественном сознании вышли на одно из ведущих мест. Рост числа верующих, открытие большого количества религиозных образовательных учреждений, возрождение веками складывавшихся у российских народов  религиозно-культурных традиций предполагает, прежде всего, подготовку высококвалифицированных кадров, отвечающих запросам современности и создания системы образования конфессиональной направленности в соответствии с современными требованиями развития общества. При этом представители разных конфессий, светской и конфессиональной образовательной системы должны всячески способствовать выработке единой политики в этом направлении, разработке общих принципов, необходимых для работы в сфере духовно-нравственного воспитания российских граждан.

В настоящее время процесс восстановления конфессионального образования протекает с большими трудностями: нет системности, целостности развития образования, общих концептуальных подходов, единой учебно-методической базы – особенно в системе исламского образования. Наряду с достаточно глубоким научным изучением основ ислама и истории развития системы конфессионального образования в дореволюционной России, практически отсутствуют исследования особенностей развития исламского  образования в современной России. Практика требует определения концептуальных основ развития  образования, разработки образовательных стандартов,  создания новых моделей развития, поиска инновационных образовательных технологий.

– Гульфия Юнысовна, в своей работе вы пишете о том, что для развития религиозного образования сегодня возникла наиболее благоприятная обстановка и есть возможность организовать эту систему суперсовременной. С чем вы связываете этот шанс?

В настоящее время для развития системы исламского  образования  создаются  университетские центры. В негосударственной системе конфессионального образования Университет как центр развития конфессионального образования будет выполнять управленческие, организационные, методические, диагностические функции. Это – и разработка необходимой служебной документации, и планирование учебной работы на всех ступенях обучения, и кадровое, информационное, материально-техническое обеспечение, подготовка  методической, учебной и научной литературы для всех ступеней обучения. Университетская система предполагает сотрудничество всей системы мусульманского образования. Высший тип учебного заведения с религиозным направлением помогает в организации учебного процесса структурам, осуществляющим более низкую ступень, осуществляет методическое руководство образованием.

Система исламского образования была прервана на многие годы, сейчас, восстанавливая эту систему, нет необходимости переделывать закостенелые формы, поэтому при организации образовательного процесса необходимо опираться на современные технологии образования. Основой же для развития современной системы исламского образования являются результаты деятельности джадидистов, которые мы рассматриваем как инновационный процесс в истории развития исламского образования.

Есть ли вработе  положения, которое носят дискуссионный характер? Какую реакцию они вызвали у членов диссертационного совета?

– В настоящее время идет активный, зачастую неоднозначный, противоречивый процесс интеграции знаний о религии и духовно-нравственных норм в учебно-воспитательную деятельность современной российской светской школы. Необходимость духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения россиян никем не оспаривается, и это соответствует конституционным принципам осуществления государственной политики в области образования. Всесторонне образованная и духовно развитая личность является залогом благополучия и развития общества, и в этом направлении нам необходимо продолжать поиски инновационных образовательных технологий. Но понятия «духовность и нравственность»  трактуются последователями различных мировоззрений достаточно вариативно, хотя есть много общего. В настоящее время не выработана единая политика в сфере духовно-нравственного воспитания российских граждан. В работе выдвигается положение, что пока нет главного стержня, вокруг которого должна выстроиться система образования, религия не должна войти в светскую школу. Религиозное и светское образование должны развиваться параллельно,  теоретические исследования и разработки в области конфессионального образования могут быть полезными в создании информационных материалов, учебно-методической литературы для светской школы.

Мне кажется, члены диссертационного Совета Федерального института развития образования придерживались такого же мнения. В такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия, можно сформировать единую политику в сфере духовно-нравственного воспитания российских граждан только объединив усилия всех конфессий, согласовав приоритеты и ценности духовно-нравственного воспитания граждан, объединив потенциал светского и религиозного образования.

– Какие темы, на ваш взгляд, нужно было бы развивать в дальнейшем и что вы планируете на будущее?

– Необходимо изучение содержания и педагогического потенциала религий и духовного образования. В каждой религии существует определенная система общепризнанных нравственных норм и правил. Религия задает человеку систему ценностей,  определяет нормы поведенческой деятельности, отношения между людьми в сфере семьи, в быту, в обществе.  Но процесс интеграции знаний о религии и духовно-нравственных норм в учебно-воспитательную деятельность духовных учебных заведений и современной российской светской школы должен быть глубоко продуман. Необходимо создание комплекса материалов информационного и методического характера, учебников и учебных пособий. Что касается меня – на будущее планирую подготовить учебное пособие по исламской педагогике.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку