Четверг, 16 января 2025
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Документы и заявления СМР и ДУМРФ > Проблема многоженства в России существует

Проблема многоженства в России существует
Именно проблема, поскольку зачастую многоженство практикуется в совершенно извращенном виде, как сожительство без взаимной ответственности и обязательств. Бесконтрольно и безответственно обряд никяха проводят не аттестованные и не служащие в Духовном управлении мусульман имамы. Результат — обманутые, оставшиеся без средств к существованию женщины и их дети. Они приходят к нам в мечети, умоляют повлиять на нерадивых мужей, просят о материальной помощи.

Честь и хвала улемам, которые взяли на себя ответственность вскрыть этот гнойник на теле мусульманского организма России. Поскольку тема щекотливая и касается частной, интимной жизни людей, решить ее директивно через принятие в Государственной думе закона, через объявление запретным — абсолютно невозможно. Как, например, мы не видим улучшения демографической ситуации от бесконечных призывов депутатов и губернаторов рожать.

Улемы пошли другим путем — воздействуя на паству авторитетом традиции и мнением богословов. Богословские заключения улемов по определению не имеют юридически обязывающей силы. Это резюме от ученых в ответ на возникающие в пастве вопросы, а главный вопрос всегда — как я должен поступить в такой-то ситуации, чтобы быть угодным Богу?

Совет не разрешал и никак не мог разрешить многоженство, поскольку оно уже узаконено в священных писаниях мировых авраамических религий. А их тексты, согласно российскому закону, не подсудны. Напротив, богословское заключение — это попытка ограничить неверно понятое многоженство в рамках религиозной традиции.

Кстати, сам текст документа видел лишь узкий круг людей, так как он не был опубликован во всей полноте с мотивировочной и разъяснительной частью. К тому моменту, когда Совет улемов отозвал богословское заключение «Проблематика многоженства в мусульманском сообществе России», была обнародована лишь его резолютивная часть.

Ультраправое шовинистическое лобби ликует в понимании собственной победы в навязывании искаженной и клеветнической картины мира и антиправового мышления депутатам и прокуратуре. Надеюсь, когда завтра внимание шовинистов переключится на «не православный» образ жизни семей и отпрысков политического бомонда, они с тем же рвением примутся редактировать российское законодательство и против собственного образа жизни.

Для тех, кто сохраняет способность мыслить трезво и аналитически, а таких довольно много, освещу данную проблему в свете истории российских мусульман. Закон Российской империи (привет, «Царьград», двуглавые орлы и прочие сыны монархии) признавал многоженство для всех мусульманских народов Российской империи. Но эта практика исторически была характерна для сельского населения, нежели для городской образованной прослойки. Из всех муфтиев Оренбургского магометанского духовного собрания только первый — Мухаммеджан Хусаинов (муфтий в 1788-1824 годах) — имел одновременно несколько жен кавказского происхождения. Великие муфтии-джадиды ХХ века Галимджан Баруди, Ризаэтдин Фахретдин, Габдуррахман Расули жили с одной супругой.

Особенностью всероссийских муфтиятов всегда был плюрализм мнений, который может кому-то показаться излишним. Казыя ЦДУМ (1923-1936) Зыяутдина Камали ряд мусульман считали еретиком. Однако под мудрым руководством Ризы Фахретдина ЦДУМ вел разумную политику, включая борьбу за женское равноправие, проводимую казыей Мухлисой Буби. Этим путем шел и будет идти ДУМ РФ

Дамир Мухетдинов,

первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ,

доктор теологии,

профессор


24 декабря 2024

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку