Четверг, 14 ноября 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Документы и заявления СМР и ДУМРФ > Приветствие Дамира Мухетдинова на II Региональной научно-практической конференциим «Диалог культур и религий в современном мире: проблемы и перспективы»

Приветствие Дамира Мухетдинова на II Региональной научно-практической конференциим «Диалог культур и религий в современном мире: проблемы и перспективы»
Приветствие первого заместителя председателя ДУМ РФ Дамира Мухетдинова на II Региональной научно-практической конференциим «Диалог культур и религий в современном мире: проблемы и перспективы» посредством видеосвязи 9 ноября 2023 г.:



Уважаемые организаторы и участники

Я обращаюсь к вам из Объединенных Арабских Эмиратов. Буквально вчера – на встрече с Президентом ОАЭ Мухаммадом бин Зайдом мы говорили о том, что российский народ показывает лучшие примеры диалога культур и религий в современном мире. Господин Президент был удивлен и цитировал слова российского Президента В. В. Путина о том, какую роль играет государство в поддержании мира и согласия и поддержании традиционных духовных ценностей в нашей стране.

Политический истеблишмент ОАЭ и арабского мира крайне удивлены, что именно российский лидер и россияне подняли такие извечно важные для человечества вопросы. Это традиционная семья, где есть отец и мать. Это защита Священных Писаний, недопустимость сжигания Корана, Библии, оскорбления пророков и наших духовных ценностей. Это все восторгает жителей мусульманских стран. Они перенимают наш опыт и видят в этом прекрасную поддержку для развития духовных ценностей во всем мире.

Что касается нашего государства, то уже со времен Хазарского Каганата, Золотой Орды и их правопреемников в лице Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации всегда представители авраамических культур и традиций, а вместе с ними и представители буддизма, тенгрианства, шаманизма жили в мире и согласии. Актуально в канун праздника 4 ноября и по его прошествии в очередной раз напоминаем, что Российская Федерация отличается многообразием культур и народов. Действительно, мы хотим это не только сохранить, но и приумножить, передать следующим поколениям.

Я рассказал президенту ОАЭ о своей семье. Мой дедушка дожил до 96 лет. Он в Нижнем Новгороде работал учителем труда. При этом, он с трудом говорил по-русски. В детстве я как то спросил его: «Как же ты можешь работать учителем в советской школе?» Он ответил, что достаточно все показать руками и будет понятно. Для меня эти личные семейные примеры очень дороги. Отношение с уважением, с пиететом к представителям разных культур – этим и ценится наша страна.

Проблем и перспектив очень много. Можно говорить и о теоретических проблемах диалога культур и религий. До какой степени можно обсуждать диалог культур и религий? Ограничиться только социальными проектами, когда мы посещаем мероприятия, научные конференции, храмы представителей различных религий? Или же изучать теоретическую базу. Если же мы изучаем теоретическую базу, то мы должны понимать, какие цели мы преследуем. Если эта цель апологетика, чтобы убедить оппонента в неверности его взглядов, ошибочности его религии, «ведущей в ад» – это одно.

Суть диалога религий – созидание такого общества, где каждый человек имеет шанс на спасение. Что, например, проделала римско-католическая церковь? С 1965 года она  принимает важный исторический эпохальный документ «Nostra Aetate» («В наш век», «В наше время») об отношении к нехристианским религиям.

О словах патриарха Московского и Всея Руси Кирилла участники международной конференции вспоминали в публичном пространстве, когда, будучи в Казани, патриарх говорил о том, что российские мусульмане для православного человека ближе, чем даже другие христианские направления и течения. Мы российские мусульмане всегда вспоминаем такие живые примеры. Без таких примеров нельзя построить полноценное будущее.

Я всегда вспоминаю нашего Нижегородского и Арзамасского митрополита Николая Кутепова. Его фотография всегда стояла в кабинете Умара хазрата Идрисова в Нижнем Новгороде. Вдумайтесь в это! В кабинете духовного лидера мусульман региона Умара хазрата Идрисова портрет аятоллы Хомейни и рядом с ним фотография православного митрополита. Я был еще студентом тогда и вспоминаю те времена, когда покойный митрополит Николай подозвал губернатора Ивана Петровича Склярова и сказал: «Ты татар не обижай. Меня раненого во время Великой Отечественной войны татарин вытащил из-под пуль, рискуя своей жизнью. И поэтому я жив сегодня, я митрополит…»

Вы помните наш Нижегородский регион всегда славился традициями гостеприимства, диалога культур и религий не на словах, а на конкретных делах. В 2001 году, открывая новую – третью по счету – мечеть «Тауба», мы начали церемонию с минуты молчания по погибшему за несколько дней до этого митрополиту Николаю Кутепову. Я также могу привести уникальные прецеденты, когда в городе Дзержинске наш глава ДУМНО Гаяз хазрат Закиров, завершая проект строительства новой соборной мечети, поставил вопрос о позолоте куполов. Он обратился к действующему митрополиту Георгию. И Нижегородская епархия РПЦ оказала финансовую поддержку золочению куполов мусульманского храма. Это примеры истинной настоящей дружбы, дружбы народов, не имеющей ничего общего с такими нововведениями, иностранными словами  как «толерантность».

Пример митрополита Николая Кутепова, митрополита Георгия, Умара хазрата Идрисова – это живые примеры, на которых воспитывались современные мусульманские духовные лидеры Нижегородского региона. Я уверен, что, если и в других регионах Российской Федерации наше духовенство будет приводить такие примеры, мы по-другому будем выстраивать наше будущее.

Я внимательно отслеживаю повестку дня, которую формируют определенные сообщества в телеграм-каналах, где говорят об угрозах, нависших над существованием российского государства в лице мигрантов. С другой стороны, наши экономисты говорят, что без дополнительных рабочих мест, рабочих рук, без мигрантов мы не сможем дальше созидать. В таких вопросах требуется честное публичное обсуждение. Сегодня в Москву прибывает масса таджиков, узбеков, киргизов. Такие же массы татар в 60-ые, 70-ые, 80-ые годы прошлого века заполнили столицу. Уборщики, работники вокзалов, другие профессии – нижегородские татары.  Наверное, москвичи в 70-ые годы тоже рассуждали: «татары отбирают наши рабочие места». Татары говорили на татарском языке, им непросто было адаптироваться, но буквально за два поколения многое изменилось, и дети этих татарских переселенцев закончили университеты, выучились. И так «перестарались», что забыли даже свой родной язык.

Примерно то же самое будет происходить в отношении современных мигрантов, которые адаптируются в нашу среду. Они говорят по-узбекски, по-таджикски, по-русски, слушают русскую музыку. Их дети ходят в российские школы и детские сады. Они - часть нашего общества. Проблема «свой-чужой», иной разрез глаз пугает. Но для России всегда было характерно сосуществование разных этнических групп, разных религий. Тюркский народ в крови русского народа. Если раньше говорили «поскреби русского, найдешь татарина», то еще до татар, если взять русских царей династии Рюриковичей, то, сколько из них полукровок, сколько из них дети половецких ханш? Историки об этом знают. Я уже не говорю про русскую элиту, которая формировалась в рамках Золотой Орды.

Можно долго перечислять фобии и страхи. В свое время В.В. Путин напомнил про ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского и, что Минин – крещеный татарин Кириша Минибаев. В освобождении Москвы от интервентов татары сыграли важную роль, о чем многократно писала в своих работах наша уважаемая Ольга Сенюткина и покойный профессор Сергей Сенюткин. Я призываю вас спокойно, трезво и рассудительно, без каких-либо эмоций рассуждать по поводу будущего нашего государства.

Во время встреч Президента нашей страны с представителями традиционных религий, где присутствовали и патриарх Московский и Всея Руси Кирилл и муфтий шейх Равиль Гайнутдин, В.В. Путин многократно подчеркивает многонациональный, многоконфессиональный, многорелигиозный характер нашего государства. Мы не имеем никакого права – ни морального, не исторического, ни с точки зрения нравственности – позволить нашим оппонентам разделить нас по национальному признаку. Мы помним, как распадался Советский Союз. Подписание славянскими президентами беловежских соглашений. А казахский президент Назарбаев удивился: «Как же так? Развалили Советский Союз, а с нами – представителями национальных мусульманских республик – даже никто не посоветовался».

Мы видим, что в близких для нас странах Прибалтики обсуждается вопрос допустимости изучения русского языка. Я обращаю внимание всех наших коллег, что, когда ратуют и сетуют за наш великий и могучий русский язык, нужно помнить, что и для нас – для представителей национального меньшинства, которые также являются государствообразующей нацией – для татар – также важен вопрос изучения татарского языка. Не на уровне факультатива, а на уровне обязательного предмета, как это было в советское время в татарских деревнях Нижегородской области, я уже не говорю про Татарстан.

Эти вопросы должны серьезно прорабатываться и обсуждаться. Сейчас не то  время, когда можно пустить пыль в глаза. Благодаря современным средствам массовой коммуникации любое событие становится известным всему миру в течение секунд. И мы должны себе честно ответить на вопрос. Русский народ, доминирующий народ, и с исторической точки зрения, и с моральной, нравственной точки зрения на себе несет огромные тяготы по будущему нашего государства, чтобы эти огромные земли от Татарского пролива до Калининграда сберечь и передать нашим детям в качестве великого наследия.

Я признателен организаторам сегодняшней очень актуальной конференции. Прошу вас искренне высказываться по наболевшим проблемам, не ограничиваться дежурными фразами. Мы все коренные россияне – жители городов и сел – всей душой переживаем о том, что творится в наших семьях. Порой шайтан начинает играть в наших семьях и уже там происходит разделение на «свой» и «чужой». Я всем нам желаю терпения, глубокого понимания. На самых прекрасных традициях мирного сосуществования, взаимной любви и взаимного уважения мы должны выстраивать свою жизнь.

И в заключении, так как мы отмечаем Год педагога и наставника, хочу сказать, что Хусаин Фаизханов – гордость земли Нижегородской – татарский Ломоносов, татарский Ушинский, прославил наш Нижегородский регион в масштабах всей империи, всего тюркского мира. Недаром первый декан, основатель Восточного факультета (Факультета восточных языков) Санкт-Петербургского университета, член-корреспондент РАН Александр Казембек сказал, что из двух миллионов татар,  проживавших на тот момент – в середине 19 века – в Российской Империи, едва ли найдется второй такой ученый, достигший совершенства в познании светских восточных наук.

И в этом году мы вспоминаем учителей и наставников. Моим первым учителем в делах веры – была православная женщина баба Маша. Именно она мне – ребенку со школьных лет, со школьной скамьи – привила любовь к Богу. Именно с ней мы читали строки из Библии. И уже потом – в более взрослом возрасте – я прочитал аяты Корана. Поэтому мое знакомство с Библией, с Ветхим заветом, с Новым заветом было первично, нежели знакомство с Кораном. Я признателен русской бабе Маше, которая подарила мне такое огромное духовное богатство и привила мне любовь к религии, любовь к Богу, любовь к человеку. Поэтому еще раз хочу вознести мольбы Всевышнему и пожелать всем нам: пусть в здравии будут все наши учителя, пусть ангелы молятся за всех ученых людей. Пусть прибавляется все больше студентов, ищущих знание, которые в служении народу поклоняются Господу Богу.

9 ноября 2023 г.


13 ноября 2023

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку