Суббота, 27 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Конференции, поездки и встречи > "Наша миссия – призвать всех людей к спасению"

"Наша миссия –  призвать всех людей к спасению" "Наша миссия –  призвать всех людей к спасению"

Председатель Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации Муфтий шейх Равиль Гайнутдин  выступил с докладом в рамках пленарного заседания Х Международного мусульманского форума.

Текст доклада муфтия шейха Равиля Гайнутдина:


"Уважаемые участники Юбилейного пленарного заседания
Х Международного мусульманского форума!

С приходом нового тысячелетия наш мир, к сожалению, не становится светлее и безопаснее для всех живущих на этой планете. Перед человечеством возникают новые вызовы. Мир становится всё более хрупким. Целые регионы ввергаются в кровавый хаос гражданских войн и братоубийственных конфликтов. Огромные массы людей с лёгкостью порывают былые узы дружбы и духовного родства. Изгоняя из своего сердца Бога, они встают на путь жестокости и насилия. Мировое сообщество все чаще оказывается не способным контролировать ситуацию и предотвращать бессмысленное кровопролитие.
Подобные расколы и драматические события, несомненно, заслуживают осуждения. И мы осуждаем их. Однако вместе с этим, мы не можем не задумываться о глубинных причинах таких явлений и таящихся в них угроз.

Возникающие конфликты, на наш взгляд, суть внешнее проявление гораздо более серьезных процессов — как на уровне общества в целом, так и на уровне каждого индивида в частности.

В чем же состоит особо опасный фундаментальный вызов? Я убеждён, что он имеет ценностную и цивилизационную природу. Начиная с эпохи Возрождения, когда Европа решила отказаться от Создателя как от обременительной гипотезы и сосредоточилась на человеке, его чаяниях и, прежде всего, на  свободе  от всех и вся , тогда и стал формироваться тот самый антропоцентр и чныйтип мышления с присущим ему индивидуализмом, эгоцентризмом, гедонизмом, ориентацией на материальный мир, проповедничество стяжательства и обогащение во имя личных целей, стиранием культурного разнообразия, унификацией человечества, наконец кризисом духовности.

В дальнейшем этот тип мышления был объявлен универсальной ценностью и посредством колониальной экспансии стал распространяться по всем уголкам Земли. Новые европейские идеологии сулили комфорт и процветание для всех, но они оказались способны выполнить эти обещания лишь для немногочисленных страт и сословий. А сегодня — и это становится всё очевиднее  — на комфортную жизнь претендует исключительно так называемый «золотой миллиард». Остальному же человечество отводится совсем другая участь. За внешне привлекательными идеями ( «свобода» ,  «личность» ,  «права человека» ,  «освобождение труда» ), по факту, кроется отнюдь не привлекательное содержание.

Наглядным проявлением такого типа мышления является потребительство, которое, на мой взгляд, ведёт человечество в духовную пропасть.
Уже в XX веке доктринатотальной эмансипации человеческого «Я», свободного от ограничений любых этических и социальных норм, в том числе тех, которые традиционно устанавливались авраамическими религиями, трансформировалась в концепцию «Я как вещь-в- себе» , окончательно утвердив приоритет персональных желаний над общественными интересами. Как здесь не привести слова из Священного Корана:  « Приукрашена для людей страсть к вожделениям… Все это преходящее удовольствие мирской жизни » [3: 14].

Погнавшись за мнимой свободой, ультралибералы направили своё общество на путь новой формы рабства – рабства инстинктов, иллюзорного комфорта, рабства стереотипов сознания. Не о таких ли рабах инстинктов Бог говорит в Священном Писании: « Ты видишь, что многие из них стремятся совершать грехи, преступать границы дозволенного и пожирать запретное. Воистину, скверно всё то, что они совершают!»  [5:62]

Ультралиберализм нападает на  традиционные ценности . И он не скрывает этого. Иллюзия полной свободы заставляет усомниться в фундаментальных ценностях, и наиболее яркий тому пример — сфера гендерных отношений, отношений между полами. Сегодня сторонники западных ультралиберальных подходов считают, что половая идентичность человека — это дело его желания и личного выбора. Мы же, люди веры, считаем, что Господь не случайно создал и мужчину, и женщину, наделив их разными биологическими функциями. Каждому из них предназначил высокую миссию на Земле.

Несложно предположить, каким бы в будущем стал мир, населённый бесполыми существами, чьё размножение окажется утилитарным процессом генной инженерии. Мир полулюдей-полуроботов, хранящих свое сознание на съемных носителях и живущих в виртуальных пространствах. Нечто подобное нам сегодня уже конструируют западные футурологи и фантасты. Наша миссия – миссия людей веры — как раз и состоит в том, чтобы, отвергая навязываемый нам проект окончательного разрыва с традицией, религией и духовностью, призвать всех людей к спасению.  « Пусть же среди вас будут люди, — наставляет нас Бог, — призывающие к благому, назидающие делать праведное и запрещающие совершать скверное. Именно они спасутся » [3:104].
Готово ли человечество ответить на этот призыв?

Последнее столетие убедило в том, что геополитический центр в лице стран западной цивилизации делает всё для того, чтобы утвердиться в глобальном господстве. Диктуя другим свои стандарты жизни, и при этом не неся ответственность за плоды этой гегемонии, такие как Талибан, аль-Каида, ИГИЛ, гражданские войны и потрясения. Вот последствия их деятельности. Все больше народов и стран испытывают разочарование в идее глобализации, не видя возможности гармоничного сосуществования культур и традиций в политически однополярном мире.

Все больше государств говорят о многополярности как о единственной возможности преодолеть имеющиеся вызовы. В аятах Корана и об этом есть соответствующее указание: «Если бы Бог не удерживал одних людей другими, то земля, воистину, исполнилась бы нечестия…» [2:251], «… были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного упоминают имя Бога» [22: 40]. Но Аллах исполнен милости ко всем мирам» [2: 251].

В настоящее время Россия взяла курс на то, чтобы стать одним из самостоятельных полюсов в складывающемся многополярном мире. Руководство страны в лице президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина всерьёз озабочено разработкой стратегии евразийского проекта тесной кооперации.

И поскольку евразийская интеграция понимается не только как экономический проект, но и как  традиционалистский проект, то вполне — в духе ранних евразийцев — можно говорить об «исходе к Востоку». Глава государства утверждает: «Это проект сохранения идентичности народов,  исторического Евразийского пространства в новом веке и в новом мире».

В чем же заключается суть современной России и в чем будет заключаться здоровый консерватизм будущей евразийской идентичности? Во-первых, это  защита традиционных ценностей – тех нравственных норм, принципов духовности, которые проповедуются ведущими мировыми религиями. Во-вторых, это признание способности представителей разных религий и этносов жить вместе и осуществлять продуктивный культурный обмен. Наконец, в-третьих, это  умеренность  — «срединный путь», когда образ жизни современного человека гармонично сочетается с религиозной практикой.

Таким образом, заявленный российским руководством курс вполне отвечает реалиям как евразийской цивилизации, так и чаяниям российских мусульман, и других групп нашего гражданского общества.

Подчеркну, интересы мусульман однозначно совпадают с интересами представителей всех других религиозных сообществ. Наше единство интересов зиждется на понимании того, что мы все дети Адама и, как сказано в Священном Писании,  «Ваш Бог — Бог один» . От глубины нашего сотрудничества будет, во многом, зависеть сбережение евразийской идентичности, основанной на традиционализме. «О люди веры, — призывает нас Бог, — войдите в мир все вместе, сообща» [2:208]

Размышляя о будущем евразийского пространства, мы — российские мусульмане, разумеется, задаёмся вопросами: кто мы и каково наше место в нынешней социальной реальности России и в будущей Евразии?

Концепцию «российского мусульманства» заложили в 1860–1880-е годы наши выдающиеся просветители Хусаин Фаизханов, Шигабутдин Марджани, Исмаил Гаспринский. Период их бурной интеллектуальной деятельности совпал по времени и был созвучен арабскому «ислаху» и османскому «танзимату». К сожалению, традиция осмысления джадидизма — «российского мусульманства» была прервана в советскую эпоху. Но сейчас она вновь актуализируется.
Мы – российские мусульмане, одновременно ощущаем себя и частью единой мусульманской уммы, и гражданами Российской Федерации. Провидение Всевышнего неслучайно связало воедино наши судьбы. А теперь даёт нам ещё и шанс, будучи субъектами общественно-политической деятельности, реализовать свой потенциал как представителей масштабной евразийской культуры, нашей общей истории. Я убеждён, что на этом пути мусульмане способны проявить значительно бОльшую активность, особенно в сфере защиты общероссийских и общеевразийских традиционных ценностей.

В этом смысле российские граждане являются даже куда более последовательными консерваторами, чем о нас принято судить. Для меня очевидно, что мусульмане в некотором смысле представляют собой  ядро  отечественного консерватизма. Поэтому рубеж ответственности всех людей веры я бы определил следующим образом: помочь спасти заблудшего от неминуемой гибели.

И в этом контексте миссию религии можно определить как открытие и познание Бога в опустошённом сердце эмансипированного человека. Именно там, в сердце-крепости, постоянно ведётся война с Шайтаном. Напомню знаменитое высказывание Ф.М. Достоевского о том, что «дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей » . Не случайно один из важных императивов и наставлений Корана звучит так:  «И не  идите по стопам Сатаны. Он для вас очевидный враг [2:208]

В противостоянии с ультралиберализмом, то есть в борьбе со свободной проповедью греха необходимо идеологическое, а в случае реальной угрозы безопасности личности, семье, Родине — и физическое противодействие. Поэтому когда мусульмане говорят о великом джихаде, то они думают, прежде всего, о борьбе за своё сердце.

Ислам есть только там, где есть смирение собственной воли перед волей Аллаха. Внешние вызовы, о которых нам предстоит поразмышлять на нашем с Вами Форуме, – суть лишь выражение внутреннего состояния человека. Каждый человек — будь он мужчина или женщина, белый или чёрный — несёт внешний мир в себе, в своём сердце. Как афористично заметил великий персидский суфий Джалаладин Руми,
« Чтоб стал твой мир прозрачен и лучист –
Ты сердце, словно зеркало, очисть ! »

Всевышний призывает каждого из нас ответственно исполнить свою миссию, и направляет нас к ней прямым путём. «Стремитесь же опередить друг друга в совершении благих дел! Где бы вы ни находились, Аллах соберёт вас всех» [2: 148].

Искренне благодарю аудиторию за Ваше внимание. Позвольте мне уже как модератору первой дискуссии пригласить её участников к разговору. Аминь!"

10 декабря 2014 г., Москва


10 декабря 2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку