Пятница, 29 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Конференции, поездки и встречи > Муфтий шейх Равиль Гайнутдин прочитал лекцию студентам САФУ

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин прочитал лекцию студентам САФУ Председатель  Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ муфтий шейх Равиль Гайнутдин, прибывший накануне с визитом в Архангельск, посетил Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ), где прочитал для студентов лекцию на тему «Мусульманское сообщество России: тысячелетний путь и перспективы развития».

Текст лекции муфтия шейха Равиля Гайнутдина:

Я рад приветствовать Вас на землях Северо-Запада России, Поморья, региона, который на протяжении веков связан морскими путями со многими странами мира. Отсюда по морям, рекам и волокам Великий Новгород, а затем российское государство распространялось «встречь солнцу» и дошло до Берингова пролива. Предки татар - булгары также уделяли большое внимание рекам и морям, богатствам нынешнего Северо-Запада. О тех временах напоминает название «Карское» (по-татарски «Снежное) море и полуостров «Ямал» от арабского слова «красивый».

Нельзя забывать о том, что ислам пришел на земли современной России уже больше тысячи лет назад. Если мы будем говорить о Дагестане, то Ислам пришел на эти земли еще во времена асхабов в седьмом веке. Самый значительный по площади территориальный массив в Волго-Уральском регионе в основном сформировался в IX-X веках. Русский историк Сергей Соловьев писал, что ислам пришел на Волгу раньше, чем христианство на Днепр. До сегодняшнего времени татарский язык является родным примерно для седьмой части населения в Волго-Уральском регионе. Уже в X веке мечети, мектебы, хадж, торговля со странами мусульманского мира стали доминантами жизни для правоверных на землях от Кавказского хребта до верховьев Камы. Булгарское городище Афикул в Пермском крае, известное также как Рождественский археологический комплекс, показывает следы распространения ислама минимум с XI века.

Конечно, далеко не все было гладко в отношениях тюрок-мусульман и православных-славян на протяжении тысячи лет их взаимодействий и совместного проживания на Восточно-Евпропейской равнине. Однако торговые контакты между регионами Строй Ладоги и Булгара на Средней Волге начались уже как минимум с середины VIIII в. Тысячу лет назад начало расцвета Киева и Великого Новгорода шло синхронно с расцветом Биляра и Булгара. В этом году мы отмечали 700-летие мечети и медресе хана Узбека в Крыму, но именно по ярлыку Узбек-хана Москва стала административным центром для земель Великого княжества Владимирского, то есть Северо-Восточной и Северо-Западной Руси, и в Москве появились первые соборы.

Войны, нашествия, политика нетерпимости наносили ущерб этим связям христиан и мусульман, но они вновь восстанавливались при минимально благоприятных условиях. Золотоордынские ханы-монголы, православные правители в Москве и Петербурге и даже коммунистические вожди пользовались контактами российских мусульман с Индией Великих Моголов, Центральной Азией, Аравийским полуостровом, Египтом. Ведь от Ивана Грозного в XVI в. до советского наркома иностранных дел Георгия Чичерина в 1920-х гг. российские правители могли вспоминать своих предков из числа мусульманской элиты.

Огромный пласт произведений русской литературы, где видны отсылки к тексту Корана, в качестве героев фигурируют мусульмане, связан с теми мириадами контактов между православными россиянами и мусульманами. «Хождение за три моря» Афанасия Никиттна, «Бахчисарайский фонтан», «Пророк» и «Подражание Корану» Пушкина, «Валерик» и Герой Нового времени» Лермонтова, «Хаджи-Мурат» и «После бала» Льва Толстого, «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана. Я называю только те произведения, без которых невозможно представить русскую литературу.

Всего через несколько десятилетий после присоединения Поволжья к Московскому государству в дни Смуты российские мусульмане и их потомки боролись за сохранение нашего общего Отечества. Выходец из татарского рода Кузьма Минин сыграл ключевую роль в создании 2-го ополчения.

5 ноября в Музее современной истории России состоялась встреча Владимира Путина с молодыми учёными и преподавателями истории. Он, в частности, сказал: «Праздник народного единства посвящён освобождению Москвы ополченцами, а во главе ополчения-то стоял этнический татарин. Это было так удивительно: как же так? Но это потрясающе. Он собрал деньги, всё своё имущество отдал, для того чтобы собрать ополчение, князя призвал, во главе ополчения поставил фактически. Собрал деньги, понимаете, для спасения России. И это о многом говорит. Это говорит о внутреннем единстве многонационального российского народа, который кожей чувствует опасность от раскола, от раздела страны, от раздробленности».

Большие жертвы понесли российские мусульмане в и годы Первой мировой войны, когда было мобилизовано около полумиллиона мусульман Европейской России и Сибири, то есть преимущественно татары. Мусульмане Северного Кавказа, не подлежавшие мобилизации, проявляли свой героизм в составе Дикой дивизии. Огромны были жертвы российских мусульман и на полях Великой Отечественной войны. По далеко неполным данным, в рядах армии погибло более 187 тысяч татар, а сама Татарская АССР потерла восьмую часть своего населения, около 350 тысяч человек.

В последнее время исламский фактор стал оказывать все большее значение на судьбы современного мира. Ложными оказались представления о прогрессирующей отсталости дар уль-ислам и его неспособности к изменениям. XXI век стал свидетелем самых разнообразных процессов трансформации среди мусульман в сферах политики, экономики, образования. По всему миру приверженность миллионов мужчин и женщин религии ислама способствовала краху тоталитарных идеологий, отрицающих божественную справедливость и разум. Россия является здесь одним из наиболее показательных примеров. В дни моего детства на российских просторах от Сибири до Ленинграда нас уверяли, что религия наших предков умрет вместе с последними представителями досоветской эпохи. Сегодня это поколение, пережившее войны и революции, голод и террор прошлого века, практически ушло от нас. Но партийно-комсомольским отступникам-муртадам не дано было восторжествовать. На смену покойным пришло новое поколение верующих, и сегодня ими полны тысячи российских мечетей и мектебов, десятки медресе. Результаты всероссийской переписи населения 2010 г. показали нам рост численности мусульман, особенно в северокавказских республиках. Но Татарстан стал одним из семи регионов России, где возросла численность и русского населения.

В годы Советского режима наряду с массовым уничтожением самих верующих, пожалуй, самым страшным преступлением стало уничтожение системы мусульманского образования. В начале прошлого века в медресе Казани, Уфы, Оренбурга готовились не только достаточно квалифицированные мударрисы и богословы, но и будущие писатели, журналисты, педагоги, общественные деятели. Именно они обеспечили наиболее высокие достижения общественной жизни, культуры, гуманитарных наук у татар, башкир, казахов, народов Северного Кавказа. К концу 1920-х гг. система медресе, мектебов и даже краткосрочных образовательных курсов на территории РСФСР была ликвидирована. В 1945 г. на территории ССР было восстановлено среднее религиозное образование в медресе «Мир-и-Араб» в Бухаре (Узбекистан). Представители Волго-Уральского региона и Кавказа могли послать туда максимум 1-2 представителей. Именно в медресе «Мир-и-Араб» училось в свое время большинство нынешних российских муфтиев, учился там и я.

С конца 1980-х гг. началось восстановление системы профессионального мусульманского образования. Сегодня его центры в лице университетов расположены в Москве, Казани, Уфе, Махачкале, Нальчике, Грозном. В этом году принято решение о создании Российской исламской академии в Уфе. В рамках президентской программы в 2000-е гг. выпускники профессиональных мусульманских учебных заведений поступили в такие престижные вузы страны, как Институт стран Азии и Африки при Московском государственном университете, Лингвистический университет (Москва), а также в вузы Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Причем обучение производилось за счет государственного бюджета.

В росте численности мечетей наиболее явно отразился процесс исламского возрождения в России. Если к середине 1980-х гг. на территории РСФСР действовало менее 100 мечетей, то теперь их численность превысила 7000. Конечно эта цифра более чем в два раза меньше, чем число мечетей в середине 1920-х гг., но сама динамика носит небывалый характер. Возрождение мечетей, многие из которых имеют при себе мектебы, стало первым шагом к воссозданию стабильной мусульманской инфраструктуры в России.

Проблемой остается явно недостаточное количество мечетей в ряде городских центров, особенно в западных регионах России и на территории Южного федерального округа. Еще 20 лет назад общины в больших городах Центральной России, включая Москву и Санкт-Петербург, были преимущественно татарскими. Под «мусульманским языком» просто понимался татарский. Однако после распада СССР в больших городах Европейской России и Сибири вовне национальных республик перемешиваются традиции десятков мусульманских стран Азии и Африки. Здесь в разы увеличивается число выходцев с российского Кавказа, из Азербайджана и Центральной Азии. Поэтому власти и население в регионах особенно Центрального и Северо-Западного федерального округов относятся достаточно настороженно к росту числа мечетей. Здесь необходим кропотливый диалог всех заинтересованных сторон.

Я надеюсь и верю, что современная Россия, оставаясь в большинстве своем русской и православной страной, продолжит традиции сотрудничества христиан и мусульман во имя своего развития и процветания.

Пресс-служба ДУМЕР


14 ноября 2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку