Суббота, 20 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Конференции, поездки и встречи > Совместное противодействие антирелигиозной ксенофобии

Совместное противодействие антирелигиозной ксенофобии Доклад заместителя Председателя Совета муфтиев России Рушана хазрата Аббясова на Московском международном форуме "Религия и мир":

Тема доклада: Совместное противодействие антирелигиозной ксенофобии как объединяющая основа для продуктивного межрелигиозного взаимодействия

До коммунистического переворота октября 1917 года ксенофобия в условиях России как многонационального и многоконфессионального государства никогда не бывала ни чисто националистической, ни чисто религиозной, но носила непременно смешанный характер. Воинствующий атеизм, утвердившийся в СССР, стал примером тотальной антирелигиозной ксенофобии со стороны всего (!) советского государства, а не каких-либо отдельных слоев или групп общества. Сам же октябрьский переворот 1917 года явился атеистическим вызовом исконному духовно-религи­озному развитию России, резко нарушил естественный ход ее многовековой истории, привел к беспрецедентным трагическим искажениям ее общего духовного облика. При этом самым разрушительным по своим последствиям стал именно воинствующий атеизм Государства.

СССР оказался первой во всей мировой истории страной, которая не ограничилась одним только внедрением в жизнь рожденного буржуазными революциями Запада принципа отделения религии от государства и школы, но повела беспощадную и бескомпромиссную войну за искоренение религии в целом. Драматичные итоги такой войны составляют, несомненно, одну из самых тяжелых сторон коммунистического наследия доставшегося как России, так и всем другим государствам, образовавшимся на территориях распавшегося СССР.   Ведь на протяжении трех четвертей прошедшего XX   века великая страна и населявшие ее народы оказались под все подминавшим под себя господством тоталитарного государства, поставившего своей главной задачей безраздельное утверждение коммунистической идеологии и создание на ее основе "человека нового типа", а вместе с ним и "новой исторической общности людей", объединенных общим родовым понятием "советский народ".

Но подобная задача, оказавшаяся на поверку частным случаем для выдвинутой еще Марксом общей задачи переделки всего мира, в принципе не могла быть решена при сохранении в обществе массового религиозного сознания, веры людей в то,  что природа человека определена его Всевышним Творцом и не может быть предметом его самонадеянных самодельных преобразований,  что душа человека, дарованная ему Богом, устремлена естественным (не принудительным!) образом, прежде всего и главным образом, к своему Создателю, а не к построению общества безбожного коммунизма,  что, наконец, истинным и высшим мерилом оценки человеческой личности является степень ее служения своему Всевышнему Творцу:  "Ведь самый достойный из Вас пред Аллахом, это самый благочестивый пред Ним", – гласит Священный Коран .

Беспрецедентная по своей жестокости и беспощадности борьба Государства воинствующего атеизма против массового религиозного сознания, захватившая жизнь более трех поколений советских людей, хотя и не смогла полностью вытравить из него его вековую религиозную основу, тем не менее нанесла ему урон, для преодоления которого, судя по практике общественно-политической жизни России за годы, истекшие после крушения СССР, может потребоваться время, близкое к тому, которое понадобилось Моисею для освобождения его народа от плена язычества. Ведь никуда еще не ушло поколение россиян, в сознание которых был глубоко внедрен не просто атеизм, но атеизм воинствующий, атеизм слепого экстремистского толка, то есть активно-агрессивный, не допускающий никаких компромиссов с носителями религиозного сознания.

Поскольку именно это поколение продолжает оставаться и главным (по численности) представителем постсоветского атеизма, и образовывать главную питательную почву для его сохранения, постольку, очевидно, было бы несколько категорично говорить о постсоветском атеизме как о новом явлении в жизни постсоветской России. Такой позиции придерживается, в частности, известный исследователь религиозных проблем России профессор Александр Журавский, который пишет: " Обсуждая социальную доктрину Русской Православной Церкви, борясь с тоталитарными сектами и отстаивая легитимность теологии в светских вузах, мы как-то не заметили, что в России появилось новое явление, с которым, по всей вероятности, придется вскоре считаться. Имя этому явлению – постсоветский атеизм. Сегодня уже очевидно, что известие о полном крахе атеизма в России оказалось сильно преувеличенным … " При перечислении причин случившегося Александр Журавский относит к ним и свое допущение о том, что, вероятно, " и сами традиционные конфессии оказались во многом не готовы использовать те ресурсы общественного доверия к религии, которые появились в 90-е годы XX века " .

Не споря в целом с выводами уважаемого профессора, считаем вместе с тем очень важным сделать уточняющее добавление о том, что справедливо подмеченная им неготовность традиционных конфессий к использованию ресурсов общественного доверия к религии была следствием не их вины, но той катастрофической беды, что принес России воинствующий государственный атеизм. В самом деле! – как могли, например, предстоятели всего 100 мечетей, сохранившихся на всю огромную страну, охватить своей проповедью многомиллионное мусульманское население и тем самым помочь ему в освобождении от крепко опутавших его сетей государственного атеизма?

В решение этой поистине исторической задачи внесла и продолжает вносить свой неоценимый вклад политика новой постсоветской российской власти: в 90 е годы – сдержанно-благожелательная по отношению к Религии, а с начала нулевых годов – политика активной поддержки духовного пробуждения российских народов, фокусом которого стало, естественно, их благословенное религиозное возрождение как самая надежная основа и гарант их возвращения к своим исконным духовно-нравственным корням –  поруганным,   искарёженным,  ослабленным… но – Хвала Всевышнему! – не выкорчеванным до конца.

Все более рельефно проявляющийся с начала нулевых годов стратегический курс российского руководства на возвращение к проверенным веками исконным духовным ценностям, представления о которых , как верно отметили выступающие складывались в лоне религиозного сознания,  несомненно, оказывается единственно верным, единственно надежным не для одного лишь духовного возрождения общества, но и, позволим себе допустить, для его возрождения во всех других, без исключения , сферах…  даже экономических! Такой курс неизбежно должен вести и действительно ведет не только к отказу от доказавшей свою историческую несостоятельность атеистической моноидеологии, но и ко все более уверенному признанию непреходящей самостоятельной ценности религии как проверенного веками универсального аккумулятора и охранителя высших нравственных начал, как одного из самых действенных воспитательных факторов как общества в целом, так и каждого его члена в отдельности.


Еще одним убедительным подтверждением верности Российского государства отмеченному курсу служит, в частности, совсем недавняя октябрьская встреча Президента В.В.Путина с руководителями духовных управлений российских мусульман. На ней он в сжатой, но чрезвычайно насыщенной смыслами форме, дал анализ современного состояния взаимоотношений Государства и Общества – с одной стороны, и Религии – с другой.

Подтвердив неизменную готовность власти к обсуждению вопросов, "которые представляют интерес и для мусульман России, и для других конфессий, – вообще для всех граждан нашей страны" , Президент в очередной раз подчеркнул свою убежденность в том, что проблемы, возникающие у власти и у российского мусульманского сообщества, можно продуктивно решать только совместно!
При этом он справедливо заострил внимание на особой значимости всемерного закрепления российскими мусульманами партнёрских отношений с представителями других религий, "прежде всего – с Русской православной церковью".

Представляется, что без постоянного и всемерного развития таких партнерских отношений трудно ожидать каких-либо прорывных решений для не теряющей своей злободневности задачи противостояния антирелигиозной ксенофобии в целом и антимусульманской – в особенности.

Возьмем для иллюстрации ситуацию с мечетями. Абсолютное большинство мусульман оказываются вне пятничной проповеди в мечети, в которой, между прочим, обязательно дается оценка важнейших текущих событий, а с ней и непререкаемое наставление имама как вести себя по отношению к ним . Это абсолютное большинство мусульман остается предоставленным самому себе и оказывается легкой мишенью для самозванных проповедников самых разных идейных толков и политических направлений: в первую очередь, как показывает практика, радикально-экстремистских.

Совершенно очевидно, что подобного рода вопросы достигли такой остроты, что не оставляют уже никакого времени для возможности ухода от ответа на них, причем, исходя из накопленного опыта, нет нужды специально доказывать, что они могут быть решены только на пути совместных и скоординированных усилий всех непосредственно заинтересованных сторон, конкретно   – региональных властей и ведущих деноминаций: христианской, мусульманской, иудейской, буддистской и некоторых других.
.
Итогом совместного труда по выработке Генеральной программы создания новых религиозных храмов и сопутствующих им учреждений прикладного характера мог бы стать соответствующий юридически обязывающий документ , утвержденный и подписанный всеми сторонами, участвовавшими в его подготовке.

Этот согласованный между ними документ стал бы решающей опорой не только для стратегически обоснованного строительства религиозных храмов, но и надежной правовой основой для предупреждения и гашения попыток ксенофобских деструктивных сил (с любых сторон!) провокационно возбуждать общественное мнение на поддержку и реализацию сепаратных планов той или иной деноминации за счет ущемления интересов других.

Прекрасным примером мирного сосуществования храмов на одной территории созданный при поддержке Правительства Москвы является мемориальный комплекс на Поклонной горе в Москве,  на территории которого расположены храмы всех традиционных религий нашей страны. На мой взгляд, аналогичные проекты с храмами всех вероисповеданий необходимо реализовать хотя бы в каждом столичном округе.

Да не оставит нас Всевышний без Своего попечения, и да дарует всем нам успех на пути служения Ему и нашей Отчизне-России!

Мир Вам, Божья милость и благословения!

Благодарю за внимание!


13 декабря 2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку