Вторник, 19 Ноября 2019
بِسْمِ  اللّهِ  الرَّحْمـَنِ  الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Конференции, поездки и встречи > Гражданское согласие в России

Гражданское согласие в России

Выступление Председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина на заседании Консультативного совета при Председателе Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями по теме "Законодательное обеспечение реализации Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года в укреплении гражданского единства и духовной общности многонационального народа РФ" 6 июня 2013 г., Москва.

Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые участники высокого собрания!

От имени Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Европейской части России приветствую вас традиционным мусульманским приветствием Ассаляму алейкум ва раматуллахи ва баракатух! - Мир вам, милость Всевышнего и Его благословение!

Вопросы межнациональных отношений и гражданского согласия в последние годы приобретают все большую актуальность и уже стали одной из наиболее животрепещущих тем общественной дискуссии. Стремление законодательной ветви государственной власти в лице Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также других органов, имеющих право законодательной инициативы, своевременно реагировать на возникающие угрозы сфере гражданского мира и согласия заслуживает высокой оценки. Российская законодательная база должна отвечать целям и интересам государственной политики в межнациональной сфере и в области государственно-конфессиональных отношений, оперативно реагировать на возникающие общественно-политические угрозы, способствовать решению имеющихся проблемных вопросов.

 Я глубоко убежден, что гражданское согласие, сплоченность российской нации являются необходимыми условиями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, роста и развития нашей страны. Более того, стремление к объединению и консолидации, к диалогу, к работе со всеми представителями российского общества вне зависимости от национальности и вероисповедания является признаком любой здравой и конструктивной общественной силы, гражданского движения.

Диалог и взаимопонимание - это путь вперед, но разобщение - это вектор, направленный на деградацию. Равные права и возможности для представителей всех народов, испокон веку живущих на территориях российской Федерации, а вместе с тем, стратегия на воспитание единства гражданской нации должны найти отражение в актах и других документах государственной важности. Так как сфера эта довольно тонкая и многосоставная, с ней взаимосвязаны многие вопросы и проблемы, будь то образование, миграционная политика, взаимодействие с религиозными объединениями, обеспечение религиозных прав и свобод граждан, медийное освещение темы межнациональных отношений, воспитание в гражданской нации принципов взаимопомощи и традиционной морали и многое другое.

По многим из перечисленных направлений происходит проработка и поиск оптимальных путей решения на законодательном уровне. В 2012 году, в частности, приняты Концепция государственной миграционной политики и Стратегия государственной национальной политики. В мае 2013 года второе чтение в Государственной Думе прошел проект закона о защите религиозных чувств. В разработке находятся еще несколько правовых актов. Совет муфтиев России внимательно следит за этой работой. Мы анализируем эти законодательные инициативы и всегда готовы участвовать в их обсуждении, делиться своим видением и опытом. В рамках сегодняшнего заседания я хотел бы обратить внимание собравшихся на некоторых аспектах обсуждаемого вопроса. Российская Федерация - государство с уникальной историей и социокультурным багажом, исконно присущем ей многообразием культур, народов и вероисповеданий. Справедливым будет утверждение, что современное российское право выросло не только и не столько англо-саксонской системы права, но вобрала в себя принципы и нормы средневековых славянских и тюркских источников.

Именно в России благодаря законодательным инициативам императрицы Екатерины Великой, в частности, предоставлению духовной и культурной автономии нерусским народам, удалось благоприятно разрешить сложнейшие социально-политические коллизии. Поэтому сегодня при разработке и принятии документов государственной важности нам следует удержаться от соблазна скопировать те законы и нормы, которые принимаются в последние годы в странах западной Европы. Невозможно представить, например, чтобы в России был принят закон о запрете строительства минаретов как в Швейцарии или легализации однополых браков, как во Франции.

Слепое копирование западных образцов неприемлемо для нашего государства. И в России мы иногда слышим призывы "рубить с плеча" при решении сложных социально-экономических проблем. К примеру, в СМИ звучат предложения полностью запретить строительство мечетей и другие подобные популистские лозунги. В качестве ответа на такие провокационные заявления уместно привести цитату из ежегодного обращения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года: "Мы не должны забывать, что любой национализм и шовинизм наносят прямой огромный ущерб прежде всего тому народу и тому этносу, интересами которых якобы и озабочены националисты. И потому столь опасны для России любые проявления «простых и окончательных» так называемых решений, которые предлагаются националистами и экстремистами разного толка и оттенка. Какие бы громкие слова они ни произносили, они тянут нас к общественной деградации, тянут страну к распаду.

Попытки провоцировать межэтническую напряжённость, религиозную нетерпимость мы должны рассматривать как вызов единству Российского государства, как угрозу для каждого из нас". Абсолютно согласен с главой государства, резкие и популистские решения недопустимы для столь чувствительной сферы, каковой являются межнациональные и межконфессиональные отношения. Имеющиеся проблемы невозможно решить исключительно запретами, нужно перестать бороться со следствиями, непредвзято проанализировать причины. Особенно это касается темы регулирования притока трудовой миграции, социальной и культурной адаптации приезжих, профилактики радикализма и экстремизма в молодежной среде. Считаю важным сказать несколько слов и о практике правоприменения. Несомненной заслугой законодательной системы Российской Федерации является то, что в Конституции 1993 года и в Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 1997 года человеку гарантируется свобода исповедовать любую религию, либо не исповедовать никакой, никто не имеет права препятствовать человеку в удовлетворении его религиозных и духовных потребностей, если они не несут общественной угрозы, также как и никто не вправе унижать или дискриминировать человека по признаку национальности или вероисповедания. И тем не менее, на практике мы получаем несколько иную картину.

В течение последних месяцев мы наблюдаем массированное нагнетание негативного информационного фона вокруг темы Ислама, мусульман, мигрантов, в том числе через федеральные телеканалы. В общественное сознание пытаются внедрить несколько мифов: "мусульмане - это чужаки", "Ислам как религия представляет угрозу", и т.п.

При этом, активно используются передергивание и искажение фактов, прочие манипуляции. Частное выдается за общее, локальные конфликтные ситуации подаются как проблемы общефедерального уровня, спор, возникший в одной деревне несет последствия для верующих людей во множестве регионов. Можно было бы сказать, что подобные статьи и телесюжеты – это только слова, но для простых людей они имеют вполне конкретные негативные последствия, потому что чиновники на местах при принятии решений нередко руководствуются не федеральными законами, а информационными байками из телевизора. Внедрение в общественное мнение негативного отношения к мусульманам приводит, в ряде случаев, к нарушению конституционных прав мусульман - граждан России.

Распространение недостоверных сведений о мигрантах приводит к тому, что нарушаются элементарные человеческие права приезжих, к ним начинают относится как к людям второго сорта. В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной 13 июня 2012 года, указано, что переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития. В документе подчеркивается важность создания условий для адаптации и интеграции мигрантов, защиты их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности. Убежден в том, что разжигание исламофобии, мигрантофобии, кавказофобии противоречит интересам государства Российская Федерация.

В декабре 2013 года мы отмечаем 20-летие Конституции Российской Федерации, в которой гарантированы права на религиозное и национально-культурное развитие представителей различных национальностей и вероисповеданий. В течение более чем двух десятков лет наша законодательная база формировалась с учетом важности сохранения межнационального и межрелигиозного мира и согласия, соблюдения демократических принципов.

В связи с этим, хочу особо подчеркнуть необходимость и в дальнейшем при разработке законодательных актов придерживаться именно этих принципов, продолжать преемственность нашей отечественной нормативно-правовой базы, учитывающей тысячелетние принципы формирования российской нации.

6 июня 2013 года, Москва


6 июня 2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку