Выступление духовного лидера мусульман России председателя Духовного управления мусульман РФ и Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина на IX Всероссийской научно-практической конференции «Чтения имени Шигабутдина Марджани» на татарском и русском языках:
Мөхтәрәм Васил Габделгаяз улы!
Мөхтәрәм Рифкать Нургали улы!
Мөхтәрәм галимнәр, гыйлем ияләре, ханымнар һәм әфәнделәр, дин кардәшләрем!
Россия Федерациясе мөселманнары Диния нәзарате һәм шәхсән үз исемемнән сезне барчагызны динебезнең күркәм сәламе “Әссәламү галәйкүм вә рахмәтуллаһи вә бәрәкатүһү!”, - дия сәламлим.
Уважаемый Василь Габтелгаязович!
Уважаемый Рифкать Нургалиевич!
Уважаемые ученые, дамы и господа, братья и сестры!
От имени Духовного управления мусульман Российской Федерации и от себя лично приветствую всех вас прекрасным приветствием
“Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху”.
Сегодня в столице Татарстана Казани в 14-й раз проходит Всероссийский форум татарских религиозных деятелей. Однако, говоря о съезде татарских имамов, мы должны иметь в виду съезд ученых, который состоялся в Казани еще в 1917 году. Ведь с точки зрения религии Ислам каждый религиозный деятель-это, прежде всего, ученый. 107 лет назад на съезде приняли участие великие ученые нашего народа. Среди них были Галимджан Баруди, Муса Бигиев, Зия Камали, Абдуррахман Гумари, Мурад Рамзи, Хасан-Гата Габаши. Из Крыма - муфтии крымскотатарского народа Номан Челебиджихан и Ибраим Тарпи. Муфтий Шейх Галимджан хазрат Баруди, открывая этот съезд, в своей проповеди сказал: “Ученые должны быть примером для народа”.
В дни этого форума, посвященного Шигабутдину Марджани, мы проводим научно-образовательную конференцию его имени. На съезде ученых, прошедшем 107 лет назад, присутствовали последователи Ш. Марджани. В их мыслях, в жизни отразился пример их наставников. Известный татарский писатель, представитель рода имамов Фатих Амирхан так описывал свое стремление в молодости: "Стать имамом, как Шихаб хазрат”. Фатих Амирхан воспринимал Марджани как образец совершенного человека (ал-инсан ал-камиль). Действительно, великий ученый был передовым мыслителем во многих областях: теологии, истории, общественной деятельности. Последнее мнение Фатиха Амирхана о Шигабутдине хазрате в статье “Тень Марджани в наших мечтах” таково: “С этой страстью к знаниям, этим талантом, этой деятельностью, если бы он родился на семьдесят пять лет позже, его имя занимало бы почетное место среди членов европейских академий наук".
Эти научные чтения мы проводили в прошлом году в исторической мечети Марджани, где служил великий хазрат, а в этом году собрались в здании Академии наук Татарстана. Мы должны глубоко изучить пример Шигабутдин-хазрата и в наших нынешних условиях донести эти сокровища до общественности.
Слава Богу, мы как почтительные потомки отмечаем юбилеи своих предшественников. Мы говорим добрые слова о наших ученых, муфтиях, шейхах, учителях, имамах. Но используем ли мы их мыслями и идеями в повседневной деятельности? Реализуем ли поставленные ими цели и желания? Являемся ли мы последователями Марджани, Фаизхана, Гаспринского, Фахретдина, Баруди, Бигиева и других? Неужели мы усвоили их рассуждения, их желания, исходя из их трудов?
За последние 30 лет мысли православных философов XIX века активно вошли в общественный и научный оборот. Политики и служители власти активно используют цитаты из книг православных философов. Президент Владимир Владимирович Путин цитирует Федора Достоевского, Константина Леонтьева, Ивана Ильина. К сожалению, хотя имена наших национальных и религиозных мыслителей красиво вывешены в виде вывесок, лозунгов, на самом деле многие из нас не знают их идей. В результате то, что наши ученые пишут о краеугольных ценностях, например о парламентаризме, о Конституции, о правовом государстве, не звучит ни в стенах Государственного совета, ни в книгах, ни в учебниках, ни в сознании народа. Хотя интеллектуальное богатство нашей нации включает в себя и религиозные учения, и политико-общественные вопросы, и духовные, и нравственные, в том числе наши традиционные ценности: крепкая семья, наследие предков, высокая мораль, справедливость, трудолюбие, милосердие, любовь к Родине. Более того, мы обязаны изучать наследие не только наших национальных мыслителей, но и ученых, работавших на Кавказе и в Крыму, поскольку эти произведения рождались и распространялись в едином религиозно-духовном кругу.
Как передать духовные ценности, рожденные на нашей земле в нынешние непростые времена, всей российской мусульманской умме, простым мусульманам? Русская православная церковь подала для нас прекрасный пример. Ленинградская (Санкт-Петербургская) православная духовная академия и Загорская семинария (Сергиев-Посад), являвшиеся центрами профессионального православного образования, возобновили свою деятельность с 1946 года. Образование в бывших православных высших школах в советское время не закончилось, а продолжилось. К сожалению, история мусульманских медресе в России прервалась на 60 лет. Мусульманские религиозные организации были вынуждены активно использовать зарубежный опыт. Это имело как положительные, так и отрицательные последствия, в том числе вред от идеологий, проникших из-за рубежа.
Десять лет назад в 2013 году в Уфе президент страны Владимир Путин озвучил принципиальное видение государства о возрождении исламской богословской школы в России. То есть работа по восстановлению и возвращению нашего научного религиозного наследия народу стала не только желанием и намерением самих мусульман, но и заботой государства и личной опекой президента. Выражаю благодарность Муфтиям Талгату хазрату Таджуддину, Исмагилу хазрату Бердиеву, которые поддержали меня в разъяснении и доведении до Президента важности и необходимости этого.
Также большой вклад в эту работу внесли представители политического руководства Республики Татарстан - первый президент Минтимер Шаймиев, второй президент и нынешний Раис Рустам Нургалиевич Минниханов. Они всегда были ведущей политической силой в проведении таких исторических дат, как 200-летие Шигабутдина Марджани, 1100-летие официального принятия Ислама народами Волжской Булгарии, 200-летие Хусаина Фаизханова и других.
В нынешней теме Чтений Марджани отражена актуальность богословских доктрин, научных концепций и организационных форм российских мусульман-татар в современных условиях. Духовное управление как основной религиозный институт в жизни нации сохраняет свое место и значение. В условиях специальной военной операции все общество стало искать опору в религии, стремиться к духовности. В обществе возникла потребность в духовности, и это потребность каждого, основанная на духовной традиции своего народа. Мы находимся на пороге новой ступени, новой страницы духовного возрождения. В сознании многих наших соотечественников религиозное чувство и патриотизм – две разные вещи, которые сосуществовали, не сливаясь друг с другом. Теперь многие из нас стали осознавать, как взаимосвязаны любовь к Родине, забота и защита родной земли и религиозная жизнь, сближение с Богом.
С прошлого учебного года в светских вузах введен курс “Основы российской государственности”. Ввели этот курс и в Московском исламском институте. Ведь мы обязаны с самого начала воспитывать в наших воспитанниках чувство патриотизма. Мы должны привести в качестве примера прекрасные примеры российских мусульман в духовной и нравственной сферах. Конечно, мы - имамы, учителя - должны знать эти примеры в первую очередь сами. Наше наследие не ограничивается Поволжьем, Сибирью, Кавказом, Средней Азией, оно распространено и отражено на всем пространстве России и даже Евразии.
Учитывая это, мы в Духовном управлении мусульман Российской Федерации подготовили и выпустили в свет 12-томный энциклопедический словарь “Ислам в Российской Федерации”. Этот словарь описывает 14-вековую историю Ислама и мусульман на территории современной России от Калининграда и Крыма до Дальнего Востока. Его нужно изучать и использовать. Единую 8-томную редакцию словаря планируем издать ко очередному съезду Духовного управления мусульман РФ. Выражаю глубокую признательность всем сотням ученых из регионов России, а также за рубежом, которые внесли свой вклад в составление словарей. Убежден, что есть необходимость в переводе и публикации этих сведений на родном языке, которые были собраны и исследованы с научной точки зрения. Дай Бог, чтобы и эту работу в дальнейшем мы выполняли совместно!
На мой взгляд, три столпа, которые сложились в ходе этого грандиозного и растянувшегося на 20 лет научного проекта – духовность, знание, патриотизм – должны стать тремя основными движущими силами развития нашего татарского мусульманского народа в XXI веке.
18 мая 2024 г., г. Казань