Среда, 17 Августа 2022
بِسْمِ  اللّهِ  الرَّحْمـَنِ  الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Конференции, поездки и встречи > Шауки Аллям: нельзя довольствоваться экологической проповедью без научной и методологической основы

Шауки Аллям: нельзя довольствоваться экологической проповедью без научной и методологической основы

Выступление Шауки Алляма, Верховного Муфтия Арабской Республики Египет, на XVII Международном мусульманском форуме «От экологической проповеди к экологическому мышлению: поиск оптимального способа говорения»:

Исламский шариат заложил основы понимания экологической сознательности, разъяснил истину существования человека и истину окружающего мира, а также определил отношения человека с окружающим миром. Нет сомнения в том, что забота об окружающей среде является основой экологической сознательности, которую определил ислам.

В рамках экологической сознательности ислам не ограничился экологическими проблемами посредством увещевания или проповедей, а более того, в рамках исламского шариата сформировалось передовое теоретическое учение, направленное на сохранение окружающей среды и достижения человека в этом мире, созданном для служения человеку.

Исламский шариат уделяет внимание как экологическому мышлению, так и сохранению экологической среды и природных ресурсов, в том числе восприятию человеком своей ответственности, своей сущности и окружающей среды. Шариат наложил на человека ответственность. Аллах говорит в Коране: «Вот твой Господь сказал ангелам: “Я создам наместника на земле”. Они ответили: “Неужели Ты поставишь здесь того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь? Ведь мы восхваляем Тебя и славим Твое святое (имя)?”

Наместничество означает одно из основ экологического мышления. Ислам возложил на человека ответственность за окружающую среду и окружающий мир. Человек первое лицо, которое получает блага из ресурсов, которые предоставляет природа. Человек также ответственен за решение проблем, возникающих в деле охраны окружающей среды, исходя из ценностей, установленных шариатом. Человек также ответственен за исполнение этих ценностей. Убрать с дороги препятствие – это садака, творить благое по отношению к божьим созданиям означает вход в рай, несмотря на все совершенные грехи. Пророк (мир ему) сказал: «Однажды, когда собака, почти умиравшая от жажды, кружила вокруг колодца, её увидела блудница из числа блудниц бану Исраиль. Она сняла башмак, зачерпнула воды и напоила собаку, и Аллах простил ей за это [грехи]».

Также шариат призывает нас развивать ресурсы природы и окружающей среды, чтобы гарантировать долговечность их существования и извлечения пользы. Пророк (мир ему) сказал: «(Если) какой-нибудь мусульманин посадит дерево или посеет что-нибудь, а затем птица, человек или животное съест (что-то из посеянного или посаженного им), это непременно (зачтётся) ему как садака».

Экологическое мышление должно занимать должное место в учениях и актах, которые принимают представители различных религиозных традиций, а не просто ограничиться проповедями или увещеваниями. Если проповедь оказывает влияние, то осмысление над состоянием окружающей среды является одним из основных принципов религии. Это должно касаться всех сфер, с которыми соприкасаются религии: теологические, законодательные, или в том, что связано с человеком и окружающей его инфраструктурой.

В Исламе экологической сознательности должно уделяться главное место. С этой целью должны высказываться мнения, приниматься и распространяться соответствующие фетвы.

Исламское понимание сформировало теорию об отношении человека к природным ресурсам. Не будет преувеличением, если сказать, что проблема охраны окружающей среды является один из основных пунктов шариата и одним главных принципов принятия исламских законов.

Экологическая проповедь должна базироваться на логике, говорить языком цифр и научных истин. Работа должна вестись со всей серьезностью. Она также должна касаться некоторых проблем, связанных с экологией, возможно они были поняты неправильно или исходили из неправильных данных. Во главе этих проблем стоит подчинение природы и природных ресурсов человеку, так как бытие создано для человека и для удовлетворения его желаний. Переусердствовать в этом вопросе значит изменить природу, ненадлежащим образом использовать предоставленные природные ресурсы.

В конце хочу отметить, что проблема экологической сознательности должна занять соответствующее место в качестве одного из вопросов просвещения, с которыми сталкиваются религиозные, социальные и образовательные учреждения. Все другие учреждения должны следовать примеру этого благословенного форума, который выполняет свой долг времени и занимается экологическим просвещением для сохранения Земли и служения человечеству посредством науки и труда.

15 декабря 2021 г.


15 декабря 2021

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку

Прямая речь КУРБАН БАЙРАМ. Проповедь Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина в Московской Соборной мечети  09 июля 2022 года КУРБАН БАЙРАМ. Проповедь Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина в Московской Соборной мечети 09 июля 2022 года
Расписание намазов
17 Авг. 2022 фаджр2:45 шурук4:59 зухр12:39 аср16:34 магриб20:07 иша22:14
В Москве 18:48