Пятница, 29 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Конференции, поездки и встречи > А. Юзеев: преемственность религиозных философских концепций Марджани и Бигиева очевидна

А. Юзеев: преемственность религиозных философских концепций Марджани и Бигиева очевидна

Преемственность религиозных философских концепций Марджани и Бигиева, приведенный в двух аспектах об общности божественной милости, об акыде, каламе и иджтихаде очевидна, несмотря на более чем 30-50-летнюю разницу во времени обнародования своих взглядов двумя татарскими мыслителями. Об этом в своем докладе на сегодняшней VII Всероссийской научно-практической конференции «Бигиевские чтения» на тему: «Исламская богословская мысль: глобальные кризисы и пути их преодоления» заявил доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Казанского филиала Российского государственного университета правосудия, член экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по теологии Айдар Юзеев.


Как рассказал А.Юзеев, общеизвестны слова Марджани о том, что двери иджтихада не закрывались и указывал, что с 7 по 19 век он имел место быть. «Марджани приводил имена самих известных муджтахидов в различных областях духовной жизни, то есть в философии, усул ад-дин, в таджвиде и т.д. об этом же писал и Муса Джарулла Бигиев. Он, поскольку жил немножко позже, писал: умма обладает, конечно же, полным правом на вынесение самостоятельного суждения, то есть правом на иджтихад, полным правом на законотворчество в сфере шариата. Каждому человеку дано право на иджтихад, право на вынесение собственного суждения. Но право на законотворчество в сфере шариата, иными словами право на принятие непреложных законов в социальной, культурной и религиозной жизни должно быть предоставлено, только участникам иджмы на усмотрение общественного органа и компетентного консенсуса знатоков права», - отметил он.

Иными словами, сообщил А.Юзеев, М.Бигиев полагает, что вынесение иджтихада как мусульманской общиной, так и отдельным человеком может быть воплощено в действительности только после санкции участников иджмы: «Таким образом преемственность религиозных преемственность религиозных философских концепций Марджани и Бигиева, приведенный в двух аспектах об общности божественной милости, об акыде, каламе и иджтихаде очевидно, несмотря на более чем 30-50-летнюю разницу во времени обнародования своих взглядов двумя татарскими мыслителями».

«Марджани предложил свой путь развития татарской нации во второй половине 19-го века, почти то же самое утверждал в первой четверти 20-го века М.Бигиев. Для прогресса татарской нации, ислама необходимо очищение акыды от наслоений калама, мусульманскому образованию – замена калама светскими науками и вынесение иджтихада на основе первоисточников: Корана, сунны и иджмы», - заключил А.Юзеев.

Айдар Юзеев: о всеобщей божественной милости задолго до М.Бигиева писал Ш.Марджани

О всеобщей божественной милости задолго до Мусы Бигиева писал Шигабутдин Марджани. Об этом в своем докладе на сегодняшней VII Всероссийской научно-практической конференции «Бигиевские чтения» на тему: «Исламская богословская мысль: глобальные кризисы и пути их преодоления» заявил доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Казанского филиала Российского государственного университета правосудия, член экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по теологии Айдар Юзеев.


В своем докладе на тему «Муса Бигиев как продолжатель религиозно-философских идей Шигабутдина Марджани» Айдар Юзеев отметил: «Казалось бы между Марджани и Бигиевым существует достаточно времени. После смерти Марджани 30 лет, а когда Бигиев начал писать и высказывать свои мнения прошло 50 лет. Конечно, были ученики Марджани, самый известный из которых – Х.Фаизханов, который уехал в Петербург. Казалось, взгляды Марджани нашумели и остались в своем времени. И конкретно через 50 лет, я обратил внимание, и хотел бы вам представить свое видение общности взглядов Марджани и Биги».

«О всеобщей божественной милости писал Марджани среди отечественных ученых. Мы знаем, что и арабо-мусульманские мыслители писали об этом, начиная от Ибн Сины, аль-Маари, Ибн Араби, писали Ибн Таймийя, аль-Джаузия, аль-Афгани, Мухаммад Абдо и даже Икбал. В отечественной историографии считается, что впервые эту проблему поднял Муса Бигиев. Писали об этом, естественно, Р.Фахретдин и И.Гаспринский. Но вот Марджани, оказывается, писал о всеобщей божественной милости в своей книге «Аль-Хикма аль-балига». Он высказался по проблеме наказания за грехи и упомянул о суждении Ибн Араби, что ад вечен, но муки его могут иметь и конец. И понятие хулуд (бесконечность) можно трактовать по-разному, продолжительность этого периода. Это зависит от желания Аллаха. Марджани выступил против аргументов хариджитов и мутазилитов, которые обрекают на вечные мучения грешников-мусульман, поскольку в Коране и сунне говорится о вечной для них каре, ссылаясь на аяты, по которым божественные обещания не нарушатся, а исполнятся», - сообщил ученый.

По словам А.Юзеева, Марджани в этой своей книге приводит аргументы, когда обещание наказания грешников-мусульман будет длиться не вечно - это первый аргумент – и вечно – второй аргумент: «В первом случае нарушение обещания невозможно из-за слов Всевышнего: «Не меняется слово у Меня». Аят Корана «И не тиран Я для рабов» - доказательство к тому, что противоположно этому, то есть первому аргументу. То есть Марджани приводит два подхода, ссылаясь на один аят из суры Корана, когда обещание Всевышнего нарушится или исполнится. Сам татарский теолог придерживается позиции Анаса ибн Малика в отношении угрозы допустимости нарушения обещания, который ссылается на слова Пророка: «Если Бог обещал кому-либо награду за его деяния, то Он непременно исполнит это». Поскольку, Он угрожал кому-либо карой за деяния его, то в отношении такого за Богом остается выбор: наказать или помиловать. Благородному (Всевышнему) следует оставлять на Свое усмотрение исполнение или неисполнение Своей угрозы, даже если об этом Он не заявляет открыто».
Как считает Айдар Юзеев, по Марджани, решение остается за Всевышним. Поскольку Он великодушен, то на Его милость вправе рассчитывать и грешники из числа других конфессий.

«Впервые об этом написал Марджани. Что касается Бигиева, естественно, об этом уже многие современные ученые писали. Приводили восемь аргументов, они все известны», - заключил А.Юзеев.
Пресс-служба ДУМ РФ

На фото: Книга «Аль-Хикма аль-балига»


8 декабря 2021

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку