Вторник, 18 Сентября 2018
"Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!" بِسْمِ  اللّهِ  الرَّحْمـَنِ  الرَّحِيمِ
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > Конференции, поездки и встречи > Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин: мусульманское духовенство должно выступить носителем нового послания мусульман к миру: послания открытости, терпимости, гуманизма, уважения к учености…

Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин: мусульманское духовенство должно выступить носителем нового послания мусульман к миру: послания открытости, терпимости, гуманизма, уважения к учености… Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин: мусульманское духовенство должно выступить носителем нового послания мусульман к миру: послания открытости, терпимости, гуманизма, уважения к учености…

Выступление Председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина на Форуме улемов мусульман Евразии на тему «Исламская цивилизация на Евразийском пространстве: прошлое,настоящее и будущее»:


Уважаемый брат Верховный Муфтий Республики Казахстан Серикбай ажы Ораз, уважаемый председатель Сената Парламента Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелулы Токаев, уважаемые участники и гости Форума улемов мусульман Евразии - муфтии и улемы, мои братья и сестры!

От имени Духовного управления мусульман Российской Федераци, Совета муфтиев России и себя лично сердечно приветствую вас братским мусульманским приветствием: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух - мир вам, милость Всевышнего Аллаха и Его благословение!

Благодарю Республику Казахстан за предоставленную возможность собраться мусульманским религиозным деятелям Евразии для обмена мнениями и обсуждения волнующих всех нас вызовов современности. Мы видим, что с началом XXI века огромный мусульманский мир пришел в движение, которое, к сожалению, нередко выливается в войны, междоусобицы, демонтаж государственности, гуманитарные катастрофы и другие кризисные явления.

Для преодоления всех накопившихся проблем и выхода на новый этап своего развития, мусульманскому миру, важной частью которого, безусловно, является регион Казахстана и Средней Азии, равно как и российское мусульманство, предстоит большая работа по саморазвитию, исправлению собственных ошибок и недоработок, интеллектуальному развитию на опережение. Эту работу никто за нас не сделает и полагаться нужно на собственное старание и собственный иджтихад.

Довольно часто от лидеров мусульманских общин Европы я слышу, а особенно явно это проявилось в ходе проведения нашего XIII Международного мусульманского форума в Хельсинки (декабрь, 2017 г.), что в светских государствах Европы, где мусульмане в меньшинстве, Ислам развивается более содержательно, свободно и гармонично, нежели во многих территориях исламского мира. Сама идея исламского государства, то есть государства, построенного на принципах Ислама, сегодня колоссально дискредитирована заблудшими личностями, называющими себя мусульманами, но наносящими вред Исламу и истинным мусульманам всех континентов. Поэтому неудивительно слышать от некоторых экспертов утверждение, что ключевая проблема исламского мира – это сами мусульмане.

Мы мечтаем о возвращении «золотого века Ислама», в реальности будучи технологически отстаем от стран христианского мира на Западе, от развитых азиатских стран. Если общемировой внутренний валовой продукт достигает сегодня 75 триллионов долларов, то на долю всех мусульманских стран приходится только 4 триллиона. Это составляет чуть более 5% в мировой экономике, при том что в мусульманских странах проживает более 20% от всего человечества. В связи с этим, считаю честью для себя выступать с призывами взращивать интеллектуальный и технологический потенциал мусульман именно в Астане - городе, который несколько месяцев назад принял первый в истории саммит Организации исламского сотрудничества (ОИС) по науке и технологиям.

Однако невозможно всерьез рассуждать о научном, технологическом, экономическом рывке, не осознав предпосылок расцвета исламской цивилизации. Пик расцвета этой цивилизации приходится на IX-X-й века н. э., спустя триста лет после времени пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Именно тогда Ислам распространился от Атлантического океана на западе до Тихого океана на востоке, от Занзибара на юге до Булгара на севере. Да, родина моих предков, Волжская Булгария, приняла ислам в качестве государственной религии в 310 году Хиджры − 922 году по григорианскому летоисчислению, когда в эти далёкие северные земли приехала делегация от Багдадского халифа аль-Муктадира БиЛлях. Через несколько лет мы будем праздновать 1100-летие этого события, иншаАллах, если позволит Всевышний Аллах.

Каким же был мир Ислама в ту эпоху? Во-первых, мусульмане того времени являлись образцом миролюбивости, толерантности и совершенно не боялись контактировать с представителями самых разных цивилизаций – зороастрийской, индусской, буддийской, китайской, не говоря уже о христианах и иудеях. Это была эпоха интенсивного межцивилизационного обмена, когда познания и достижения одной культуры свободно проникали к представителям другой, и, тем самым, обогащали всё человечество.

Во-вторых, на раннем этапе мусульмане очень терпимо и с большим уважением относились к религиозному плюрализму, в том числе внутри своей собственной религии. Как пример, можем вспомнить те шура − собрания, который проводил великий ученый − имам Абу Ханифа со своими учениками и улемамы-учеными в различных областях исламских наук, давая возможность обсуждать, дискутировать, высказывать суждения по рассматриваемому вопросу и тем самым находить правильное решение, которое соответствовало священному Корану и Сунне Святого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Мы гордимся тем, что именно мусульманские правители эпохи Аббасидского Халифата создали Дом мудрости в Багдаде – прообраз первой академии в мусульманском мире, после формирования которой мы видим расцвет деятельности мусульманских философов, теологов, мыслителей. В это же время в Северной Африке, Палестине и на юге Европы господствовала династия Фатимидов, которые построили свою новую великолепную столицу Каир, создали мечеть и университет аль-Азхар, как крупнейший образовательный центр региона. Деятельность учёных с мировым именем – аль-Фараби, Ибн Сины, Ибн Рушда, Ибн Араби, Ибн Халдуна и многих других – прославила исламскую культуру и мусульманский цивилизационный код во всём мире.

Сами мусульмане сегодня также перечисляют эти имена и достижения наших предшественников, когда хотят показать величие исламской средневековой цивилизации. Но когда дело доходит до анализа идеологических воззрений этих великих людей, ряд мусульман впадает в ступор. Нужно отметить, что некоторые багдадские халифы в ту эпоху придерживались разных школ и большинство ведущих мусульманских правоведов, философов и мыслителей также имели очень своеобразные религиозные представления.

Все, кто выделялся своими познаниями и имел другую точку зрения – их сейчас называют различными нелицеприятными терминами.

Зиндики, мувхиды, мушрики, кафиры – такими эпитетами награждают некоторые мусульмане величайших мыслителей исламского мира, хотя именно благодаря этим гениальным умам мусульманский мир когда-то достиг своего процветания.

Осуждения, проклятия и доносы сопровождали жизнедеятельность таких выдающихся богословов, как Имам Нугъман ибн Сабит Абу-Ханифа, Ахмад ибн Ханбаль, Абу Хамид аль-Газали в средневековье или близкие к нам по времени Абденнасыр Курсави, Шихабутдин Марджани и Муса Бигиев.

За что же их осуждали и очерняли? За то лишь, что их творческий и интеллектуальный потенциал был шире обозначенной предшественниками колеи мышления. Кем были определены мнимые границы мышления? Создателем Всевышним Аллахом? Его Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует)? Конечно же, нет.

Именно в этой стезе лежат первопричины глубокого кризиса, который поразил исламское богословие в более поздние эпохи. Сегодня мы также видим параллели с тем, что нынешних некоторых религиозных деятелей ислама зачастую отличает подозрительность ко всем инакомыслящим, им присущи серьёзные психологические комплексы в общении с представителями других религиозных школ и учений. По всему исламскому миру возникает парадоксальная ситуация: мы говорим о целостности исламского наследия, о необходимости развития и укрепления братства в Умме, но при этом отказываемся принимать утвержденный и в Священном Коране, и в пречистой Сунне принцип плюрализма мнений.

Низкий образовательный уровень, боязнь выйти за жёсткие рамки средневековых идеологических установок, страх перед прогрессом – это главные проблемы, из-за которых организации и институции типа «аль-Каиды» и ДАИШ (настойчиво навязанное человечеству под названием ИГИЛ) будут регулярно возвращать наш исламский мир в средневековье и тормозить развитие исламской мысли, прогресса и подвергать обвинениям и унижению Священную религию Ислам и мусульман. Преодолеть экстремистские учения, столь широко распространившиеся в странах ислама, одними призывами и лозунгами невозможно. Необходимо найти в себе силы порвать с устаревшими представлениями о делении мира на Дар-уль-Ислам, якобы благоденствующий, и враждебный ему Дар-уль-куфр. Надо объективно взглянуть на историю развития исламской богословской мысли во всём её разнообразии и отвергнуть идеи, которые отжили своё. Нужно найти или создать заново такие образовательные программы для мусульман, в которых религия не противостояла бы светским наукам, а дополняла бы их с точки зрения моральных, этических ценностей и устоев.

Глобализацию невозможно перекрыть введением железных занавесов, и ключевую задачу исламских теологов следует сформулировать совершенно в ином ключе: что именно они готовы предпринять уже сегодня, чтобы ислам вернулся к его истинной сути – как вероучения, открытого для диалога, полного уважения к другим религиям и призывающего к миру, прогрессу и всеобщему благоденствию. И именно мусульманское духовенство должно выступить носителем нового послания мусульман к миру: послания открытости, терпимости, гуманизма, уважения к учености и к любого рода научным знаниям. Опорой этого моего утверждения являются требования Всевышнего Аллаха:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَىٰ وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا ۚ إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ

«О люди! Воистину, Мы создали вас из одной (пары) мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга (а не презирали друг друга), и самый почитаемый перед взором Аллаха (тот) среди вас, который наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий (обо всем)».

أَمَّنْ هُوَ قَانِتٌ آنَاءَ اللَّيْلِ سَاجِدًا وَقَائِمًا يَحْذَرُ الْآخِرَةَ وَيَرْجُو رَحْمَةَ رَبِّهِ ۗ قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ ۗ إِنَّمَا يَتَذَكَّرُ أُولُو الْأَلْبَابِ

«Неужели тот, кто благоговейно проводит ночные часы, (падая ниц) и стоя, страшась Грядущей жизни и надеясь на милость своего Господа, (равен неверующему)? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?». Воистину, помнят назидание только обладающие разумом».

Мы в Российской Федерации, в многонациональном мегаполисе – Москве, готовы к такому рода работе и постепенно движемся в направлении изжития у современных мусульман комплекса изоляционизма, комплекса собственного превосходства и пренебрежения к достижениям соседей. Искренне надеюсь, что нам удастся в ходе дальнейшего обмена мнениями найти оптимальные механизмы в этой непростой, но очень важной деятельности.

Благодарю вас за внимание.

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!



2 марта 2018 г., Астана


2 марта 2018

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку