Четверг, 01 июня 2023
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Национализм - гибельный путь для России

Приводим полный текст интервью Председателя СМР муфтия Равиля Гайнутдина сайту Kreml.org:  

О российской культуре и государственности размышляет Равиль Гайнутдин, Председатель Совета муфтиев России.  

- Возможен ли современный мир без России?  

- Конечно же, мир без России - это совсем не тот мир, который объективно сложился за последнюю тысячу лет. А в последние триста лет Россия играла и играет существенную и во многом определяющую роль на мирной политической арене.  

Российская культура общепризнанна. Невозможно представить себе общемировую культуру без Александра Пушкина, Льва Толстого, как и мировую науку - без Ломоносова и Менделеева; только перечисление имен займет не одну страницу.  

Но есть еще и роль России как субъекта геополитики и цивилизационного развития человечества. Россия страна, где на широких евразийских просторах соединились в некое новое качество черты Европы и Азии. Это не механическое слияние и не эклектическое заимствование чужого - народам нашей страны искони присущи такие свойства, которые можно наблюдать по отдельности и у западных, и у восточных народов. Более того, эти свойства творчески развиты народами нашей страны и творчески соединились, не растворяясь, в единой российской цивилизации.  

Поэтому не совсем верно утверждение, что Россия - это мост между Европой и Азией, ибо функции моста слишком просты. Россия же - особый континент, на котором происходит синтез цивилизаций без утраты самобытности входящих в единое целое компонентов. Это, если хотите, "гора самоцветов", как удачно назвали мультсериал по мотивам фольклора и мифов народов, населяющих нашу страну. Или, говоря по-научному, "единство в многообразии".  

Каждый коренной народ нашей страны имеет возможность сочетать свою самобытность с единой политической и геополитической субъектностью государства, с единым суверенитетом. В этом и есть смысл российской государственности в ее внутреннем разрезе.  

Такой творческий сплав культур в единой цивилизации уникален; ни империи прошлого, ни нынешний Евросоюз подобного не имеют. Страны Европы объединены прагматическими договорными отношениями, но они совершенно обособлены друг от друга как субъекты цивилизации, политики и геополитики. Поэтому российская государственность, выстраданная многими поколениями наших предков, имеет общемировую ценность как модель цивилизации, которую европейцы еще не сформулировали даже теоретически.  

Другое дело, что не все у нас получалось и получается на практике, в нашей истории много пролито безвинной крови, есть и сегодня немало тормозящих факторов, уклонов в крайности, однако цивилизационный фундамент у нас правильный, системообразующий и наиболее перспективный для будущего развития всего человечества.  

- Чем обусловлено территориальное, культурное и историческое единство России?  

- Это единство обусловлено, прежде всего, взаимным тяготением народов. Наш великий ученый Лев Гумилев назвал это "комплиментарным союзом". Чтобы контролировать огромное и необжитое пространство, одного народа мало - нужен союз народов, причем искренний союз, не только взаимовыгодный, но и взаимоуважительный. А для этого входящие в него народы, в первую очередь - наиболее многочисленные народы, должны относиться к другим народам, даже самым малочисленным, с уважением, как к равным, как к родным братьям. И сегодня задача обеспечения суверенитета как залога соблюдения национальных интересов диктует необходимость не только сохранения, но и упрочения комплиментарного союза, требует не пресловутой западной "терпимости", а подлинной дружбы народов, постоянно подчеркиваемой и стимулируемой на государственном уровне.  

Безусловно позитивным фактором нашей текущей внутренней политики является то, что Президент России В. В, Путин ввел практику проводить многие важные мероприятия, включая международные, не только в столице, но и в разных регионах России. Его визиты в Татарстан, в Дагестан, в Чеченскую республику являются символическими актами, подчеркивающими как комплиментарность союза народов России, так и единство в многообразии.  

Концепция "русской нации" является искусственным, надуманным образованием, не имеющим опоры в реальности и в реальной истории. Термин "Русская земля" принадлежит далекой истории. После разрушения Киева в 12 веке другими русскими князьями во главе с Андреем Боголюбским, единая русская государственность, имевшая конфедеративный характер, де-факто и вовсе прекратилась. Последние остатки этнически "русской государственности" на севере Руси были уничтожены царем Иваном Грозным в его походе на Великий Новгород.  

В составе Золотой Орды народы на этническом уровне перемешались, говорить о "чистоте крови" какого-то одного народа стало, мягко говоря, затруднительно, различия стали проводить по языковым и религиозным признакам: продолжительное время "русскими" называли последователей византийской ветви православия независимо от цвета кожи и разреза глаз, а "татарами" - всех мусульман, даже кавказских. Вот для обозначения государствообразующей нации с 15 века и вошел в оборот другой, казалось бы синонимический термин "российский", который и лег в название нашей страны позднее, в 18 веке - "Российская империя".  

В советский период термин "русский" перестал означать религиозную принадлежность. Сегодня "русским" в обиходе называют некий обобщенный славянский этнический тип, который весьма отдаленно и крайне редко напоминает признаки русского этноса 10 - 12 веков (светловолосые и голубоглазые). Народы генетически перемешались, а русский язык служит единым языком общения. Однако введение в словоупотребление двух изначальных синонимов "русский" и "российский" (на других языках они обозначаются одним словом) сыграло с нами злую шутку; эти синонимы для нас разделились, мы стали их друг другу противопоставлять.  

В других странах "француз" - это не какой-то этнический тип, измеряемый по черепу, крови, принадлежности к религии и т.п., а просто гражданин Франции. Также "американец", "англичанин"... И у нас только "россиянин" - это гражданин России. А "русский", как считают некоторые экстремисты, это - член некоей привилегированной касты, который должен иметь больше прав, чем другие, только по якобы наличию в нем более "чистой" славянско-арийской крови. Это гибельный путь, приводивший к полному краху многих империй: наиболее яркий и масштабный пример прошлого века - это Германия под началом Гитлера.  

Есть великий русский народ, исторически сплотивший союз самобытных и равноправных народов и видящий свою миссию в превращении этого союза в один из важнейших центров общемировой цивилизации. И этот народ не должен ни в коем случае обособлять себя от других народов - своих братьев, которые хотят вместе с русским народом и далее строить безопасное и счастливое будущее. От термина "русская нация" лучше либо совсем отказаться, либо понимать под ним всех россиян. В основу общероссийской идентичности должна быть положена гражданская идентичность.  

- Говорит ли социально-экономическая катастрофа 90-ых годов о несостоятельности российской государственности?  

Конечно же, нет! Была несостоятельность правящего режима, крах его идеологии. То же самое было и в 1917 году. Большевики сумели исправить пороки национальной политики царского режима, следовавшего византийским утопиям, но сами последовали за другими утопиями, приведшими к такому же результату. Правда, сегодняшняя Российская Федерация - все-таки больше и крепче, чем РСФСР, оставшаяся в 1917 году после краха монархии. И нам не нужна, как в 1918 году, гражданская война для собирания утраченных земель в единую империю. Нужно скорее создать справедливое общество и социально ответственное государство, и тогда тяготеющие к нам народы, оставшиеся по воле безответственных политиков за бортом российской цивилизации, снова будут с нами.  

- В чем смысл патриотического чувства?  

Мы и должны быть проповедниками уникальной российской цивилизации во всем мире. Нам есть чем гордиться. Патриотическое чувство великий русский поэт определял как "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам". Для нас, мусульман, любовь к свой земной Родине является еще и священным долгом. Для нас Родина - это место, где живут наши родственники - все россияне, члены единой большой семьи. И поэтому в отношении с другими нациями мы всегда чувствуем приоритет наших российских интересов, интересов нашей великой семьи.  

- Что Вам лично дала принадлежность к русской культуре?  

- Я вижу Россию как многонациональную и многоконфессиональную державу, в которой мирно живут в добрососедстве и взаимном уважении представители разных религий и культур. Ведь Аллах, да будет слава Ему, говорит в Коране: "Мы создали вас разными племенами и народами, чтобы вы познавали друг друга". Мне, представителю татарского народа, познание русской культуры многое дало, расширило мои знания, дало ощущение принадлежности к единому Отечеству для русских, татар, башкир, чувашей, калмыков и других.  

- Можно ли выразить духовный облик России через какой-либо зримый символ?  

- На сегодня официальный герб России вполне выражает ее духовный облик. Будучи возрожден в начале 90-ых годов, он, согласно его виду и описанию, не несет сегодня моноконфессиональной нагрузки, каковая была у него до 1917 года. Впрочем, двуглавый орел, известный еще в древнем Египте при Птолемеях и заимствованный оттуда Восточно-Римской империей, из которой он и попал в Московию, имел вполне общечеловеческую символику - только с течением времени в России ему стали придавать черты одной религии.  

Сам по себе двуглавый орел - символ единства в многообразии, о чем я уже говорил, и это подходящий символ. Условный всадник-герой, побеждающий дракона - также удачный символ героя, спасающего нашу страну от врагов.  

Возможно, в недалеком будущем будут предложения по насыщению государственной символики какими-то новыми идеями, но на сегодня символы вполне отображают реалии.  

- С чем Вы связываете будущее российской культуры?  

- Понятие российской культуры должно расширить свои границы, Например, творческое наследие таких великих татарских поэтов, как Габдулла Тукай и Муса Джалиль, во всех учебниках России должны стать неотъемлемой компонентой российской культуры. Нужна многовекторность и в освещении истории нашей страны, и в целом в культуре.  

Российская государственность имеет все возможности для того, чтобы у нее было великое будущее. И связано это с выбором стратегического пути развития. Если развитие пойдет по пути национализма, то будущего не будет - будут кровь, страдания и политический крах.  

Если развитие пойдет по пути упрочения комплиментарного союза народов России, то Россия не только сама достигнет больших высот, но еще и другим покажет пример. Давайте крепить межнациональное братство и межконфессиональное добрососедство в нашей стране!  

14 июня 2006 г.  


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку

Прямая речь УРАЗА БАЙРАМ. Праздничная проповедь председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина УРАЗА БАЙРАМ. Праздничная проповедь председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина
Расписание намазов
01 июн. 2023 фаджр01:53 шурук03:48 зухр12:33 аср16:56 магриб21:08 иша23:03
В Москве 23:03