Кто бы мог подумать, что визит Папы Римского Бенедикта
XVI в родную Баварию (9-14 сентября) обернется международным скандалом, а
Ватикану придется несколько раз устами различных своих представителей и самого
Понтифика во время воскресной проповеди выражать сожаление по поводу
случившегося? Казалось бы, Папа всего лишь посетит дорогие его сердцу города
Марктль-на-Инне и Фрайзинг, встретится со своим братом Георгом Ратцингером,
совершит несколько богослужений, встретится с политиками и учеными, "напомнит"
баварцам о семейных ценностях и угрозе секуляризма. И все! Не тут-то было!
Бенедикт XVI, конечно, пал жертвой СМИ. Некогда выступления главы
Конгрегации вероучения кардинала Йозефа Ратцингера интересовали лишь богословов
и интеллектуалов. Сейчас же весь мир обсуждает лекцию, прочитанную Бенедиктом
XVI студентам и преподавателям Университета Регенсбурга 12 сентября и тот
контекст, в котором Папа процитировал антиисламское высказывание византийского
императора XIV в. Мануила II Палеолога. Благодаря радио, газетам и телевидению
имя этого средневекового правителя в одночасье стало известно даже домохозяйкам.
Начиная с 14 сентября Папу призывали "объясниться" с мусульманским миром
члены движения "Братья-мусульмане", Организация Исламская Конференция (ОИК),
премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган и председатель Турецкого совета по
религиозным делам Али Бардакоглу, парламент Пакистана и Совет муфтиев России. Во
многих мусульманских странах прозвучали призывы разорвать дипломатические
отношения с Ватиканом, под угрозой оказался запланированный ноябрьский визит
Понтифика в Турцию - а ведь правительство этой страны и Константинопольский
Патриарх Варфоломей I долго оспаривали друг у друга "право" пригласить
Папу.
Впрочем, "регенсбургская лекция" - не первый случай, когда у СМИ
появляется возможность поговорить о противостоянии Бенедикта XVI исламскому
миру. Негативное отношение Понтифика к перспективе вступления Турции в Евросоюз
хорошо известно. В 2003 г. в своей книге "Вера, истина и терпимость" нынешний
Папа критиковал ислам за чрезмерное, на его взгляд, переплетение религии и
политики. В августе 2005 г. он принимал в папской резиденции в Кастель-Гандольфо
известную своими антиисламскими взглядами журналистку Ориану Фаллачи
(скончавшуюся на прошлой неделе). В то же время в ходе своей первой зарубежной
поездки Бенедикт XVI встречался с главами мусульманской общины Кельна, а в
феврале текущего года выступал с однозначным осуждением карикатур на Пророка
Мухаммеда.
Во время традиционной воскресной проповеди 17 сентября в Риме
Бенедикт XVI сказал: "Я очень огорчен той реакцией, которую вызвал среди
мусульман краткий фрагмент моего выступления в Регенсбурге. Я всего лишь
процитировал средневековый текст, который не отражает мое личное мнение.
Выступление в Регенсбурге было приглашением к открытому и честному диалогу при
полном взаимоуважении".
Представители "Братьев-мусульман", в частности,
заявили, что объяснениями Понтифика удовлетворены. В то же время свою воскресную
проповедь Папа произнес при беспрецедентных мерах безопасности - действующие в
Ираке экстремистские группировки угрожали атаковать Ватикан. Нападениям
подверглись христианские (в том числе греческая православная и англиканская)
церкви в Палестине. Сколько бы ни извинялся теперь Папа, волну протеста,
поднявшуюся в мусульманском мире, ему уже не остановить - все это Запад уже
проходил во время "карикатурной войны". Остается лишь ждать, пока градус
напряжения спадет сам собой, и думать о том, что может оказаться "в остатке".
Как смотрят на происходящее представители других христианских конфессий,
в частности православия? Заместитель председателя Отдела внешних церковных
связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) епископ Егорьевский Марк (Головков) в
беседе с корреспондентом "НГР" назвал реакцию мусульман на высказывание Папы
"слишком болезненной" и "не вполне оправданной". "Слова Понтифика - часть
университетского доклада, Папа говорил о неприемлемости насаждения веры при
помощи насилия. Впрочем, исторически Католическая Церковь сама этим грешила -
достаточно вспомнить Крестовые походы или инквизицию. Однако сегодня
насильственное насаждение веры можно рассматривать лишь как рудимент прошлого, и
слова Папы - не критика ислама как такового".
Кстати, во время своего
баварского визита Бенедикт XVI сумел задеть и Русскую Православную Церковь
(РПЦ). Выступая перед католическими священниками и семинаристами в баварском
Альтоттинге, Папа Римский сказал: "В так называемом третьем мире: в Латинской
Америке, Африке и Азии - люди ждут тех, кто несет им слово Божье. Я уверен, что
и на так называемом Западе, здесь, в Германии, и на просторах России мы можем
пожать богатую жатву".
В РПЦ высказывание Понтифика расценили как
посягательство на "каноническую территорию" Московского Патриархата. "У
Католической Церкви обширное поле для миссии, в первую очередь это народы,
которые исторически с этой Церковью связаны, но сегодня в значительной степени
подвержены безбожию" - так прокомментировал слова Папы зампред ОВЦС МП
протоиерей Всеволод Чаплин. Залог успеха в миссионерской деятельности
заключается в том, чтобы "не бояться мира и не приспосабливаться к нему".
"Действуя так, - заявил также представитель РПЦ, - мы в полной мере исполняем
свою миссионерскую задачу по всей территории России и ряда сопредельных стран,
которые являются канонической территорией нашей Церкви".
Диалог между РПЦ
и Католической Церковью - замкнутый круг: о чем бы ни говорили стороны, все в
итоге сведется к спорам о "канонической территории", "прозелитизме",
греко-католиках и примате Папы Римского в Церкви. Слова Бенедикта XVI и реакция
РПЦ показали, что прерванный шесть лет назад и возобновившийся 18 сентября в
Белграде богословский диалог между католиками и православными будет очень
непростым. Такое мнение накануне белградской встречи высказал и глава
католической архиепархии в Москве архиепископ Тадеуш Кондрусевич.
Скандальная "регенсбургская лекция", неосторожные замечания относительно
России... Похоже, что привыкание Йозефа Ратцингера к новой роли, требующей от
некогда "кабинетного" богослова небывалой ответственности за каждый жест или
реплику, явно затянулось...
Станислав МИНИН, Павел
КРУГ
"НГ-Религии"
20 сентября 2006 г.