Пятница, 19 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Материалы СМИ. "Как слово наше отзовется"

Кто бы мог подумать, что визит Папы Римского Бенедикта XVI в родную Баварию (9-14 сентября) обернется международным скандалом, а Ватикану придется несколько раз устами различных своих представителей и самого Понтифика во время воскресной проповеди выражать сожаление по поводу случившегося? Казалось бы, Папа всего лишь посетит дорогие его сердцу города Марктль-на-Инне и Фрайзинг, встретится со своим братом Георгом Ратцингером, совершит несколько богослужений, встретится с политиками и учеными, "напомнит" баварцам о семейных ценностях и угрозе секуляризма. И все! Не тут-то было!

Бенедикт XVI, конечно, пал жертвой СМИ. Некогда выступления главы Конгрегации вероучения кардинала Йозефа Ратцингера интересовали лишь богословов и интеллектуалов. Сейчас же весь мир обсуждает лекцию, прочитанную Бенедиктом XVI студентам и преподавателям Университета Регенсбурга 12 сентября и тот контекст, в котором Папа процитировал антиисламское высказывание византийского императора XIV в. Мануила II Палеолога. Благодаря радио, газетам и телевидению имя этого средневекового правителя в одночасье стало известно даже домохозяйкам.

Начиная с 14 сентября Папу призывали "объясниться" с мусульманским миром члены движения "Братья-мусульмане", Организация Исламская Конференция (ОИК), премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган и председатель Турецкого совета по религиозным делам Али Бардакоглу, парламент Пакистана и Совет муфтиев России. Во многих мусульманских странах прозвучали призывы разорвать дипломатические отношения с Ватиканом, под угрозой оказался запланированный ноябрьский визит Понтифика в Турцию - а ведь правительство этой страны и Константинопольский Патриарх Варфоломей I долго оспаривали друг у друга "право" пригласить Папу.

Впрочем, "регенсбургская лекция" - не первый случай, когда у СМИ появляется возможность поговорить о противостоянии Бенедикта XVI исламскому миру. Негативное отношение Понтифика к перспективе вступления Турции в Евросоюз хорошо известно. В 2003 г. в своей книге "Вера, истина и терпимость" нынешний Папа критиковал ислам за чрезмерное, на его взгляд, переплетение религии и политики. В августе 2005 г. он принимал в папской резиденции в Кастель-Гандольфо известную своими антиисламскими взглядами журналистку Ориану Фаллачи (скончавшуюся на прошлой неделе). В то же время в ходе своей первой зарубежной поездки Бенедикт XVI встречался с главами мусульманской общины Кельна, а в феврале текущего года выступал с однозначным осуждением карикатур на Пророка Мухаммеда.

Во время традиционной воскресной проповеди 17 сентября в Риме Бенедикт XVI сказал: "Я очень огорчен той реакцией, которую вызвал среди мусульман краткий фрагмент моего выступления в Регенсбурге. Я всего лишь процитировал средневековый текст, который не отражает мое личное мнение. Выступление в Регенсбурге было приглашением к открытому и честному диалогу при полном взаимоуважении".

Представители "Братьев-мусульман", в частности, заявили, что объяснениями Понтифика удовлетворены. В то же время свою воскресную проповедь Папа произнес при беспрецедентных мерах безопасности - действующие в Ираке экстремистские группировки угрожали атаковать Ватикан. Нападениям подверглись христианские (в том числе греческая православная и англиканская) церкви в Палестине. Сколько бы ни извинялся теперь Папа, волну протеста, поднявшуюся в мусульманском мире, ему уже не остановить - все это Запад уже проходил во время "карикатурной войны". Остается лишь ждать, пока градус напряжения спадет сам собой, и думать о том, что может оказаться "в остатке".

Как смотрят на происходящее представители других христианских конфессий, в частности православия? Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) епископ Егорьевский Марк (Головков) в беседе с корреспондентом "НГР" назвал реакцию мусульман на высказывание Папы "слишком болезненной" и "не вполне оправданной". "Слова Понтифика - часть университетского доклада, Папа говорил о неприемлемости насаждения веры при помощи насилия. Впрочем, исторически Католическая Церковь сама этим грешила - достаточно вспомнить Крестовые походы или инквизицию. Однако сегодня насильственное насаждение веры можно рассматривать лишь как рудимент прошлого, и слова Папы - не критика ислама как такового".

Кстати, во время своего баварского визита Бенедикт XVI сумел задеть и Русскую Православную Церковь (РПЦ). Выступая перед католическими священниками и семинаристами в баварском Альтоттинге, Папа Римский сказал: "В так называемом третьем мире: в Латинской Америке, Африке и Азии - люди ждут тех, кто несет им слово Божье. Я уверен, что и на так называемом Западе, здесь, в Германии, и на просторах России мы можем пожать богатую жатву".

В РПЦ высказывание Понтифика расценили как посягательство на "каноническую территорию" Московского Патриархата. "У Католической Церкви обширное поле для миссии, в первую очередь это народы, которые исторически с этой Церковью связаны, но сегодня в значительной степени подвержены безбожию" - так прокомментировал слова Папы зампред ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин. Залог успеха в миссионерской деятельности заключается в том, чтобы "не бояться мира и не приспосабливаться к нему". "Действуя так, - заявил также представитель РПЦ, - мы в полной мере исполняем свою миссионерскую задачу по всей территории России и ряда сопредельных стран, которые являются канонической территорией нашей Церкви".

Диалог между РПЦ и Католической Церковью - замкнутый круг: о чем бы ни говорили стороны, все в итоге сведется к спорам о "канонической территории", "прозелитизме", греко-католиках и примате Папы Римского в Церкви. Слова Бенедикта XVI и реакция РПЦ показали, что прерванный шесть лет назад и возобновившийся 18 сентября в Белграде богословский диалог между католиками и православными будет очень непростым. Такое мнение накануне белградской встречи высказал и глава католической архиепархии в Москве архиепископ Тадеуш Кондрусевич.

Скандальная "регенсбургская лекция", неосторожные замечания относительно России... Похоже, что привыкание Йозефа Ратцингера к новой роли, требующей от некогда "кабинетного" богослова небывалой ответственности за каждый жест или реплику, явно затянулось...


Станислав МИНИН, Павел КРУГ
"НГ-Религии"
20 сентября 2006 г.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку