Пятница, 19 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > Возврат в средневековье. Должен ли Папа извиняться перед мусульманами

Guardian
Повторяя клевету на ислам, уходящую корнями в мрачное Средневековье, папа усиливает опасения мусульман, что против них организуется новый крестовый поход.

Реакция Папы на волну возмущения в мусульманском мире, вызванную его словами, была еще более оскорбительной, чем сами эти высказывания. Он извинился не за свои слова, а фактически за мусульман, которые, дескать, не смогли понять, что он имел в виду.

В том, что Папа, говоря об исламе, воспользовался цитатой из византийского текста, нет ничего удивительного. Между отношением Мануила Палеолога к этой религии - выраженным в словах, на которые ссылался Папа - и взглядами самого Бенедикта существует полная преемственность. Церковь и сегодня пользуется массивным корпусом понятий, образов и нарративов, связанных с исламом, который она унаследовала со времен Средневековья. В этих источниках ислам изображается как лжеучение, насаждающее насилие и разврат, а пророк Мухаммед называется негодяем, колдуном, архиеретиком и предтечей Антихриста.

Хотя латиняне - враги Константинополя - вряд ли проливали слезы из-за того, что в 7 веке две трети принадлежавших империи земель перешли в руки мусульман, они сделали все возможное, чтобы сохранить византийское литературное наследие, связанное с исламом. В 11-14 столетиях эти тексты использовались пропагандистской машиной церкви для нагнетания крестоносной истерии в христианском мире. Реформация существенно дополнила этот корпус литературы, и распространяла его идеи в Европе уже в Новое время. Авторы одного из христианских текстов 17 века не жалеет черной краски для изображения мусульман. Их называют "отравой, язвой, ядовитыми змеями, псами, проникшими в святой храм".

Хотя сегодня подобные метафоры и уступили место обычной лексике, апеллирующей к логике, пусть и субъективной, методологическая основа остается прежней. Ислам по прежнему воспринимается как нечто чуждое, как воплощение зла. Только в этом контексте мы можем полностью осознать смысл заявлений Папы, да и многих других высказываний об исламе, которые приходится слышать сегодня. Свободу слова необходимо отстаивать, но этой свободой нельзя прикрываться, нагнетая враждебность к другим расам и религиям.

Вот вам один парадокс: Папа подчеркивает совместимость логики и веры, приводя это в качестве свидетельства о превосходстве христианства над исламом, но сам тезис принадлежит ибн Рушду по прозвищу Аверроэс - философу-мусульманину из Андалусии. Именно на основе концепции Рушда средневековая церковь сумела примириться со столь милым сердцу Бенедикта рационализмом.

В своей лекции Папа уделил большое внимание веротерпимости. К несчастью для него, история политики церкви в отношении "чуждых" религий отмечена насилием и агрессией: гонениям подвергались все - иудаисты, язычники, еретики и "неверные".

Сейчас и дня не проходит без призыва к "реформированию ислама" - которое сам Папа Бенедикт XVI считает невозможным. Может быть, пора потребовать того же от Католической церкви и ее непогрешимого понтифика? Ей, несомненно, необходимо радикальным образом пересмотреть свою концепцию, создающую пугающий образ ислама, его пророка и приверженцев. Вместо того чтобы извиниться за кровь мусульман, пролитую с благословения церкви во времена крестовых походов и Реконкисты, папа предпочел в очередной раз насыпать соли на еще не зажившую рану. Из-за него пропасть между двумя религиями только углубилась. Он вновь противопоставил крест полумесяцу.

Высказывания Папы служат для мусульман от Танжера до Джакарты убедительным свидетельством того, что против них в открытую ведется война - причем стразу на трех фронтах: политическом, военном и религиозном. Понтифику не стоит удивляться, что его слова вызвали столь мощную реакцию в исламском мире: мусульман до глубины души возмущают попытки отбросить их назад, в эпоху колониализма и "цивилизаторской миссии" Запада.
>Кто теперь сможет убедить мусульман, что Запад не начал против них новый крестовый поход, основанный на альянсе Буша с Бенедиктом, властей светских и духовных?

Сумайя Гханнуши - научный сотрудник Школы по изучению Востока и Африки (School of Oriental and African Studies) при Лондонском университете. Она исследует средневековую христианскую литературу об исламе
19 сентября 2006

("The Guardian", Великобритания)

Источник - ИноСМИ

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку