Четверг, 25 апреля 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМИ об Исламе > "НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": "Хотят ли религии войны? От папы Франциска потребовали "ответа" на теракт против католического храма в Нормандии"

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": "Хотят ли религии войны? От папы Франциска потребовали "ответа" на теракт против католического храма в Нормандии"
Мировая общественность обсуждает слова папы Римского Франциска о том, что в мире идет война. Понтифик сделал такое заявление в ответ на просьбу журналистов прокомментировать жестокое убийство французского священника Жака Амеля во время захвата исламскими террористами католического храма на севере Франции. "Нам постоянно говорят о проблемах с безопасностью, хотя на самом деле то, что происходит, характеризуется словом "война", - приводят СМИ высказывание Франциска. - Нам нужно перестать бояться признать правду. Мы находимся в состоянии войны". При этом папа сделал важную оговорку, выдержанную в фирменном стиле "бергольовского" миролюбия: "Когда я говорю о войне, я говорю о войнах за интересы, деньги, ресурсы, а вовсе не за религию. Все религии хотят мира, войны хотят другие люди".

Логику журналистов, задавших вопрос о католическом священнике, можно понять следующим образом. Безмятежность Нормандии, края готических соборов и очаровательных ферм, где сохранилась еще старая добрая католическая вера в ее восхитительной крестьянской простоте, нарушена зверским преступлением, совершенным у алтаря. Не значит ли это, что террористы с открытым забралом обратились против самих основ западной цивилизации - Римской церкви? Может быть, убийство священника заденет наконец папу за живое и он оставит свой фирменный пацифизм?

Трагические события, конечно, видны в том фокусе, в каком их предлагает актуальная повестка дня. Мало кто заметил, но в тот же день, когда террорист перерезал горло священнику во французском храме, под Токио молодой человек напал с ножом на обитателей дома инвалидов и убил 19 человек. Преступник мотивировал свое деяние ненавистью к людям с ограниченными возможностями. Такие события происходят во всем мире едва ли не ежедневно. В этих событиях замешаны как иммигранты, так и коренные жители, они орудуют как ножами, так и используют и другие орудия убийства.

Мотивы преступников самые разные - от религиозного фанатизма до различных социопатий. Нельзя сказать, что религиозные объекты или деятели Запада оказываются главной мишенью, если даже речь идет именно об исламистском терроре. Преступник, врезавшийся на грузовике в толпу на набережной в Ницце, не разбирал вероисповеданий и национальностей. Его жертвы наблюдали за салютом в честь Дня взятия Бастилии, события, основополагающего для республиканских устоев Франции. Светские основы Европы, кстати, чаще подвергаются критике исламистов, чем христианское наследие. Наконец, если кому-то кажется, что началась война религий, то почему ее началом надо считать нападение на католический храм 26 июля с.г., а не, скажем, убийство православного священника Даниила Сысоева в 2009 году в Москве? Или гибель священников в Чечне в 1990-е годы? Или террор против христиан в Сирии?

В этом смысле хаотический поток новостей скорее отражает позицию папы Франциска, который считает, что мир находится в состоянии "третьей мировой войны", но эта война порождена социальными проблемами и отчуждением людей. В этом смысле проблема мигрантов, которые тем не менее все чаще попадают в список исполнителей терактов в Европе, представляет собой важный вызов для Ватикана.

Отметим, что вопрос об убийстве священника был задан накануне поездки понтифика в Польшу. Эта страна - оплот католического консерватизма, здесь отвергли требование Евросоюза принять по квоте мигрантов с Ближнего Востока, и в настоящее время Брюссель оказывает серьезное давление на Варшаву. Левый популист папа Франциск, недавно перед теле- и фотокамерами омывавший ноги мигрантам, едет в Краков, где царит культ папы Иоанна Павла II, боровшегося с коммунизмом и всяческой левизной. Здесь ему придется сводить в одно целое гамму настроений, господствующих в католическом мире.

Например, существует мнение, высказанное вчера в интервью Corriere della Sera главой Конференции итальянских епископов кардиналом Анджело Баньяско. "Необходимо обратиться за помощью к умеренной мусульманской общине, которая должна решительно осудить акты терроризма. Представителям умеренного ислама нужно сделать так, чтобы их голос был услышан, чтобы они выступили с решительной единодушной позицией, без какой-либо недосказанности или двусмысленности", - сказал князь Римской церкви. Подобное требование ставит сложную задачу перед ватиканским самодержцем, который на протяжении всей своей каденции пытался выстраивать диалог и с мусульманами на Западе, и с исламскими странами. Понтифик-миротворец неоднократно говорил, что религиям необходимо объединяться ради противостояния секуляризации.

Одновременно с этим призыв кардинала Баньяско может показать, насколько умеренные мусульмане восприняли миролюбивые усилия христианских "братьев". До сих пор наиболее массовой реакцией на всплески исламофобии после терактов становились кампании в соцсетях, идеей которых было: "Не все мусульмане - террористы". Отрицание коллективной вины - фундаментальное убеждение современной либеральной цивилизации, против которой ведут свою войну религиозные фанатики. Однако когда мы уходим из мира идей и убеждений, то погружаемся в реальную жизнь, которая показывает, насколько в консервативных сообществах, к которым многие относят мусульманские общины, сильны традиции коллективной солидарности. Салман Рушди в автобиографическом романе "Джозеф Антон" с горечью писал о том, какую роль в его травле играли так называемые "умеренные исламские лидеры". Сам Рушди берет это понятие в кавычки.

Лакмусовой бумажкой для любого умеренного деятеля или режима может служить тема "страданий" - мусульман в Сирии, палестинцев, рохинджа в Мьянме... Стоит завести разговор о "преследовании ислама" или "страданиях правоверных" - и любой имам в европейском костюме теряет самообладание и западный лоск, превращаясь в человека толпы. На этих чувствах "добрых людей со вспышками благородного гнева" как раз и играют, по свидетельствам специалистов, агитаторы и рекрутеры террористических организаций.

Мало того, "коренные" религии Старого Света активно участвуют в войне с западной "дискретностью" и плюрализмом и, как следствие, с социальным инстинктом индивидуальной ответственности за свои действия. Так в свободном мире возрождается коллективное бессознательное, которое обращается к "надежным и четким" понятиям крови, почвы, святынь и племенной солидарности. Сегодня исламист перерезал горло священнику, а завтра мы можем увидеть агрессию "мстителей" за христианство.


Андрей МЕЛЬНИКОВ
29 июля 2016 г.


1 августа 2016

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку