Воскресенье, 03 Июля 2022
بِسْمِ  اللّهِ  الرَّحْمـَنِ  الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > ДУМРФ > Комментарий Д.Мухетдинова о мероприятиях Москвы и Казани

Комментарий Д.Мухетдинова о мероприятиях Москвы и Казани

По итогам прошедших в Москве и Казани мероприятий в СМИ и соцмедиа активно муссируется тема «соперничества» ДУМ Российской Федерации и Республики Татарстан в праздновании 1100-летия официального принятия Ислама народами Волжской Булгарии.

Не разделяю этой точки зрения, поскольку соперничество – это выявление сильнейшего в единой системе координат в рамках общих и понятных критериев. Татарстан и его структуры – госаппарат, республиканское Духовное управление, Всемирный конгресс татар с одной сторон и Духовное управление мусульман Российской Федерации, с другой стороны, вкладывают в саму дату 1100-летия разные смыслы и нарративы, по-разному определяют свою целевую аудиторию и цель этого общественного высказывания. Можно сделать их сопоставительный анализ, но сравнить не получится.

Ярким примером наших разночтений являются логотипы, разработанные к 1100-летию Духовным управлением мусульман Российской Федерации и татарстанским муфтиятом. Наша символика отсылает к теме Волжской Булгарии как цивилизации городов и учености, активной международной и экономической деятельности, государственнического подхода в делах Ислама. Логотип ДУМ РТ выстроен вокруг нарратива Казани как центра коранопечатания.

Тема Корана – последнего Божьего откровения – в привязке к конкретной географической точке имеет высокую медийную привлекательность. Она была запущена уже 10 лет назад во время открытия Памятного знака и помещения в нем самого большого в мире печатного Корана. 12 января 2022 года тот же символический ряд был немного переиначен и участники заседания республиканского Оргкомитета присутствовали при начале переписи рукописного Корана в честь юбилея. Сознанием людей XXI века, которым не приходится не то что читать рукописные книги, а даже самим годами не доводится писать ручкой, это все воспринимается, разумеется, как перфоманс, некое постановочное представление, не имеющее конкретной связи с реальной жизнью людей.

Поэтому логотип, представленный 12 января в Казани, резко сужает смысловую нагрузку 1100-летнего юбилея не то что до пределов Республики Татарстан, а даже до города Казани в пределах улиц Тукая и Каюма Насыри. Простые люди при первом взгляде на этот символический знак видят не сложное символическое наполнение, а силуэт, извините, надгробного камня. Это никак не может считаться символикой торжества, убежденной самопрезентации и активного социального действия 25 миллионной уммы. Это самопрезентация довольно малочисленной прослойки ортодоксального духовенства, которая, как ни крути, сама насчитывает не более двух-трех десятков человек, несмотря на многолетние декларации о подготовке кадимитских мыслителей.

Своими словами я ничуть не хочу обидеть или унизить авторов представленного логотипа. Очень уважаю сам подход выстраивания современного смыслового ряда на прочной исторической основе с использованием символов и условных знаков, образной преемственности. Он прекрасно подошел бы в качестве логотипа книжной серии, центра по изучению рукописей, мусульманского издательства, научно-исследовательского центра или богословского кружка. Но в контексте празднования 1100-летия главный его изъян – абсолютное непонимание и даже отрицание всего комплекса вызовов, с которыми сталкивается российское мусульманство, да и вся Россия в отношении Ислама и мусульман.

У нас катастрофический дефицит мечетей в крупных городах, системные ошибки в работе с общественным мнением – общая масса россиян ассоциирует ислам только с «чужаками», «пришлыми народами», да и мигранты зачастую ведут себя так, будто приехали трудовыми «партизанами» на вражескую, чуждую и непонятную им территорию. Отсюда – конфликты, стычки, позорные инциденты, свидетелями которых мы были в 2021 году и много ранее. У нас огромный дефицит духовных и интеллектуальных кадров для исламских институций, а романтика архаизма молодежь не особо привлекает. Поэтому 1100-летие в том виде как его задумывал Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин еще в 2016 году – это фундамент для широкого общественного диалога о многонациональной и многоконфессиональной основе нашей страны, для решения актуальных проблем, для принятия решений, которые предотвратят социальные потрясения в будущем.

В принципе, подход Республики Татарстан объясним – в этом важнейшем регионе России проблем с мечетями нет (хотя эксцессы на межнациональной и межрелигиозной почве случаются), республика не несет ответственности за чаяния миллионов мусульман, живущих за пределами национальных республик. А Духовное управление мусульман Российской Федерации призвано работать во имя гармонизации межнациональных отношений, социализации, просвещения, образования мусульман во всей стране.

Мы работаем над образом Ислама и мусульман – современных, адекватных действительности, просвещенных, широко мыслящих, патриотичных и умеющих донести свою позицию.


 Дамир Мухетдинов,
первый заместитель председателя ДУМ РФ,
доктор теологии


Сайт Мусульмане России


17 января 2022

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку

Прямая речь Выступление Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина на заседании Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» Выступление Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина на заседании Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир»
Расписание намазов
03 Июл. 2022 фаджр1:50 шурук3:45 зухр12:39 аср17:05 магриб21:22 иша23:17
В Москве 02:35