Пятница, 29 марта 2024
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > СМР > ДУМРФ > Пленум ДУМ РФ – внутренний отчет и внешний эффект

Пленум ДУМ РФ – внутренний отчет и внешний эффект

Сентябрь в системе координат Духовного управления мусульман Российской Федерации является месяцем отчетным и задающим повестку на ближайшее будущее. Ежегодно 23 сентября в честь дня открытия обновленного комплекса Московской Соборной мечети проходят мероприятия – будь то Съезд организации или ежегодные заседания Пленума. В 2021 году памятная дата сентября ознаменовалась целым комплексом мероприятий, показывающим продвижение российского мусульманства вперед по основным направлениям развития: внутренняя отстройка уммы, укрепление научного потенциала, духовно-богословская жизнь российской уммы, укрепление международных связей.

С 21 по 24 сентября в Московской Соборной мечети и относящихся к ней структурных единиц состоялись: ежегодное заседание Пленума ДУМ РФ, заседание Совета улемов ДУМ РФ, XIV Международная научно-образовательная конференция «Чтения имени Галимджана Баруди». Кроме того, Московскую Соборную мечеть посетила представительная делегация Главного управления по фетвам Иорданского Хашимитского Королевства во главе с верховным Муфтием Иордании доктором Абдуль-Каримом Хасавнехом. Профессор Хасавнех и Председатель ДУМ РФ Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин скрепили своими подписями Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между духовными институциями двух стран. В заключительный день программы иорданский муфтий выступил с проповедью перед прихожанами Московской Соборной мечети на пятничной молитве.



ДУМ РФ изнутри: внутренняя структуризация и расширение орбиты влияния

Заседание пленума является мероприятием внутреннего характера, цель которого – подвести итоги работы за год, обсудить актуальные вопросы и проблемы, наметить план действий на ближайшие месяцы. Традиционно, в установочном докладе Муфтия Шейха Гайнутдина прозвучала оценка общей ситуации в умме и были высказаны важные акценты мусульманской повестки дня. Рамочный итоговый отчет о деятельности центрального аппарата в лице заместителей муфтия и всех департаментов, ими курируемых, прозвучал в выступлении первого заместителя председателя ДУМ РФ Дамира Мухетдинова. Далее по конкретным темам в рамках курируемых ими направлений высказались заместители муфтия. В режиме свободного микрофона слово было предоставлено членам Пленума.

За прошедший с момента предыдущего пленума год в структуре ДУМ РФ появилось три новые централизованные религиозные организации: ДУМ Республики Марий Эл (Мухтасибат Республики Марий Эл) области, ДУМ Орловской области (Орловский Мухтасибат), а также ДУМ Кировской области, которое прошло перерегистрацию и перешло в состав ДУМ РФ. Перечень наглядно демонстрирует три основных сценария расширения ДУМ РФ. В случае с Орловским мухтасибатом, создание ЦРО стало закономерным результатом многолетней деятельности общин в составе ДУМЕР-ДУМ РФ, усилий по организации общинной жизни в тех населенных пунктах, где живет заметное количество мусульман, и объясняется их естественным желанием объединиться в рамках своего региона в единый мухтасибат. ДУМ Кировской области на протяжении многих лет действовало в составе Совета муфтиев России, но, последовав призыву духовного лидера российских мусульман Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина, на очередном своем отчетно-выборном съезде проголосовало за вхождение в состав ДУМ РФ путем смены устава. Иная ситуация с Мухтасибатом Республики Марий Эл. Это ЦРО образовано путем объединения шести местных религиозных организаций республики, ранее входивших в иное федеральное духовное управление.

Этот третий сценарий является раздражителем для определенных групп влияния в российском социуме, не приемлющих самой перспективы единоначалия, порядка и прозрачности в делах уммы, за которыми неизбежно следует и институциональное укрепление мусульманского духовенства и выход уммы на новый качественный этап своего развития. Притчей во языцех стали домыслы и спекуляции вокруг типовых уставов ДУМ РФ для местных и централизованных религиозных организаций, активно распространяемые в сети, правда, без вразумительных объяснений, почему же при таких «невыгодных» для местных религиозных организаций условиях количество уже состоявшихся общин, вливающихся в ДУМ РФ, растет.

Очень важным нюансом является именно устоявшийся характер этих новых организаций, которые объединяют, как правило, сплоченные и цельные общины с единым пониманием веры и практики ислама, со своими устоявшимися традициями, подготовленным духовенством и системой взаимоотношений внутри локальной уммы. К таким, например, можно отнести общины самого крупного и знаменитого татарского села Параньга в Марий Эл, общины поселков Звенигово, Суслонгер, Мочалище этой же республики, общину Соборной мечети столицы Чувашской Республики Чебоксар, также принявшую решение связать свое будущее с муфтием шейхом Равилем Гайнутдином.

Эти общины не столь заметны на общем фоне российской уммы, ведь наибольшее внимание приковано к религиозным организациям в крупных городских центрах и областных столицах. Однако со стороны таких общин, обделенных вниманием областного руководства и крупных меценатов, рассчитывающих только на собственные силы и опирающихся на стабильный костяк уммы, в последние годы проявился совершенно четкий интерес к работе в структуре динамично развивающегося, отвечающего вызовам времени духовного центра. При этом старшее и среднее поколения религиозных деятелей знают и ценят Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина как религиозного лидера, идеологическая позиция которого остается неизменной на протяжении десятилетий. Они понимают, что для обеспечения достойного будущего уммы, для сохранения мировоззрения подрастающих поколений в исламской системе ценностей сегодня необходима работа с паствой на совершенно новом интеллектуальном и организационном уровне и готовы принимать соответствующие решения.



Возвращение ДУМ РФ на Северный Кавказ

Ядовитые комментарии злопыхателей, не согласных с процессом консолидации уммы, в изрядном количестве появились в информационном поле как накануне, так и после работы пленума. Ничтожную ценность обвинений ДУМ РФ в узурпации власти из рук региональных руководителей и присвоении недвижимости в регионах помог вскрыть громкий случай в Дагестане, где желание местного муфтията навязать общине имама, вопреки выбору самой общины, на несколько дней стало главным событием внутриполитической повестки. Появились публикации и в поддержку политики постоянной ротации имамов центральной соборной мечети по усмотрению муфтията.

Обвинения в пренебрежении демократическими принципами, превышении полномочий и узурпации духовной власти звучали бы сильно, если не транслировались бы в защиту религиозных деятелей, в чьей официальной биографии факт последнего избрания на пост датируется 1998 годом, а смена исполнительного руководства в муфтияте происходит регулярно на основе единоличного решения.

Возникшее недовольство проявилось в открытом письме, направленном накануне пленума от лица Координационного центра мусульман Северного Кавказа и продублированном на имя Полномочного представителя председателя ДУМ РФ Юрия Чайки. Поскольку пленумом ДУМ РФ на обвинения в свой адрес дан развернутый отклик в форме ответного письма, ограничимся лишь указанием на то, что Северный Кавказ и его религиозные лидеры еще в 90-е годы по собственной инициативе сблизились и стали работать плечом к плечу с Муфтием Равилем Гайнутдином, что подтверждается фактами участия в становлении Совета муфтиев России ДУМ Северной Осетии Алании, вхождением в СМР ДУМ Республики Дагестан до 1998 года, когда трагически погиб демократически избранный Муфтий республики Сайидмухаммад Абубакаров и даже вхождением в состав СМР самого КЦМСК во времена руководства его председателя-основателя Магомеда Албогачиева.

Есть все основания предполагать, что причиной указанного послания КЦМСК является решение ряда дагестанских общин, ранее не входивших в структуру ДУМ Дагестана и не подчинявшихся местному муфтияту, перерегистрироваться в составе ДУМ РФ под началом муфтия Гайнутдина. Община Центральной мечети г. Кизляр, чей лидер Сагидгусейн хаджи Гусейнов стал гостем пленума, и не скрывает, что между кизлярской общиной и региональным муфтиятом есть противоречия, связанные с претензиями последнего на обладание земельным участком, на котором стоит Центральная мечеть г. Кизляр.

Между тем, неоднократно выраженная публично позиция ДУМ РФ состоит в подчеркнутом нейтралитете в отношении принципов субординации и порядка внутренней организации других духовных юрисдикций. Вхождение в состав ДУМ РФ – вопрос доброй воли и желания к этому самой общины. Равно как и выход региональных организаций из ДУМ РФ, в конечном счете, является неотъемлемым правом общины, что полностью соответствует и плюралистичным установкам ислама, и действующему законодательству.



Муфтий Гайнутдин как выразитель субъектности российского мусульманства

В отличие от многих других, Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин является духовным лидером мусульман, избранным на съезде в результате открытого голосования и в присутствии почетных гостей и десятков стран мира. Значительную часть своего выступления на заседании пленума в 2021 г. он посвятил теме самостоятельности принятия решений и ответственности уммы за свое будущее. Тема субъектности российских мусульман как социокультурной единицы в защите своих религиозных, национально-культурных, духовных интересов и прав прозвучала в устах духовного лидера российских мусульман не впервые. Но именно 23 сентября 2021 г. показало, что широкий слой духовенства – прочная социальная база из религиозных лидеров молодого и среднего поколений, воспринимающая и полностью солидарная с призывом муфтия Гайнутдина, окончательно созрела.

Призыв во главу угла ставить довольство Всевышнего Аллаха и только Его, не заискивая перед недальновидными чиновниками, которые игнорируют религиозные права и потребности мусульман, нашел огромный отклик в мусульманской среде. Субъектность, о которой говорит муфтий Гайнутдин, предполагает не территориальную, административную или даже культурную обособленность, речь идет об интеллектуальной и мировоззренческой зрелости уммы к полноправному участию в созидании единого российского государства и ее требовании достойного отношения к своим духовным потребностям и исторической роли в строительстве единого государства.

Ярким примером имеющейся стагнации в развитии государственно-исламского диалога является грядущее празднование 1100-летия принятия Ислама народами Волжской Булгарии. Событие, имевшее цивилизационное, культурообразующее и смыслообразующее значение для десятков народов современной России, имело все шансы остаться локальным юбилеем, выраженным в фестивалях национальной кухни и театрализованных представлениях. Выведение, по инициативе Муфтия Равиля Гайнутдина, этого юбилея на президентский уровень и поддержка Владимира Путина 1100-летию, возвысило грядущее событие на федеральный, а также и на международный уровень. Попытки закамуфлировать, «замылить» историческое значение этой даты, снизив его значение до регионального, означают не столько попытку низвести статус и значение Ислама в истории и сегодняшнем России, сколько полное непонимание и игнорирование широкого социального запроса в среде российских мусульман и непонимание социокультурных и демографических вызовов, с которыми Россия уже начала сталкиваться в связи с геополитическими, климатическими, демографическими перестройками в мире.



Интеллектуальная субъектность – состоявшаяся реформа исламской мысли в России

22 сентября 2021 года в качестве одного из пунктов программы XIV Международной научно-образовательной конференции «Чтения имени Галимджана Баруди» в Московской Соборной мечети состоялась презентация новых книг и периодики Духовного управления мусульман РФ. Всего было презентовано 12 наименований книжной и периодической продукции, первым из которых являлся труд первого заместителя председателя ДУМ РФ Дамира Мухетдинова «Российское мусульманство: в поисках политической субъектности». Кроме издательского дома «Медина», который за отчетный период запустил сразу несколько новых книжных серий - «Ал-ислах ва-т-тадждид» («Возрождение и обновление»), «Межрелигиозный диалог», «История исламского мира», «Ислах ал-мадарис: ал-манхадж ал-джадид» («Реформа медресе: новый курс»), продолжил подготовку «Энциклопедии Ислама», энциклопедического словаря «Ислам в Российской Федерации» и выпуск серии «Исламская мысль в России: Возрождение и переосмысление», издания представили также Издательский дом «Читай» и Духовное управление мусульман Москвы. Интерес публики вызвал сборник фетв, разработанных Советом улемов ДУМ РФ в 2017-2021 годах. По мнению комментаторов, оригинальные, опирающиеся на прочную научную базу богословские заключения российских улемов свидетельствуют о новом этапе развития российских мусульман и о том, что российское мусульманское сообщество осмысляет свое собственное место в собственной стране и мире в новом тысячелетии. Интеллектуальная планка, масштаб и даже численное количество презентуемой литературы были определены учеными как академический уровень и вызвали высокий интерес широкой публики.

Таким образом, результаты, продемонстрированные Духовным управлением мусульман Российской Федерации в дни заседания пленума, весьма впечатляющи, однако гораздо большее значение имеют питающие их социальные процессы.

Пресс-служба ДУМРФ


8 октября 2021

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку