Воскресенье, 03 Июля 2022
بِسْمِ  اللّهِ  الرَّحْمـَنِ  الرَّحِيمِ "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"
 
Rus En Ar
Статьи > Ислам и мусульмане > Кто действительно является «правдивейшими сыддикун»?

Кто действительно является «правдивейшими сыддикун»? Кто действительно является «правдивейшими сыддикун»?

Продолжая исследовать тему «адресного» ниспослания определенных аятов Корана, в данной статье обращаем внимание на суру «Аль-Хадид» («Железо»). В этой суре есть интересный фрагмент (57:16–25), включающий термин, который встречается в Коране всего два раза…

***

Начинается данный отрывок следующим образом: «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при поминании Аллаха и того, что ниспослано (им) из истины, и чтобы не уподоблялись они тем, которым Писание было даровано прежде, чьи сердца зачерствели по прошествии долгого времени, и многие из которых являются нечестивцами?»

О ком же говорится в этом аяте? «Зачерствевшие сердца», как правило, встречаются у людей, обладающих строгим, суровым характером, в том числе из-за стремления всегда и везде чтить букву закона. Использующийся здесь арабский глагол факасат[1], происходящий от корня ксw и переведенный в данном случае как «зачерствели», подтверждает эту версию. Согласно словарям, этот корень означает «быть жестоким; быть суровым и строгим».

И все же «суровость» — довольно широкое понятие, на его основании едва ли можно сделать окончательный вывод о том, кого же имел в виду Всевышний Аллах. Аяты 17 и 18 также не позволяют нам идентифицировать тех, о ком конкретно в данном случае идет речь. Но следующий, 19-й аят, содержит в себе тот самый ключевой термин: «Уверовавшие в Аллаха и Его посланников — они и есть правдивейшие. И они — исповедники (мученики), находящиеся возле своего Господа, и им уготованы их награда и их свет. А те, которые отвергли веру и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями ада».

Слово «правдивейшие» звучит на арабском как сыддикун. Это множественная форма слова сыддик, и она встречается в Коране лишь дважды. На первый взгляд в этом термине нет ничего уникального: слово явно арабское и происходит от корня сдк, который есть и в таких известных понятиях, как сыдк, садык, садака и др.

Однако обращает на себя внимание использование здесь выражения уляикя hум, которое можно перевести как «те; таковые; таковы они». Оно придает фразе определенный акцент: «Уверовавшие в Аллаха и Его посланников — таковы они, правдивейшие». Но если слово сыддикун несет в себе обычный и известный всем арабам смысл, то зачем нужен такого рода акцент? Ведь фраза словно заостряет наше внимание: «Верующие в Единого Бога и Его посланников — именно они действительно “правдивейшие”, именно они по-настоящему “сыддикун”»[2].

Так не имеется ли здесь в виду какая-то группа людей, которая именовала себя этим или близким к нему термином?

***

Тот, кто знаком с историей иудеев, без труда найдет аналогию термину сыддикун — саддукеи. Согласно Электронной еврейской энциклопедии (ЭЕЭ), эта группа, наряду с фарисеями и ессеями, считается одним из главных древнееврейских религиозно-политических течений, представители которого были аристократией: из этой среды назначались первосвященники, по идее, воплощавшие и религиозную, и светскую власть в Иудее.

Есть две версии происхождения названия саддукеев: 1) от имени ученика Антигона Сохейского, Садока (Цадока); 2) по имени священнослужителя Садока (Цадока), основателя династии первосвященников («сыны Цадока/Садока»). Обе версии восходят к имени Цадок/Садок, корень которого, по сути, идентичен арабскому сдк («правдивость, праведность»). По всей видимости, саддукеи спекулировали на своем прозвании, используя его внешний смысл в том плане, что считали именно себя «правдивейшими праведниками».

Какие же воззрения исповедовали саддукеи? Как пишет ЭЕЭ, они настаивали на «строжайшем исполнении законов Пятикнижия», их «строгость была одной из причин, почему народным массам было трудно принять учение саддукеев». Известный еврейский историк Иосиф Флавий отмечает: саддукеи «отличались в судах особой жестокостью»[3]. При этом, что интересно, «сами саддукеи, пользуясь своим высоким положением, не всегда исполняли законы»[4]. Именно саддукейский синедрион хотел казнить Иисуса Мессию (Иса аль-Масих).

Саддукеи отличались и тем, что отвергали загробную жизнь и воскрешение из мертвых[5]. А в 17-м аяте упомянутой суры говорится: «Знайте же, что Аллах оживляет землю после ее смерти. Мы уже разъяснили вам знамения, — быть может, вы уразумеете». И далее в аяте 19 написано: «…А те, которые отвергли веру и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями ада».

Возможный основатель саддукейства, ученик Антигона, Садок, считал, что «никакое вознаграждение не ожидает человека за гробом и что, следовательно, человеку следует заботиться лишь о своем земном благополучии». И именно так и поступали саддукеи, «которые все отличались своим богатством и роскошным образом жизни»[6].

Говорится ли что-нибудь об этом в суре «Аль-Хадид»? Не просто говорится, аят 20 прямо указывает на «обольщение мирской жизнью»: «Знайте же, что мирская жизнь — всего лишь игра и забава, украшение и похвальба между вами, и (соперничество) в стремлении обрести больше богатства и детей. Она подобна дождю, после которого растения восхищают (сердца) земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. В Грядущей же жизни есть тяжкие мучения (для несправедливых) и прощение от Аллаха и (Его) довольство. Мирская жизнь — всего лишь предмет обольщения».

Еще одной особенностью саддукеев, согласно ЭЕЭ, было то, что они «отрицали также Божественное провидение, утверждая, что человек сам является причиной добра или зла…». И вот что говорится в аятах 57:22–23: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Книге еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко. Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались (излишне) тому, что Он вам даровал…».

***

Могло ли саддукейское течение сохраниться до времен пророка Мухаммада ?, ведь с падением Иерусалима в 70 году оно полностью потеряло свое значение? Вероятно, могло… Как отмечает ЭЕЭ: «Одни из них примкнули к фарисейству, другие продолжали тайно исповедовать свое учение»[7].

Таким образом, с большой долей уверенности можно говорить о том, что термин сыддикун из аята 57:19 делает отсылку на саддукеев, и одним из «адресатов» фрагмента 57:16–25 являются представители этого религиозно-политического течения. В то же время упомянутые аяты, безусловно, несут в себе и общий для всех верующих смысл.



Марат Хайретдинов, главный редактор газеты «Минбар Ислама»


[1] Фа является дополнительной частицей, означающей «затем, потом».

[2] Возможность такого акцентирования подтверждает аят 49:15, где используется похожая фраза: уляикя hумус-садикун. Э. Кулиев перевел ее следующим образом: «Именно они являются правдивыми».

[3] Флавий И. «Иудейские древности» (книга двадцатая, гл. 9:1). — Минск, 1994.

[4] «…и многие из которых являются нечестивцами» (Коран, 57:16).

[5] Евангелие от Матфея, гл. 22:23.

[6] Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона. Т. 28. — М., 2001.

[7] Кроме того, допускается, что «традиции саддукеев повлияли впоследствии на учение караимов».


22 марта 2022

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Mail.Ru

Возврат к списку

Прямая речь Выступление Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина на заседании Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» Выступление Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина на заседании Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир»
Расписание намазов
03 Июл. 2022 фаджр1:50 шурук3:45 зухр12:39 аср17:05 магриб21:22 иша23:17
В Москве 02:12