Выпускник Московского исламского института, ныне первый заместитель муфтия РТ Рустам Батыр (Батров) опубликовал на страницах интернет издания Бизнес Онлайн http://m.business-gazeta.ru/blog/338218 свои размышления в связи с запланированным на ближайшие месяцы открытием Болгарской исламской академии в Булгарах, в Республике Татарстан.
Публикация Рустама хазрата – это призыв к всестороннему обсуждению концепции Болгарской исламской академии с привлечением самого широкого круга экспертов, поскольку вполне объективным является факт, что предназначенная стать «интеллектуальным оплотом традиционного Ислама в России» академия, не имеет права стать проходным проектом.
По мнению автора публикации, важнейшим условием достойной реализации проекта является «наличие вдумчивой, всесторонне проработанной концепции образования», поскольку именно исходя из концепции «определяются образовательные компетенции, верстаются учебные планы, пишутся учебники и подбирается состав преподавателей».
Пока общественности такого рода документ не был представлен, что Батров соотносит с тем, что «у академии лишь недавно появился «исполнительный директор» в лице управленца с колоссальным опытом — уважаемого Камиля Исхакова, который только лишь приступил к своим обязанностям на новом посту».
Болгарская исламская академия создается в контексте возрождения традиционного Ислама. Под ним, как правило, подразумевается ханафитский мазхаб как важнейшая его составляющая.
Формальный подход к этой проблематике ответственных структур грозит разными сложностями мусульманской умме.
Традиционный Ислам очень часто отождествляют с ханафитским мазхабом. Устав ДУМ РТ предписывает следовать «мазхабу Абу Ханифы».
Батров напоминает забываемую или игнорируемую истину о том, что между этими понятиями не всегда проводят грань, и в популярной литературе и в публицистике они порой выступают как взаимозаменяемые синонимы!
При не поверхностном подходе, по мнению автора (а это особенно важно в контексте концепции образования), следует помнить: ханафитский мазхаб и мазхаб Абу Ханифы далеко не тождественны друг другу!
«Если говорить вкратце, то мазхаб (учение, букв. «путь») Абу Ханифы — это то, как великий богослов Ислама систематизировал исламское наследие нашего Пророка, причем, стоит полагать, весьма точно для своего времени. А ханафитский мазхаб — средневековая интерпретация этого учения, то, во что его превратили ученики и последователи Абу Ханифы», - пишет Рустам хазрат и продолжает: примеров несовпадения учения Абу Ханифы с ханафитским мазхабом можно приводить великое множество. Но два таких несовпадения имеют наибольшую общественную значимость. Причем «значение для всех, а не только для религиозных людей».
Имам Абу Ханифа, в отличие от многих из тех, кто называет себя его последователем, допускал чтение намаза, равно как и призыв к нему (азан), на персидском языке, т. е. на родном языке своего народа (сам Абу Ханифа был персом), а не только на арабском, как это стало принято позднее.
«С канонической точки зрения имам обосновывал свое решение прецедентом времен Пророка. Когда персы начали принимать ислам, они написали письмо одному из ближайших его соратников Сальману аль-Фариси, персу по происхождению, с просьбой растолковать им значение «Фатихи», первой главы Корана, являющейся основным молитвенным текстом намаза. Сальман аль-Фариси исполнил их просьбу. И персы времен Пророка стали использовать его перевод во время молитвенного богослужения».
Исторический факт - практика получила широкую известность. При этом ни сподвижники Пророка, ни сам Пророк не стали препятствовать ей. А поскольку Пророк никогда не мирился даже с малейшими нарушениями религии, то, стало быть, персы поступали правильно, ибо они тем самым получили молчаливое одобрение (икрар) Пророка, которое позднее было признано как один из источников исламского права.
Для татар, которые, с одной стороны, находятся в условиях ассимиляционного вызова, а с другой — под угрозой арабизации своей культуры, (добавим, как противостояние предшествующему агрессивному размыванию в пресловутом “плавильном котле” – muslim.ru), подобные посылы исламской теологии крайне важны.
«Со временем учение Абу Ханифы было заменено на интерпретации тех, кто называет себя его последователем, т. е. на ханафитский мазхаб, данное положение было предано забвению и полностью исключено из религиозной практики Ислама» - напоминает Батров.
В истории не раз предпринимались попытки вернуться к этому аспекту учения имама Абу Ханифы. Так, например, Ататюрк, взявший курс на строительство национального турецкого государства, заставлял клерикалов быть верным Абу Ханифе: с 1932 по 1950 год, вплоть до победы на выборах оппозиции, по его приказу с минаретов мечетей Турции звучал азан на турецком языке.
Известно, что в России с призывами исполнять молитвы намаза, а также пятничную хутбу на татарском языке выступал, в частности, Галимджан Баруди.
Другой, куда более важный пункт расхождений между мазхабом Абу Ханифы и ханафитским мазхабом относится к учению об ирджа, мурджиизму. Ирджа — это богословский инструмент противодействия религиозному радикализму. Нескончаемые религиозные войны в Европе породили как ответ идею свободы совести и вероисповедания, а в исламском мире — концепцию ирджа, т. е. учение о необходимости оставлять вердикт о внутреннем мире человека на суд Создателя. Мурджииты настаивали, что право объявлять человека вероотступником принадлежит только Творцу и никому иному.
Абу Ханифа был последовательным и убежденным мурджиитом.
Однако с течением времени средневековая ментальность взяла вверх.
«Клерикалы, в том числе ханафитского толка, не хотели лишаться такого удобного инструмента нейтрализации оппонентов и несогласных, как такфир (обвинение в неверии), потому признали концепцию ирджа еретическим учением, а о принадлежности Абу Ханифы к мурджиизму стали предпочитать умалчивать. Сама же практика такфира получила огромное распространение в исламском мире, в том числе и среди ханафитов, и, как справедливо писал Муса Бигиев, стала одной из исторических причин его стагнации. Кстати, первыми, кто начал выступать против подобного положения вещей, были татарские богословы, начиная с Габденнасыра Курсави, который за свои убеждения ханафитами Средней Азии был объявлен неверным и приговорен к смертной казни».
***